118
119
№ ^ Ш О^А'А РАЗВ рубрике "Экспертиза" журнал не раз рассказывал об испытаниях присадок к маслам или бензинам. Нередко нам приходилось сравнивать их свойства: моющие, диспергирующие (растворяющие), антиокислительные. Сегодня попытаемся наглядно показать, как они действуют.Александр БУДКИН СбЯЗЫбахиС бобы. Вода в ТОПЛИВНОЙ системе - великое зло. Справедливо это как в отношении бензиновых моторов, так и дизелей. Вода накапливается в топливном баке, в поплавковой камере карбюратора и других элементах системы питания, попросту выпадая в осадок, поскольку тяжелее бензина. Своим появлением здесь она отнюдь не всегда обязана тому злоумышленнику, что на заправке разбавляет бензин водой. Влага присутствует в воздухе и охотно конденсируется на поверхности бензина при его хранении или транспортировке. А вот удалить ее из бензина или системы питания автомобиля весьма сложно. Хорошим подспорьем могут служить специальные присадки, способные "связывать" воду. Они позволяют образовать относительно устойчивое соединение воды с бензином или дизельным топливом и отправить лишнюю влагу в камеру сгорания. Наглядный пример работы такой присадки показан на фото 1. В обе пробирки с бензином добавлено поровну воды ив одну из них - присадка. После легкого встряхивания в одной из пробирок вода "растворилась" в бензине, в другой - осталась мертвым фузом "лежать" на дне. Такие препараты могут продаваться как самостоятельный продукт или входить в состав комплексных присадок к бензину, рассказ о которых - в одном из ближайших номеров. Защита от коррозии, одно из неприятных свойств бензина - его коррозионная активность. Неспроста элементы топливной системы бензиновых двигателей стараются изготавливать из коррозионностойких материалов - обычно меди и алюминия. По этой же причине многие фирмы вводят в свои препараты добавки, снижающие коррозионное воздействие бензина на металлы. Убедиться в работоспособности таких препаратов можно, взглянув на фото 2. В обе пробирки с бензином помещены одинаковые металлические образбензине. Присадки, обладающие таким защитным действием, редко продаются отдельно; обычно их добавляют в различные препараты комплексного действия или, например, в промывки, о которых журнал уже писал (ЗР, 1998, № 10). раСШборехие "грЯЗи". Свойство связывать различные отложения необходимо, в первую очередь, маслам. Несмотря на сложное название - "диспергирующие свойства", принцип действия подобных добавок довольно прост. Любая "грязь" в двигателе не должна навечно выпадать в осадок и засорять элементы масляной системы. Ее необходимо "измельчить" и "растворить" в масле. Особое внимание мы уделяли этому свойству, когда рассказывали о промывке двигателя (ЗР, 1998, № 10) и о комплексной присадке к моторному маслу (ЗР, 1998, № 5). Теперь пока3. Растворенная грязь стекает на дно, оставляя стенки более чистыми.1. В обе пробирки добавлено одинаковое количество воды. Почувствуйте разницу.цы. и в одну из пробирок добавлена присадка. Спустя определенное (довольно длительное) время на обоих образцах появляются следы коррозии. В пробирке с присадкой коррозия оказывается меньше и "ржавчина" частично растворяется в2. Скорость коррозии в одной из пробирок удалось замедлить.^•.Изываем. На фото 3 вновь две пробирки: в одной - масло с "грязью", в другой - с "грязью" и диспергирующей присадкой. За несколько секунд до срабатывания затвора фотоаппарата пробирки перевернули. Результат виден невооруженным глазом: там, где "грязь" удалось растворить, с верхней части пробирки стекают остатки гряземасляной смеси. В отсутствие присадки стенки пробирки остались грязными и непрозрачными.jjoccmaxoSiexue сальхикоб. любая деталь в двигателе изнашивается по мере ееработы. Не исключение и резинотехнические изделия: сальники, колпачки и т. п. Они могут истираться, покрываться микро-118ЗР 11/98 у вшилтрещинами - одним словом, портиться. Конечно, лучше всего заменить подтекающий сальник или колпачок. Однако далеко не каждый полезет в недра мотора, пока не почувствует, что износ достиг критического значения, - процедура достаточно трудоемкая. Чтобы не заниматься этим лишний раз, придуманы специальные присадки. Конечно, они не возвращают резиновым изделиям их первозданные качества, а лишь вызывают небольшое набухание резины. Но 8 большинстве случаев этого оказывается достаточно для того, чтобы восстановить работоспособность уплотнения. На фото 4 показаны очередные пробирки с двумя половинками одного и того же резинового кольца. Как вы уже догадались, в одну из них добавлена специальная присадка. Набухание одной из двух половинок кольца,5. Разная вязкость масла заставляет поршни опускаться с разной скоростью. 