125
126
127
АЗЗ УКА AZ ZЭтим материалом мы открываем цикл статей о тонкостях устройства узлов современного автомобиля, часто называемых загадочным термином "полный электропакет".Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ автомобиля. Правда, при этом тормозной путь будет таким, как если бы все колеса оказались на скользкой дороге. Но разработчики считают, что важнее в любом случае сохранить управляемость и возможность маневрирования. Последний из узлов АБС - блок электромагнитных клапанов 5, которые, собственно, и управляют давлением жидкости. В каждом из контуров тормозной системы предусмотрено два клапана - впускной, который открывает путь жидкости из аккумулятора давления к рабочему цилиндру, когда надо увеличить тормозное усилие, и выпускной, позволяющий жидкости уйти обратно в бачок, когда давление надо ослабить. Эти клапаны при исправной АБС либо открываются поочередно, либо закрыты, если давление в контуре должно сохраняться неизменным. Наконец, важно знать, что в обесточенном состоянии впускные клапаны открыты, а выпускные - закрыты. Это позволяет при отказе АБС просто отключить ее (например, вынув предохранитель F54 (рис. 2) или сняв разъем с ЭБУ) и тормозить, как на обычном автомобиле.АБС: ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА Известно: если при экстренном торможении "в пол" передние колеса блокируются, то автомобиль становится неуправляемым. Крутить руль в этом случае совершенно бесполезно. Опытный водитель тормозит прерывисто, давая колесам провернуться, что позволяет вырулить в нужную сторону и, может быть, объехать неожиданно возникшее препятствие. Но у многих ли из нас хватит самообладания хоть на миг ослабить нажим на педаль тормоза, когда машина с визгом летит, быть может, в свой последний путь?АБС: КАК ОНА УСТРОЕНА На рис. 1 приведена функциональная схема типичной АБС. Сразу обратим внимание на электронасос 1и аккумулятор давления 2: эти узлы необходимы, чтобы умная электроника смогла управлять тормозным усилием независимо от реакции водителя (напомним - в аварийной ситуации он, как правило, просто давит на педаль "до упора"). Кроме того, электронному блоку управления 3 (ЭБУ) надо "знать", вращаются ли в данный момент колеса ис какой скоростью. Эту информацию выдают датчики 4, контролиРис. 1. Функциональная схема АБС Teves Mk II: 1 - гидронасос; 2 - аккумулятор давления; 3 - ЭБУ; 4 - колесные датчики; 5 - блок электромагнитных гидроклапанов.То, что сложно для человека, под силу бесстрастной электронике. И вот уже на блокирование колес педаль отзывается частыми резкими толчками, что свидетельствует: АБС работает, и теперь у вас есть возможность отвернуть в сторону от опасности!рующие каждое колесо. Ведь может возникнуть ситуация, когда скользкое дорожное покрытие под одним из колес провоцирует его раннее блокирование. Тогда ЭБУ по сигналу от этого колеса выдает команду ослабить тормозное усилие, предотвращая занос и разворотАБС: В ЗДРАВИИ ИВ БОЛЕЗНИ Принципиальная схема соединений АБС фирмы Teves, установленной, в частности, на автомобилях 'Фольксваген-Пассат" 1990 года выпуска в качестве дополнительного оборудования, приведена на рис. 2. Как видите, она не слишком сложна. И тем не менее стоит сделать несколько важных замечаний для тех, кто отважится на самостоятельный ремонт АБС. 1. Прежде чем снять аккумуляторную батарею и проводить сварочные работы на автомобиле, обязательно отсоедините штепсельный разъем от ЭБУ АБС при выключенном зажигании. Этот блок в "Пассате" расположен под подушкой заднего сиденья. 2. При проведении окрасочных работ ЭБУ не должен подвергаться воздействию температуры 85°С более двух часов. 