104
105
То, о чем долго ис тревогой говорили автовладельцы, свершилось. В Москве ввели инструментальный контроль транспортных средств. Об этом - письмо читателя.РОЛЬJJ JJ 10Ph\D3AИ надо же было мне в такое трудное для города время купить машину! Два месяца, в течение которых я пытался получить заветный талончик, оказались сплошным кошмаром. А самое ужасное то, что через год он может повториться. "Пункт инструментального контроля" возле метро "Бауманская" оказался новеньким ангаром из гофрированного алюминия, наглухо задраенным со всех сторон. Обклеенный многочисленными вывесками (например, выяснилось, что ПИК - это "Унитарное предприятие...". Что бы это значило?) и указаниями (в том числе грозными: "Если вы знаете что-либо о случаях злоупотребления сотрудниками Пункта... сообщите..."), он казался неприступной крепостью. Раз в десять-пятнадцать минут опускался подъемный мост и очередная жертва вкатывалась внутрь, чтобы никогда больше не вернуться. (Объясняется очень просто: выезд из ПИК - с другой стороны. Но впечатление! Машины пропадают!) ...Ни в этот, ни на следующий, ни даже на пятый день я на ПИК так и не попал - очередь. Приезжал к полдевятого утра, но все равно не успевал до полудня - а ведь еще когдато и на работу надо. Приходилось откладывать. Наконец, на шестой день мой "Гольф" въехал на бетонированную площадку внутри гофрированного ангара. - Пожалуйста, ваши документы, - ответственно подошел к вопросу малый лет тридцати, сидящий у компьютера в футболке ив тренировочных брюках, но с карточкой-удостоверением на груди. От малого пахло пивом, однако он старался держаться светского тона. - Так, а где справка о медкомиссии? - А какое отношение она имеет к инструментальному ос мотру? - поинтересовался я. - Ну как же, а вдруг вы сейчас, извините, сослепу наедете на что-нибудь тут. А? - И малый, обрадованный собственной находчивостью, даже привстал из-за компьютера. И кроме того, смотрите, вы хотя бы из-за резины не пройдете осмотр. Имеется износ протектора! Я понял, что решение уже принято и сопротивляться бесполезно. Через четыре дня я купил новую резину - дешевую "советскую", заметно ни- ••tже по качеству, чем та, что была на пригнанном из Германии "Гольфе". ...На ПИК ничего не изменилось: очередь, задраенный наглухо ангар, внешняя строгость и'йеподкупность сотрудников ПИК. Малый в тренировочных штанах нахлобучил на мой "Гольф" свою вытяжную трубу, сел за компьютер и двумя пальцами настучал в него данные из техпаспорта. Затаив дыхание, я следил за священнодействием. - Ну, и как... там... оно? наконец отважился спросить я. - Каков диагноз? Дымим? - Все на-амально. За руль садитесь. Давите на тормоз, когда скажу, сначала потихоньку, потом до упора. Но я, подученный уже проходившими этот этап мучениками (не зря ведь в очереди мариновался!), сделал чуть по-другому и нажал на тормоз резко и как можно более сильно. Однако и это не помогло. - Ага, неравномерность. изрек палач в трениках. (Это провал", - подумал Штирлиц.) - ...Могу посоветовать автосервис, где вам все сделают как надо, - смилостивился он чуть позже. - Вот схема, как туда доехать. И малый выдал мне компьютерную распечатку, где после слов "СО=0,00" и "СН=0,000" (о чудо! бывает же! десятилетняя машина, а не дымит совсем!) стояло жирное: "Неисправна". Медицинскую справку, кстати, у меня так никто и не спросил хотя я ее, конечно, честно приготовил. ...Сервис оказался расположенным в старом автопарке, буквально в ста метрах от ПИК.Все подъемники были заняты. Орудовали бригады украинцев. Самый главный из них, в белой рубашке, сидел в вагончике, уткнувшись в документы. - Дайте бумаги, - угрюмо буркнул он, взял компьютерную распечатку, выданную мне на ПИК, и уткнулся в нее. В это время вошел слесарь-рабочая пчела, посмотрел на меня, на мои бумажки на столе и спросил у главного: - Что, тормоза? -Тормоза... Это прозвучало дкак пароль. 