52
53
ШШ'ШЫМОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХВполне очевидно, что ближайшие планы завода - сделать-таки "десятку" автомобилем номер один не только в своей производственной проАлександр Б УД/СИ Н. Фото автора грамме. но ив стране. Доводка машины постоянно продолжается. Новому автомобилю, естественно, нужен современный мотор. Таковым должен стать двигатель ВАЗ-2112, разработанный совместно с фирмой "Порше" на базе мотора ВАЗ-2108. Четыре клапана на цилиндр (два распредвала), распределенный впрыск с возможностью коррекции фаз, гидрокомпенсаторы теплового зазора клапанов, датчик детонации, каталитический нейтрализатор с обратной связью датчиком кислорода (лямбдазондом), электронная система управления с возможностями самодиагностики - одним словом, предусмотрено все то, что должен иметь современный двигатель. По мимо этого набора ставшего во всем мире "джентльмен ским", новый мотор оснащен системой рециркуляции отработавших газов: часть их возвращают в цилиндр. Это техническое решение (далеко не новое позволяет пони зить температуру горения и уменьшить Подобные выставки мало Двигатель ВАЗ-2112. Срок освоения таким образом количе - 1998 г. Рабочий объем - 1499 см3; похожи на крупные автомобильдиаметр цилиндра и ход поршня - ство окислов азота в выные шоу и привлекают внимание 82x71 мм; мощность - 69 кВт/94 л. с. хлопных газах. Все эти ухищоб/мин; в первую очередь специалистов. при 5600 момент -максимальный рения дали возможность впи крутящий 130 Н-м при саться в нормы Евро III - только Отсутствие широкой рекламы, с 3700 об/мин. так можно рассчитывать на эксодной стороны, способствует деловой атмосфере, но, с другой здесь пристальнее внимание к порт машин в Европу. - делает выставку менее притем. кто все же нашел силы и По сравнению с прародивлекательной для фирм, многие средства заявить о себе и своих телем двигатель 2112 имеет боиз которых в условиях экономиперспективных разработках. Налее жесткий коленчатый вал с ческого кризиса сочли участие в иболее интересным нам показаувеличенной массой противоней непозволительной росколось семейство новых двигатевесов и демпфер крутильных шью. Но нет худа без добра: лей ВАЗа. О них и расскажем. колебаний. Последний окажетЦелая гамма прототипов была показана на выставке "Двигатель-98".ся весьма кстати: известно, что одно из слабых мест "восьмерок" и "девяток" - сцепление. Здесь нередки поломки пружин ("жигулям" этот дефект неизвестен!). Двигатель уже начали выпускать, а к концу нынешнего года завод планирует выпустить 15 тысяч "десяток" с таким мотором. Автомобили ВАЗ21103 с новым двигателем достигают максимальной скорости 185 км/ч и разгоняются до "сотни" за 12 с - под капотом спрятаны 94 'лошадки". Вот только не подкачало бы опять качество изготовления... Другая модификация "деДвигатель ВАЗ-21203 (1999 г.). Рабочий объем - 1997 см3; диаметр цилиндра и ход поршня - 82x94 мм; мощность - 85 кВт/115 л. с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 165 Н-м при 3200 об/мин.сятки" - ВАЗ21102 оснащена 79-сильным мотором ВАЗ-2111 -89. Здесь тоже распределенный впрыск, но по сравнению с двигателем 2111 несколько изменена геометрия кулачков распредвала и система впуска. Эта модификация двигателя удовлетворяет52ЗР 11/98 ВАЗОВнормам Евро II, она почти на 7 л.с. мощнее прародителя и имеет на 11 Н-м больший крутящий момент. Таких моторов к концу года должно быть выпущено 31600 штук. Кстати, их устанавливают и на некоторые "самары", В следующем, 1999 году на конвейер обещают поставить двухлитровый 115-сильный двигатель ВАЗ-21203. Он предназначен как для переднеприводных автомобилей, так и для машин классической компоновки. Как тут не вспомнить новую "Ниву", впервые представленную на московской выставке МИМС-98, или мини-вэн "Надежда", дебютировавший годом раньше. Новый мотор под капотом этих машин будет весьма кстати. Максимальный крутящий момент 165 Нм оказался бы неплохим подспорьем для вседорожника, да и мини-вэну будет проще вписываться