68
69
АВТОПРОМ"Щ шзвдзГордость британской автопромышленности - "Роллс-Ройс" переходит в руки иностранцев.Один из самых фешенебельных нью-йоркских ресторанов, "Четыре сезона", что на Парк-авеню, заливало легкое голубое сияние. Среди приглашенных в этот вечер не было ни одного смертного - сплошные небожители. Миллионеры, аристократы, менеджеры и владельцы крупнейших компаний планеты, звезды шоу-бизнеса, модные художники... Впрочем, то, что происходило в зале ресторана в этот мартовский вечер 1998 года, и не имело к "обычным налогоплательщикам" никакого отношения шло представление американским богачам новой модели "Роллс-Ройса" - "Серебряного Серафима" стоимостью 220 тысяч долларов. Наблюдая за изящными па балерины - девушка изображала символ "Роллс-Ройса", статуэтку "Дух экстаза", чьи маленькие серебряные копии вот уже восемь десятков лет украшают радиаторы едва ли не самых престижных в мире автомобилей, - принц Филип, герцог Эдинбургский, муж английской королевы Елизаветы II, тихо сказал сидевшему рядом пресс-атташе "Роллс-Ройса": "Полагаю, невероятно огорчительно продавать такую славную компанию, не так ли?" Ричард Чарлзуорт почтительно ответствовал: "Должен заметить, что реакция на планируемую продажу фирмы была в нашей штаб-квартире весьма позидента фирмы Грэма Морриса, ложительной". "Но почему они для сохранения прибыльности вообще собрались продать необходимо в год выпускать 2500 "Роллс-Ройс"? - спросил принц машин. Вот тогда-то перед акциоФилип. - Неужели ваш бизнес нерами военно-промышленного перестал быть доходным?". концерна "Викерс", которому приНапомним: еще в 1971 году надлежит "Роллс-Ройс", и встал одна из старейших английских вопрос о продаже красивой, но фирм оказалась на краю баночень уж дорогой игрушки. кротства, но. разделившись на 19 января руководители две - автомобилестроительную "Фольксвагена", БМВ, "Дайми компанию по производству лер-Бенца" и "Тойоты" получидвигателей, выжила. С тех пор ли официальное предложение производство неизменно прикупить "Роллс-Ройс". Первым носило прибыль. Так, в 1990 гоотклонили его в Штутгарте ду "Роллс-Ройс Мотор Карз Ли- там уже успели вложить больмитед" продала 3300 машин маше полумиллиона долларов в рок "Роллс-Ройс" и "Бентли", поразработку собственных рослучив 3,8 миллиона фунтов кошных лимузинов марки "Майстерлингов чистыми. бах". Затем отказались японцы Но беда в том. что рынок - не такая сейчас экономичеавтомобилей высшего класса не ская ситуация, чтобы ввязытолько очень мал, он еще и подваться в дорогостоящие аванвержен сильнейшим колебанитюры. "Фольксваген" отмалчиям. Так, в рекордном для "Роллс- вался, а вот БМВ сразу соглаРойса" 1990 году во всем мире силась, назвав даже цену продали 90 тысяч таких машин, 680 миллионов долларов. а в прошлом - лишь 54 тысячи. И тут на Британских остроСоответственно упал спрос и на вах всполошились: гордость на"роллс-ройсы" и "бентли" - тольции, последняя из крупных авко 1918 автомобилей этих марок томобильных фирм Англии, было реализовано. принадлежавших местному каМежду тем, по словам препиталу, переходит в руки иностранцев! Адвокат Майкл Шримптон, собрав энтузиастов "Роллс-Ройса", немедленно организовал "Комитет по спасению" знаменитой марки. Каких только невероятных проектов не предлагало это почтенное собрание! Один из известнейших британских инженеров-моторостроителей Ал Меллинг взялся даже спроектировать абсолютно безвозмездно! - мотор для "Роллс-Ройса". Ведь БМВ пригрозила в случае отказа прервать поставки своих 12и 8-цилиндровых агрегатов. "Комитет только загубит марку, - увещевал расстроенных британцев президент БМВ Бернд Пишетсридер. - Сколько бы вы ни набрали денег, их все равно не хватит для полномасштабных инвестиций в разработки новых моделей. Сами посудите. зачем нам выкладывать такую кучу денег - чтобы, завладев компанией, унизить ее репутацию? Единственное, что необходимо - защитить индивидуальность продукции. И мы это сделаем". Далее Пишетсридер обнародовал планы развития фирмы.68ЗР 11/98 Чтобы к 2005 году довести производство до 6000 машин в год, потребуется еще 1,6 миллиарда долларов. К тому времени наской комиссии. В ответ "Фольксваген"... за двести с лишним миллионов долларов купил моторостроительную фирму "Косворт" (у того же "Викерса", кстати!) и увеличил свою ставку - 960 миллионов! Нужно сказать, сомневающиеся были даже в совете директоров самого "Фольксвагена". Однако председатель совета Фердинанд Пиех твердо решил настоять на своем. А внук Фердинанда Порше-старшего пользуется репутацией упрямого, нетерпеливого, воинственного фантазера, приученного всегда идти своим путем. Немногие из сотрудников Пиеха решаются спорить с ним. Даже когда правы. А ведь при нынешнем председателе "Фольксваген" удваивает прибыли третий год подряд! Спорить с деловым чутьем такого человека? Увольте.