109
КРИМИНАЛВ середине майского дня к посту весового контроля, расположенного близ подмосковного Голицыне рядом с пикетом ГИБДД, подъезжал белорусский МАЗ. Водитель не раз "гонял" из Минска в Москву и чем занимались на посту знал хорошо. Невдалеке от вагончика весовщиков в полотно дороги вмонтированы датчики. Проехал - а на экране компьютера появились изображение машины, нагрузки на ось и... сумма шфафа. Откуда он берется? Тоже просто. СНиП - не указ. Решили дорожники, что нагрузка на полотно дороги не должна превышать, скажем, восьми тонн. За перефуз - по 60 рублей с тонны. Вот и считай. "Готов поспорить, что сейчас весовщики остановят, - сказал водитель напарнику. - По всей России натыкали этих весов и дерут деньги. Хозяин, сам знаешь, зафузит нам машину и - вперед. А ты тут "решай вопросы". И точно! Появляется на обочине "дядя" в камуфляже и жезлом приказывает МАЗу остановиться. "Да-а, залетел ты, бульбаш, - сонно тянет весовщик. - Такой перевес, что впору тебя домой отправлять. Разворачивайся и дуй отсюда". Ну, к грубости водителю не привыкать, на дороге и не такое слыхали. "Вы экран покажите, да скажите толком, сколько штрафа набежало", попытался защититься шофер. "Шустрый какой! Щас ментам тебя сдам, вообще груза не увидишь!" - вмиг озверел "камуфляж". "Чего сердишься, скажи сколько, да поеду я", - сдался водитель. "Документы давай!" - скомандовал весовщик. Конечно, не положено отдавать кому попало "права" и бумаги на груз, но перечить себе дороже: сунут с напарником в кутузку, а тем временем груз растащат... На дороге закон тайга. Пришлось отдать документы. "Права" весовщик сразу спрятал в карман и стал читать грузовую декларацию. По мере чтения лицо его светлело. "Кусок баксов!" вынес приговор "дядя". "Да ты что? - изумился водитель. - Имей совесть!" - "Я сказал - тысяча долларов! Давай сейчас, не то передумаю. А "права" у меня..." - "Слушай, есть 500. Все, что взяли на двоих. Бери и отпусти". Весовщику бы взять да дальше обирать водил у обочины. Ан нет, пожадничал. "Хорошо, начальник, у меня в Голицыне знакомые живут. Сейчас слетаю соберу еще денег". - "Давай, не задерживайся", разрешил весовщик. Дальнейшие события развивались как в детективном фильме. Водитель не поехал к несуществующим знакомым - он отправился в расположенный поблизости 10-й батальон ГИБДД. "Братцы! Что ж творится! Весовщик с меня тысячу баксов требует!" И рассказал всю историю, а дальше... Начальник позвонил в РУОП, посове-ВЕС ВЗЯТСотрудники ГИБДД помогли поймать зарвавшихся взяточников.**3а * •• «Дмитрий ЖЕРНОВ товался и говорит водителю: "Минут через десять иди обратно. Там у обочины будет стоять наша машина без опознавательных знаков. Ты на нее не смотри, а иди к весовщику и встань так, чтобы твои руки были видны из машины. Не называя сумму, дай деньги, пусть считает. Ври, что хочешь, но он должен их взять. Понял? Дальше наша забота. Пока пойди в соседнюю комнату, там деньги перепишут". После "оформления" водительского кошелька пошел он обратно, к посту контроля. Весовщик тут как тут: "Принес?" - "Да, наскреб, что есть". О жадность - "дядя" даже не стал считать! Сунул в карман и отвернулся: проваливай, мол. Быстрым шагом водитель направился к машине, залез в кабину и газанул до поста ГИБДД. Через час-полтора в помещение батальона вошел молодой человек в модном костюме, перед которым почтительно расступались сотрудники ГИБДД. Вскоре водителя вызвали в кабинет. Следователь представился и попросил рассказать историю "под протокол", а заодно сообщил, что было дальше после отъезда водителя. Машина "без опознавательных знаков" оказалась частным автомобилем одного из сотрудников батальона. В ней автоинспекторы сняли на фотопленку процесс передачи денег. Потом - сразу в РУОП, где их ждали. Загрузились оперативники - и на пост. Весовщики слова сказать не успели, как оказались на полу. Под прицелом видеокамеры им вывернули карманы. Вдвоем за половину дня они "наработали" три тысячи долларов, почти тысячу марок и кучку рублей! Сами понимаете, с зарплаты столько в карманах не останется. Сразу сознались и давай "закладывать" остальных! Теперь лет по пять весовщикам обеспечено. Да и не им одним. Молодцы сотрудники ГИБДД, помогли поймать зарвавшихся взяточников. Но не дают покоя другие мысли. Разве дорож-ное начальство не знало о баснословных, известных всей округе "заработках" весовщиков. Устроиться на эту доходную должность было невозможно. В открытую поговаривали ио том, куда идут деньги "выше". Причем большая часть. Правда, похоже на любую государственную службу, "пасущуюся" на большой дороге? Только почему-то никто не хочет взять за руку ни таможенников, ни РТИ, ни "экологов", ни сборщиков дани за транзитный проезд, ни местные власти. Спросите любого "дальнобоя", сколько он платит за рейс. Помножьте на среднее число автомобилей, проезжающих мимо постов. Сколько получилось? Не утруждайте себя, уже подсчитано: со всеми выплатами "наверх" к жадным рукам прилипает не менее трех тысяч долларов в месяц! Еще простой вопрос. Сами весы стоят около трехсот тысяч рублей. Сколько их по России? Не менее сотни. Их учреждают якобы "с целью организации сохранности сети автомобильных дорог", как записано в постановлении Правительства РФ от 26.09.95 № 962. Так, может, на эти деньги дороги построить? Еще нюанс. Согласно СНиП (строительные нормы и правила), на дорогах первой, второй и третьей категорий разрешена нафузка на ось до десяти тонн. Вторая и третья категории - большинство магистралей России. Так почему же дорожники и местные власти назначают свои нормы (обычно - 8 тонн)? Ах, с прибыли назначены отчисления: 50% - в федеральный дорожный фонд, 40% - в территориальный, а 10% местной ГИБДД. Кстати, на каждом весовом пункте есть контрольные переносные весы. Но ими никто никогда не пользовался. Они в нашем государстве, видимо, не нужны. Как и любой другой контроль. Именно поэтому на дороге машут жезлами кому не лень.ЗР 11/98109