78
79
ЭКСПЕРТИЗАустройства № 8 намекает на причастность к молдавскому Тирасполю. Изделие № 6 выпускает, согласно легенде продавца. российско-германское СП, а устройство № 10 продавалось как продукция Прохладненского завода. Истинное происхождение всех перечисленных изделий неизвестно - рынок умеет хранить свои тайны. Нагрузкой для испытываемых коммутаторов служила "восьмерочная" катушка зажигания типа 27.3705 с шунтирующими резистором нагрузки 1 МОм и емкостью 50 пФ, подключенная к трехэлектродному разряднику с зазором 7 мм. Источник сигнала - штатный распределитель от "Самары", приводимый в движение сервоприводом. Испытания проводились в следующих режимах: 11 ПИТ = 6 В, п = 250 об/мин (по коленвалу); и пит = 13,5 В, п = 250 об/мин (по коленвалу); 1 1пит = 13,5 В, п = 3000 об/мин (по коленвалу). Результаты испытаний приведены в таблице. Однако прежде, чем анализировать полученные цифры, вспомним теорию. В отличие от древних коммутаторов (типа зиловского), которые слепо повторяли сигнал с прерывателя, коммутаторы "самар" умеют нормировать время накопленияКоммутаторы \ л для "Самары" - какой выбрать?Михаил КОЛОДОЧКИН. Фото Сергея ИвановоЛюбимец философов - Буриданов ватель зажигания ТУ 37.464.017-89 Made осел - помер с голоду меж двух одинакоin Bulgaria (фото 3). вых стогов сена. Его мозгов не хватило 4. Коммутатор электронный "Астро" для принятия волевого решения. 95.3734. ТУ 4573.001.12007355-97 (фото 4). Трудности с правильным выбором ис5. Facet EDR 019 6L15 Made in Italy пытывают не только ослы. Казалось бы, (фото 5). что может быть сегодня проще, чем приоб6. EDR Huco 13 8090 Made in Germany рести новый коммутатор для "Самары"? (фото 6). Подходишь к прилавку и... застываешь в 7. ТУ 37.464.017-89 3620.3734 (фото 7). нерешительности. Какое изделие предпо8. Bond Electronics digital ignition comчесть - подешевле или подороже, наше или mutator model be DIC-1M (фото 8). импортное, симпатичное или "погрубее"? 9. ТУ 37.464.017-89 3620.3734 (фото 9). Для ускорения процесса было реше10. K563.3734 ТУ11 КЖЩГ 023-94 Комно купить несколько различных коммутамутатор аварийный К562.3734 (фото 10). торов и разобраться с ними в лаборатор11. "Калашников иК0 Плазменное зажиных условиях. В результате редакционная гание" ТУ 4573-001045363119-97 (фото 11). коллекция пополнилась следующими изВсе перечисленные устройства были делиями: приобретены на рынке, поскольку именно 1. Коммутатор электронный 84.3734 там делает покупки основная часть автоТУУ 200.92754.002-97 (фото 1). владельцев. Большинство изделий прода2. Hand-pol Н-Р 96.0001 2108-3734910- валось без упаковки и сопроводительных документов. Отметим, что коммутаторы 20 Made in Poland (фото 2). 3. Ignition module IG-H004HRL. Преры№ 7 и9 имеют ромбики АТЭ-2. а названиеэнергии в катушке. Это означает, что при поступлении управляющего сигнала с датчика Холла ток в катушку подается не сразу, а с некоторым запаздыванием, величина которого зависит от частоты вращения коленвала. Такой алгоритм усложняет конструкцию коммутатора, но позволяет сократить энергопотребление системы зажигания и облегчить тепловой режим работы транзисторов и катушки. Косвенно это отражается при измерении тока потребления чем меньше ток потребления при неизменном токе разрыва, тем выше коэффициент полезного действия системы зажигания. Ток разряда и время разряда пропорциональны току разрыва. Увеличение тока разрыва ограничено как возможностями полупроводников, так и параметрами катушки зажигания. Теперь перейдем к цифрам. Аутсайдер определился сразу - экземпляр № 9 сошел с дистанции, не успев вступить в игру. Амперметр "зашкалило", а осцилло-78ЗР 11/98 граф продемонстрировал загадочное возбуждение выходного каскада. Вот тебе и ромбик АТЭ-2... Берем отвертку и вскрываем беднягу (фото 12) - милый, да кто ж тебя так? Печатная плата, неказистая сама по себе, застыла в отчаянной позе ужаса, перекошенная крепежными винтами по всем координатам сразу. На литой стойке - трещина. Печатный проводник, оказавшийся в опасной близости с головкой винта, кто-то пытался проковырять скальпелем. Похоже, коммутатор очень не хотел "собираться", но его заставили. Предпоследнее место занял еще один