в городской поток. Кроме увеличенного рабочего объема, двигатель отличают 16-клапанная головка, аналогичная по конструкции ВАЗ-2112, и электронный впрыск; как нетрудно догадаться, он также удовлетворяет нормам Евро III. На 2000 год планируется освоение двигателя ВАЗ-11183, предназначенного для переднеприводных автомобилей малого класса. Примерно к этому времени ожидают появления на свет нового вазовского автомобиля такого класса под условным названием "Калина" (см. ЗР, 1998, № 4). Мотор для него рабочим объемом 1,6 л будет поначалу с обычной восьмиклапанной головкой. Инженеры сделали упор на другом: двигатель получит модернизированную камеру сгорания, регулируемый впускной тракт, облегченные поршни и шатуны. Максимальная мощность мотора на первый взгляд не впечатляет - 80 л.с. - немногим боль-жения, но очевидно, что инженеры всерьез озабочены унификацией. Это должно снизить себестоимость новинок, а заодно и облегчить будущим покупателям поиск запасных частей: ведь у сегодняшней "десятки" есть проблемы с запчастями. Примечательно, что все новые разработки завода подразумевают использование каталитического нейтрализатора, который не переносит этилированный бензин('). Как ни печально, есть в этой бочке меда своя ложка дегтя: столь радужные перспективы могут быть разрушены на корню, если путь к конвейеру традиционно затянется. К сожалению, на выставке не был представлен Заволжский моторный завод. Зато привлекли внимание другие экспонаты, на первый взгляд, неприметные. Например, разработка Ярославского завода топливной ап' паратуры. Необычная форсунка 'смешивает" внутри себя дизельное топливо с природным газом и впрыскивает полученную смесь в цилиндр. Такое решение призвано снять часть существующих сегодня проблем. В частности, при переходе от дизельного процесса к экологически более чистому газодизельному форсунка впрыскивает только небольшую, так называемую "запальную" дозу топлива. А его меньший расход через форсунку опасен перегревом последней. Замена же обычной форсунки на новую, разработанную ярославскими инженерами, призвана сохранить тепловой баланс при переходе на газодизельный процесс. Осталось только добавить, что форсунка рассчитана на дизели с объемом одного цилиндра два-три литра. Из "наших" двигателей сюда попадают КамАЗ и ЯМЗ.Двигатель ВАЗ-11183 (2000 г.). Рабочий объем - 1596 см3; диаметр цилиндра и ход поршня - 82x75,6 мм; мощность - 59 кВт/80 л. с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 133 Н-м при 2800 об/мин. Двигатель ВАЗ-11193 (2004 г.). Рабочий объем -1596 см3; диаметр цилиндра и ход поршня 82x75,6 мм; мощность - 75 кВт/102 л. с. при 5600 об/мин; ма ксимальный крутящий момент 140 Н-м при 2800 об/мин.ше, чем у старичка ВАЗ-2106 с тем же рабочим объемом. Зато крутящий момент достиг 133 Н-м, на 6Нм превысив возможности даже "нивовского" мотора ВАЗ-21213 объемом 1,7 л. Добавьте сюда распределенный впрыск и нормы токсичности Евро III. Несмотря на то, что ВАЗ11183 должен попасть на конвейер лишь через пару лет, рядом с ним на выставке уже стоял образец, призванный прийти ему на смену. В 2004 году завод планирует освоить выпуск двигателя ВАЗ-11193 (объемом также 1,6 л). У него будет не только регулируемый впуск, но и регулируемые фазы газораспределения. Мощность перевалит за сотню лошадиных сил, а крутящий момент достигнет 140 Н-м. Любопытно, что если раньше для получения разного рабочего объема завод изменял как диаметр цилиндра, так и ход поршня, то теперь все новинки будут с одинаковым диаметром цилиндра 82 мм. Таков он сегодня у полуторалитрового мотора "Самары" ВАЗ-21083, "нивовского" ВАЗ-21213 объемом 1,7 ли самого "объемистого" ВАЗ-2130 (1,8 л) - видимо, завод предполагает во многом унифицировать цилиндро-поршневую группу. Все перспективные двигатели имеют одинаковое расстояние между осями цилиндров 89 мм, а потому возможно, что у ВАЗ-2112, ВАЗ-21203 и ВАЗ11183 будут схожие головки, а у ВАЗ-11183 и ВАЗ-11193-одинаковый блок. Пока это предполоЗР 11/9853