Перед решающим заседанием контрольной комиссии наблюдательного совета Пиех распорядился поставить в вестибюле "Серебряного Серафима". И стальные магнаты, и политики, члены производственного совета и банкиры, входившие в конт"Внимание к мелочам рождает соверрольную кошенство, но совершенство - это не мелочь", - гласит лозунг на заводе миссию группы "Роллс-Ройс". "Фольксваген", ^ > ^ сдались. Они с удовольствием усаживались в роскошные сиденья, их руки благоговейно конвейер поставят новую модель поглаживали рулевое коле"Бентли"(ориентировочная цена со. "Дух экстаза" сделал свое - 130 тысяч), разработанную на дело. "Они радовались, как малые дети", - посмеивался платформе БМВ 5-й серии. довольный Пиех. В начале апреля "Викерс" Итак, сделка состоялась. подтвердил согласие на сделку. И вдруг "Фольксваген" пред"Фольксваген" посулил, что в ложил 850 миллионов. Что наближайшие три года вложит зывается - эффект был велик! в предприятие еще 1,7 миллиАкционеры "Викерса", и не мечарда долларов, доведет вытавшие о столь лакомом куске, пуск до десяти тысяч машин в заколебались. БМВ еще раз нагод, предложит "дешевый" помнила о поставках двигате"Бентли" (110 тысяч доллалей и даже пригрозила санкциров) на платформе "Ауди-А8". ями Европейской экономичеИ тут грянул гром...Зимой 1998-го на заводе в Крю впервые в истории "Роллс-Ройса" был пущен конвейер. Он обошелся в 65 миллионов долларов и движется со скоростью 1 автомобиль в 17 дней.му, - писал английский еженедельник за пять дней до того, как "Викерс" разослал четырем концернам свои предложения. - "Роллс-Ройс" отойдет к БМВ, а "Бентли" - к "Фольксвагену". Так и случилось. И если с самого начала предполагать такое развитие событий, нечего удивляться, что "Фольксваген" возрождает марку "Хорьх" - именно эти лимузины займут высшую строчку в модельном ряду концерна и будут конкурировать с "РоллсНо уже через три дня волнеРойсом" и "Майбахом". Ну а ния улеглись. "Фольксваген" и БМВ так или иначе предстоит БМВ пришли к соглашению, что затратить не менее трех милвплоть до 2003 года с конвейера лиардов, чтобы уже в 2003 гозавода в Крю будут сходить как ду во всеоружии встретить "бентли", так и "роллс-ройсы", осглавных конкурентов. нащенные агрегатами БМВ. БаО том, что игра стоит свеч, варцы между тем построят заговорит пример "Форда". В 1989 вод в Англии, где с 2003 года году, купив "Ягуар" за 2,7 милначнут выпускать "Роллс-Ройс"... лиарда долларов, американцы собственной разработки. очутились едва ли не у разбиМожет показаться, что того корыта - устаревший за"Фольксваген" в этой ситуации вод, жалкая торговая сеть, довыглядит чуть не посмешищем: вольно низкое качество прокупить фирму, позабыв приобдукции. Но, вложив еще почти рести права на торговую марсемь миллиардов, "Форд" доку?! Однако не будем спешить с бился от английской компании выводами. Лучше полистаем устойчивого роста прибылей и январский номер авторитетнотеперь планирует даже раскруго журнала "Отокар". "Немцы тить производство с 45 до 250 разработали гениальную схе- тысяч в год. "Ягуар", растиражированный в количестве четверти миллиона экземпляров. десять тысяч "бентли", шесть тысяч "роллс-ройсов" в год поговаривают, что эти марки неизбежно потеряют в имидже, уступив сверхроскошным штучным "майбахам" и "хорьхам". Грустно? Но таковы законы экономики: мелкие предприятия не в силах обеспечивать высокого качества и одновременно сохранять рентабельность. А поклонникам "Духа экстаза" остается лишь с горечью перечитывать слова Питера Ройса, внучатого племянника одного из основателей компании: "Это решение принято невежественными толстосумами. Они могли бы заработать больше на порнографии, если их уж так интересуют деньги...".25 июля стало известно, что, заплатив моторостроительной фирме "Роллс-Ройс Плс" 65,2 миллиона долларов, БМВ приобрела все права на торговую марку "Роллс-Ройс". Таким образом, "Фольксваген", затратив в общей сложности почти три с половиной миллиарда, получит отнюдь не самый современный завод в Англии, где сможет выпускать лишь машины марки "Бентли", да и те уже остались без двигателей. Вот тебе и деловой гений Пиеха!ЗР 11/9869