1 | - Диагностика стоит 60 рублей, - безразлично молвил главный...Через полчаса мне были предъявлены тормозные барабаны и заявлено, что у них критический износ. Еще три дня ушло на покупку новых. Поставить их обошлось уже в 120 докризисных рублей. (Действия "рабочей пчелы" при этом были точно те же самые, что при "диагностике", только вместо старых он на этот раз водрузил новые.) "Гольф II" стремительно приближался по стоимости к "Гольфу III". Тут же работяги проверили результат своих трудов на ближайшей ровной дороге и предложили, "чтоб наверняка"... снять регулятор тормозных сил! Не в силах вынести этого надругательства, я сбежал на работу и решил забрать машину только под вечер...*» „- Ну а теперь пройду я этот проклятый ПИК? - Пройдете, пройдете... успокоил меня главный, выписывая квитанцию. - Только поПервое, что спросил меня том, как пройдете, приезжайте, малый в тренировочных штанах мы вам колодки снова слегка на ПИК, было - угадайте? Праподведем. Бесплатно. вильно! - Квиток есть?"Еще бы, - подумал я. - И так уже сотню баксов с меня сняли". - Кстати!.. - вдруг всполошился мой спаситель. - Где ваш квиток? - Какой квиток? - Вам ведь наш сервис на ПИК посоветовали, да? Они должны были дать квиток такой, ну, схему, как нас найти... Что, потеряли? Смотрите, вам же хуже... Тут я заподозрил недоброе и начал судорожно искать квиток. К счастью, я его не выбросил. Главный взял его, перевернул и поставил на обратной стороне печать: "Работы выполнены... сумма... ТОО...". Ота руки было вписано: Тормоза". | - Покажите его на ПИКе и все будет в порядке, - добавил он. И тут я все понял. Да, это оказался банальный двухходовой трюк. Одни создают постоянный приток клиентуры, а другие в поте лица ее обслуживают. Трудно поверить, что отношения "компаньонов" абсолютно бескорыстны. Да и риск "загреметь" за взятку сведен к минимуму... ...До дома в этот вечер я доехал с трудом, на второй передаче. Колеса будто кто-то держал калканом. Машина теперь гораздо лучше тормозила, чем ехала. Пошел дождь, и яс ужасом убедился, что, попадая на колеса, дождевая вода шипит и испаряется! М-да, колодки явно придется "слегка подвести"...Зато инструментальный контроль был пройден без сучка и задоринки, даже "с запасом". Инвалидность - гипертрофированные тормоза здесь ценится. А из гофрированного ангара я прямиком поехал на автосервис, где колеса освободили из капкана... Итак, операция изъятия денег у отдельно взятого автолюбителя завершилась полным фурором коррумпированного капитализма. В пользу государства за техосмотр (который, кстати, так и не проводился ГИБДД, видимо, считает, что после ПИК уже проверять нечего) было взыскано 30 рублей, в пользу "унитарного предприятия" - 240 рублей (за очередной инструментальный контроль пришлось платить еще раз), в пользу авторемонтников - 760 рублей. Еще около двух тысяч ушло на запчасти (тормозные барабаны и колодки, а также комплект недорогой резины), от которых состояние автомобиля, на мой взгляд, улучшилось крайне незначительно. А может быть, даже ухудшилось - кто знает? Резина хуже, тормоза дубовые, деталек не хватает. Еще рублей десять ушло на всяческое ксерокопирование: каждая операция по оформлению документов в ГИБДД почему-то происходит, только если есть копия всех предыдущих бумажек... В очереди я услышал такое мнение: "Сказали бы попросту: ребята, платите по сто баксов и ездите на любом хламе, на каком хотите! Так и честнее, и дешевле было бы...". И знаете что? Я согласен. С одним небольшим добавлением. Так было бы еще и безопаснее.ЗР 11/98105