3. Перед любыми работами с тормозной системой разрядите аккумулятор давления, нажав не менее 20 раз на педаль тормоза при выключенном зажигании, иначе в системе сохранится давление около 180 атм. 4. Будьте осторожны, включая зажигание при разгерметизированнойЗР 11/98125 При этом только пп. 35-40 проверяем с гидросистеме, так как в этом случае подключенным ЭБУ, в остальных случаях заработает насос тормозной жидкости. Теперь приступим к проверке узлов разъем снят. Последняя фафа указывает АБС. Для работников сервисных центвозможную причину неисправности, если ров выпускают считывающие устройстрезультаты измерений не соответствуют ва, позволяющие снять информацию с указанным в пятой графе. При этом мы системы самодиагностики. Вещь дорогая рассматриваем лишь случаи дефектов ви практически недоступная автолюбитеузлах системы, считая, что электронный лю. Мы же обойдемся обычным радиоблок исправен. Это тем более оправданлюбительским тестером, которым измено, что ремонт ЭБУ в домашних условиях ряют напряжение и сопротивление в невозможен, а заменить какой-либо узелсоединенных с насосом, имеет свои особенности. Итак, вы надели на штуцер прозрачную трубочку и опустили ее конец в баночку с тормозной жидкостью. Теперь нажмите на педаль тормоза, отверните штуцер для прокачки и включите зажигание. При этом включится насос АБС, который выгонит воздух из системы. Как только перестанут выходить пузырьки, отпустите педаль, заверните штуцер и выключите зажигание.1 К шине "15" +12ВЕ4 - О 12Вip-H©:Ввх. передний правый вых. задний 0 вых. передний левый ( D вых. передний правый ^) вх. задний 7) вх. передний левыйРис. 2. Принципиальная электросхема соединений АБС Teves Мк II. Обозначения из латинской буквы и цифры (например, W 2 или U2/10) указывают на разъем в блоке предохранителей и реле (буква) и его контакт (цифра). Цифра около точки соединения с "массой" показывает расположение этого соединения в автомобиле (22 - на гидроузле, 28 - на перегородке моторного отсека, 39 - под подушкой заднего сиденья слева). Предохранители 53 и 54 устанавливаются непосредственно под соответствующими реле над основной частью блока реле и предохранителей. Нумерация узлов, не относящихся к АБС, соответствует схеме "Фольксваген-Пассат" в ЗР, 1998, № 10.электрических цепях. Подсоединять выводы прибора придется к контактам разъема ЭБУ, что требует аккуратности и сноровки. Поэтому большую часть проверок будем производить при выключенном зажигании и снятом разъеме ЭБУ, тогда тестер можно легко подключить к контактам колодки на жгуте проводов. Итак, изучаем таблицу проверки АБС. Поясним правила пользования таблицей. Измерять напряжения или сопротивления нужно между указанными во второй графе выводами разъема ЭБУ АБС - в колодке, расположенной на жгуте проводов.целиком вполне по силам рукастому и смекалистому автолюбителю. Если вы все сделаете правильно, то об этом вас известит погасшая через некоторое время после включения зажигания контрольная лампа АБС на щитке приборов - как и положено при исправной системе. И в заключение - несколько рекомендаций по замене узлов. Еще раз повторим, что перед разъединением гидросистемы необходимо сбросить давление в ее аккумуляторе 20-кратным нажатием на педаль тормоза при выключенном зажигании. Прокачка контуров,Перед монтажом нового датчика вращения колес нанесите слой смазки на поверхность посадочного гнезда и установите новое уплотнительное кольцо. Конечно, АБС других моделей отличаются от описанной выше и таблица неисправностей к ним может не подойти. Но общие принципы построения систем те же, и если вам удастся найти схему АБС для вашей машины, то, сравнив ее с рис. 2, несложно скорректировать и таблицу диагностики. Поэтому наши рекомендации, надеемся, будут небесполезны в любом случае.126ЗР 11/98 ТАБЛИЦА ПРОВЕРКИ АБСi1 234Выводы разъема 2и1Проверяемый узел Напр. питания АБС Реле К79 системы АБС То же, обмотка Выключатель стоп-сигнала Правый задний колесный датчик Тоже Левый задний колесный датчик Тоже Правый передний колесный датчик Тоже Левый передний колесный датчик Тоже Нормально замкнутые контакты реле К79 АБС Цепи реле К79 АБС Общий провод клапановУсловия проверки Включить зажигание Соединить перемычкой выводы 2и8и включить зажигание. По окончании проверки перемычку снять Выключить зажигание Выключить зажигание, нажать педаль тормоза Вывесить правое заднее колесо и вращать его со