коммутатор с ромбиком на крышке. Продемонстрировав самый низкий ток разрыва всего 5,2 А, он "проглатывал" искру на всех частотах вращения. Внутренности изделия красотой также не блещут (фото 13). На следующем от конца месте обосновалось изделие № 8. Страшненький коммутатор наотрез отказался работать при 6вольтовом питании. При повышении напряжения до 8В блок "одумался" и даже продемонстрировал хороший КПД. Однако непонятное поведение схемы стабилизации тока,требляет всего 3А - очень хороший показауверенное положение в лидирующей груптель. Именно такой коммутатор можно рекопе. Однако изюминка заключается, конечмендовать тем. кто не гоняется за различно же, в наличии резервного, позволяющеными "наворотами" и стеснен в средствах. го продолжить движение при отказе как осПервые два места поделили экзотиновного блока, так и датчика Холла. ческие устройства № 11 и 10. Коммутатор Последнее обстоятельство удостои№ 11 выделяется из толпы своей оригилось персональной проверки. С редакционнальной схемотехникой - формируемый ной "девятки" был снят штатный коммутаим ток разрыва имеет импульсный характор, взамен которого установили испытуетер, что позволяет достигать амплитуды мый образец. Сразу стало понятно, что при 13 А! Величина тока потребления составпереходе на аварийный блок одним переляет от 1 до 2,5 Ав зависимости от частоключением разъема с нижнего блока на ты вращения коленвала - длительность верхний ограничиться не удастся - длина разряда при этом линейно снижается. жгута ограничена, да и капот все равно меЗначительная энергия разряда сочетаетшает... Поэтому, еще раз убедившись в исся в этом коммутаторе с малым потреблеправности основного блока, коммутатор нием тока от бортсети и умеренным темперевернули вверх ногами, после чего подпературным режимом. Справедливости ключили разъем к аварийному блоку. ради отметим, что габарит лидера мог При включении зажигания блок сразу быть бы и поменьше... заявил о себе попискиванием - встроенКоммутатор № 10 фактически содерный генератор постоянно вырабатывает жит в себе два изделия - основной блок и сигнал частотой примерно 160 Гц. Мотор резервный. К параметрам основного блока завелся довольно легко, но тут же заглох. претензий нет -значительный ток разрыва После нескольких попыток, научившись и большая длительность разряда при умеподдерживать газом нужные обороты, ренном токе потребления гарантируют ему проехали около километра. Вывод одно-допускающей броски тока разрыва в диапазоне от 6 до 12 А, наводит на мысль о скорой кончине изделия. Вскрытие оптимизма не прибавило - внутрь лучше не заглядывать (фото 14). Промежуточные четыре места решили не присуждать - показатели блоков № 1, 3, 5 и6 примерно одинаковы. Правда, по культуре исполнения экземпляр № 1 тягаться с тремя однотипными конкурентами не сможет - печатная плата из гетинакса больше напоминает творение юного радиолюбителя из Дворца пионеров, нежели бортовое изделие (фото 15). Бронзовым призером стал коммутатор № 4. При токе разрыва 8А он по-ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУТАТОРОВ ДЛЯ Режим испытанийСАМАРЫ"|Urwr=6 В. п=250 об минипит=13.5В, п=250 об/минипит=13.5 В. п=3000 обминСОII ь11О СSI< 3" &сок<3асо3. 1§£ 12 3456789 10 11аif as К & II 11 §а9 О.о:со5< л• *<3от, О--О •*5 «" •к о.СОак 33 5 55 5,5 55 1.74.8 7 7,2 7.4 6.6 6.5 5.25 2,57.2 138 70 4,5 58 70 4,5 72 60 8 70 3 4.7 7 60 4,8 7 60 1.5 5,2 0-40 2-3 6-12 50-80 217,7 13 6,5 150I1,3 2 2,2ааш1,3 4 1,1 3 13 3,7 1.1 3.5 1,1 3,5 0-0.8 2 0.8 3,56 50 10 8 70 1.3 7,2 60 1.1 8 70 1.3 7 60 1,1 7 60 1.1 5,2 (МО 0-0.8 6-3 50-70 0.8-1,31,2 3,3 7,5 2.3 2,5 1365 1501,2 1.0значен - двигаться можно, но ездой это назвать нельзя. Непривычно жесткая работа мотора с крайне ранним зажиганием добром не кончится. Впрочем, вполне понятно, что аварийный коммутатор - это решение на самый крайний случай. Выводы можно сделать следующие. Решив приобрести коммутатор, постарайтесь обойти рынок стороной. Если тип блока вам безразличен, то обратитесь на сервис - работа копеечная. Если же вы хотите приобрести конкретный тип коммутатора, то поищите если не фирму-производителя, то хотя бы солидный автомагазин гарантия на товар не будет лишней.ЗР 11/9879