4. Одно из резиновых полуколец набухло и вытянулось в длину.лает вникать в классификацию масел? За них подумали другие люди и выпустили присадки, изменяющие вязкость масла. Приходит человек в магазин, покупает присадку для "старого" двигателя и просто заливает ее в "обычное" масло. Что k]fia ЗШваШЬ? Необходимость правильно применить каждый предмет хорошо объяснил известный специалист в области объектно-ориентированного проектирования Гради Буч: "Дайте мощную электродрель плотнику, который не слышал об электричестве, - и он использует ее в качестве молотка. Но прежде, чем дрель превратится в негодный молоток, будет испорчено несколько гвоздей и разбиты пальцы". В нашем случае роль подопытного играет двигатель. К счастью, погубить его, пользуясь настоящими присадками (не поддельными), не так уж про-пользоваться ими не слишком часто - например, раз в 30-40 тысяч километров. ЗязкоСШКЫе Свойства ХаСМ. На следующей, пятой фотографии - уже не две, а три пробирки. В каждой из них - некое подобие поршня, помещенного в сосуд с небольшим зазором. На снимке показано, насколько отличается скорость опускания "поршней" после переворота пробирок. Отличие обусловлено разной вязкостью масел, налитых в пробирки. Многим известно, что каждому двигателю, в зависимости от степени его износа, необходимы масла различной вязкости: при обкатке мотора - пожиже, в "юношеском" и "зрелом возрасте" - обычное, при большом износе - погуще. Некоторые автолюбители в соответствии с этим выбирают разные масла, например, классов вязкости 10W-30, 10W-40 и 10W-50 соответственно. Но что делать тем, кто не же6. Присадка для снятия нагара с клапанов растворяет кусочек рубероида.заключенного в ограниченное пространство пробирки, привело к тому, что полукольцо вытянулось в длину. Подобные препараты - восстановители сальников предлагают покупателям отдельно или добавляют в промывку двигателя. В обоих случаях изготовители рекомендуютсто (механизм действия одной из них показан на фото. 6). Инструкция по применению присадок всегда написана на флаконе, а журнал, в свою очередь, будет продолжать рассказ о подобных препаратах ио том, как ими пользоваться. Редакция благодарит фирму "Монолит", дистрибьютора фирмы "Wynn's", за помощь в подготовке материала.Аод am соПочему ГИБДД запретила мне использовать на одной повороте. Конечно, опытные, грамотные водители способны (задней) оси автомобиля одинаковые по конструкции и по справиться с подобными "аномалиями" в работе шин, но не они нагрузке шины? Обе - радиальные, 165 80R13 82S марки составляют большинство, ПДД же рассчитаны на всех. Кстати, упомянутые вами шины - по конструкции совсем не Ми-16 и марки Я-370. одинаковые, хотя те и другие радиальные. У шин Я-370 и карПункт 5.5. ПДД прямо запрещает установку на одну ось кас, и брекер из текстильного корда, тогда как шины Ми-16 одшин с различным рисунком протектора, но это, можно сказать, ни из первых в России получили металлокордный брекер. Поэлишь формальная сторона вопроса. Важно понимать, почему тому, если даже предположить, что рисунок протектора одинатакое сочетание шин не допускается. Дело в том, что у каждой ковый, поведение таких шин будет существенно отличаться. В шины есть свои особенности работы в тех или иных условиях действительности же и протектор у них разный, поэтому раз- например, одна лучше "тянет" по снегу или грязи, другая - по личное поведение шин в одних и тех же условиях серьезно асфальту. Неодинаково они ведут себя и при торможении, и в влияет на устойчивость и управляемость автомобиля. ЗР 11/98119