скоростью около 60 об/минКонтрольное значение Около 12 В Около 12В FW50-100OM Около 12В~U>75MBВозможная причина неисправности Обрыв цепи Обрыв в цепи или неиспр реле, См. п. 3 Обрыв в цепи или в обмотке Сгорел F20. обрыв в цепи. неиспр. выкл. стоп-сигн. Обрыв в цепи, сбита установка датчика, его неисправность Дефект датчика, обрыв в цепи См. п. 5 См. п. 6 См. п. 5 См. п. 6 См. п. 5 См п6 Обрыв в проводах или десрект в реле Обрыв в цепях Нарушение соединения с массой" одного из выводовЗи11 ив 12 и14и 22 4и22 6и24 6и 24 7и 25 7и 25 5и 23 5и 23 1 иЗ Зи20 1И 115 67 8910 11Вывесить левое заднее колесо и вращать его, как в п. 5R=0,8-1,4KOMСм. п. 5 См. п. 6 См. п. 5 См. п. 6 См. п. 5 См. п. 6 R<1.50uR<1,5 0M R<1,50MВывесить правое переднее колесо и вращать его как в п.;Вывесить левое переднее колесо и вращать его как в п. 512 13 14 15Зажигание выключено Тоже Тоже17 1В 19 20 21 22 23 24 25 2627|11 и 17 11 и 15 11 и 35 11иЗЗВпускной клапан заднего контура Впускной клапан правого переднего контура Впускной клапан левого переднего контура Выпускной клапан заднего контура контураТоже Тоже Тоже Тоже Тоже Тоже Зажигание выключено. 20 раз нажать на педаль тормоза Зажигание выключено Тоже Тоже Тоже Тоже Соединить выводы перемычной, вывесить задние колеса, нажать на тормоз при выключенном зажигании То же при включенном зажигании То же. что в п, 29. но вывесить правое переднее колесо То же при включенном зажигании То же. что вп 29, но вывесить левое переднее колесо То же при включенном зажигании Эта и последующая проверки выполняются при подключенном разъеме ЭБУ АБС. Выключить зажигание. разъединить разъем насоса АБС, нажать 20 раз на педаль тормоза и включить зажиганиеR=5-7 ОмR=5-70MТо же То же Тоже Тоже Тоже Тоже Обрыв в цепях или десрект датчика Нарушение изоляции экрана, пробит конденсатор С Тоже Тоже Тоже Обрыв в цепи или обмотке реле Неисправность клапанной коробки Тоже Тоже Тоже То же То же. после проверок не забудьте снять все перемычки! Сгорел F53. обрыв в цепях, дефект в реле. После проверки подключите разъем насоса Обрывы в цепях или дефекты в датчиках Если между выводами 3и5 пятиштырькового разъема на гидроблоке низкое сопротивление - десрект в датчике высокого давленияR=5-7 ОмR=3-5 0M R=3-50M11 и34 Выпускной клапан правого переднего 11 и 16 1и 14 Выпускной клапан левого переднего контура Датчик высокого давления S01 Изоляция экрана провода правого заднего датчика 1 иб 1 и7 То же для левого заднего датчика То же для правого переднего датчика Реле К78 включения насоса АБС Клапаны заднего контураR=3-50MR<1.5 0M R>100KOM1и4R>100KOM R>100KOM RHOOKOM R=50-100OM1 и5_ То же для левого переднего датчика28 2и 14 29 2,17иЗЗЗадние колеса должны затормозиться Задние колеса должны вращаться Колесо должно затормозиться Колесо должно вращаться Колесо должно затормозиться Колесо должно вращаться Между выводами должно появиться напряжение около 12 ВR<1,50MТо же 30 2,17иЗЗ 31 2.15 и 34 Клапаны правого переднего контура 32 2,15и34 То же 33 2.16 и 35 34 2, 16 и 35 Клапаны левого переднего контура То же Реле K78 включения насоса АБСзТ32и136 379 и 10 9и 10Датчики аварийного давления S02 и уровня жидкости в бачке АБС S03 Датчик аварийного давления S02Проверить уровень жидкости в бачке, включить зажигание и дождаться выключения насоса Выключить зажигание и 20 раз нажать на тормозR>100KOM38 399и10Датчик уоовня жидкости в бачке АБС S03 НасосМАБСВключить зажигание, дождаться выключения насоса, выключить зажигание и вынутьдатчикиз бачка Выключить зажигание, нажать 20 раз на тормоз, отметить уровень жидкости в бачке, включить зажиганиеR>100KOMНеисправен датчик уровня жидкости в бачке Если насос работал, в нем есть механический десрект, если не включался, возможен обрыв в цепях, F53 или дефект ралеУровень жидкости должен понизиться примерно на 1 см402и18Главный клапанСоединить выводы перемычкой при выключенном зажигании, нажать на педаль тормоза до отказа и, не отпуская педали, включить зажиганиеДолжно ощущаться давление на ногуНеисправен клапанЗР 11/98127