24
25
Знаете, раньше было модным оставлять послания потомкам «мы, комсомольцы шестидесятых, обращаемся к молодежи...» (следовал временной отрезок лет в тридцать). Времена изменились, и мы можем обращаться уже не к потомкам, а к самим себе жизнь стремительна... Возьмем масштаб помельче, в пределах подготовки одного номера журнала. То есть - полтора месяца. Вот вам картина середины сентября.•УОАЛар - увы, абсолютная величина в нашей жизни. Любим мы его или нет (ну, загнули... - прим. ред.), а он определяет даже время: вместо дат называют курс. Так вот, бакс уже успел слетать за двадцатирублевую отметку, похудеть до 7,5 и теперь вновь растет. На этот уик-энд установлена цена 16,38 рубля за «зеленый». JiDfflOn]XIX на падение рубля реагировал с большим опозданием. Например, ВАЗ отпускные и взаимозачетные цены сохранял, когда доллар уже резко ушел в отрыв; а ведь дорога, допустим, с Волги в столицу занимает несколько дней - и вот вам ситуация: автомобиль отгружен по цене 40 тысяч рублей, которые в валюте уже превратились из 6000 в 2000 долларов. Естественно, у людей возникало нездоровое желание купить... пару машин! Продавцы увеличили наценки, некоторые объявляли стоимость только в у.е. - и все равно автомобили «дешевели». «Шестерки» по 3-4 тысячи баксов расхватывали, как горячие пирожки! Еще лучше шли «десятки» - они подороже, а народ торопился пристроить капитал. Продавцы, сделав за неделю месячную выручку, остались без работы... Долго такое продолжаться не могло. В Тольятти сначала отменили скидки (около 20%), потом подняли отпускные цены, так что суммарно машины подорожали на 50-80%. И тут доллар пошел вниз! Естественно, многие дилеры сделали паузу в заказах. А на ВАЗе. по официальной информации пресс-центра, и без того «за первую декаду сентября пять тысяч машин попали в «калашные» ряды некомплектных и не могут быть проданы... Сборка ведется не по заказам рынка, а по наличию комплектующих». Есть опасность затоваривания. Есть и испытанное лекарство (с сильными побочными эффектами) - переход, как летом, на усеченный график работы. Но это крайняя мера... Заводчане меняют поставщиков, задирающих цены, не выдерживающих сроки, не держащих качество. Да и рубль пока дешевеет, а на этом может выгадать покупатель.Кстати, о некомплекте: «Москвичу» этот «кризис перепроизводства» помог преодолеть кризис финансовый. ЖОрго6Ы£ XpOXUktl. Рынок новых отечественных автомобилей залихорадило. Те, кто копил американские деньги на вожделенную машину, живут с калькулятором в руках, стараясь воспользоваться курсовой чехардой. За доллар дают 17 рублей. В московских автосалонах неразбериха. «Святогор» с двигателем «Рено», который совсем недавно стоил под $9000, можно отхватить меньше чем за 3500. Доллар продолжает восхождение стоит уже 20 рублей. В автосалоне, что возле заводоуправления АО «Москвич», ажиотаж. Рублевые цены поднялись, однако долларовые по-прежнему привлекательны - от $3500 за «Святогора» с вазовским мотором до $6750 за самого навороченного «Князя Владимира». Номенклатурные стретчи, к которым еще несколько дней назад простые смертные интереса не проявляли, в дефиците! За ними и за «святогорами» с моторами «Рено» записываются в отдельную очередь - совсем как в былые времена. Молодой человек, приехавший к автосалону на потрепанной «Газели», оплатил «Святогора» и «занял» за «Князем». Магазин «Автомобили» в Южном порту работает... круглосуточно. Неожиданный наплыв жаждущих помог заводу сбыть накопившийся «некомплект». Уходят машины без обивки и полки багажника, внутренних ручек. На некоторых не хватает реле и лампочек. Один автомобиль оказался без задних амортизаторов. Пыльные «святогоры» и застоявшиеся «сорок первые» освобождают заводские проезды... Торговые фирмы с энтузиазмом берут «некомплект» - кризис все спишет?! Между тем, баксы подешевели - за один дают около 10 рублей. «Москвичи» уже не расхватывают. В долларах машины оценены почти как до кризиса. «Святогор» с отечественным мотором - около 5800, с французским - просят более 8000. Обычных "41-х" в ВСПОМНИТЬ ВСЕзаводском салоне нет. Зато их, как и «святогоров». полно даже на дальних подступах к заводу. Автомобили всюду - на открытых стоянках, в ангарах и даже просто на небольших площадках около дороги. Продавцы ждут своего часа - нового скачка «зеленого». «Сскохб'ХЭХО». На рынках подержанных автомобилей в Люберцах и Печатниках оживления не наблюдается. Здесь всегда назначали цены в долларах - они почти не изменились (если и снизились, то на сотню-две). За «Ауди-80» 1990 года просят 7200. «Опель-Омегу Караван» 88-го предлагают за 6500, а за проживший нелегкие 14 лет «Форд-Эскорт» продавцы мечтают получить 1800. Но покупатели явно «затаились» - ждут более спокойных времен. Многие, кто приглядывался к недорогой иномарке, видимо, уже приобрели новый отечественный автомобиль за полцены. J U§ВЭ /CJP / ф - длиннющая эта аббревиатура вполне может послужить графической моделью инфляции: коротенькое «ГАИ» обесценилось несколько раньше, чем официально наступил кризис... Стоимость услуг и штрафы пока прежние (надеемся, они будут последним, что вырастет в цене). Мздоимцы реагируют на изменение ситуации быстрее: поговаривают, оплата по статье «командир, разойдемся без протокола» удвоилась и составляет в Москве 100 рублей. ЗИПЧасШвй. Цены на некоторые детали поднимались так же быстро, как падал рубль. В рядах продавцов и их «хозяев» царили паника и неразбериха. На одних лотках стоимость товара определяли, исходя из биржевого курса доллара (мол, платили за товар в валюте, не терять же свои кровные). На других, с импортными маслами, деталями. инструментом даже появились ценники в условных единицах, а продавцам выдали «долларовые прайсы». На третьих просто поднимали цены в полтора-два раза, неохотно делая скидки на крупные оптовые партии. Самые хитрые зря времени не теряли. Скупали по невысокой еще цене какие-нибудь ходовые запчасти и... становились монополистами на рынке. Оставалось «отвязать» цены и успеть, пока не пошел вниз доллар и не подвезли крупную партию того же товара, срубить неплохой куш. С отступлением доллара числа на ценниках стали уменьшаться... Но незначительно. так как заводы уже успели поднять отпускные тарифы. В итоге большинство товаров по сравнению с докризисными временами подорожало в полтора-два раза. Крепкие предприниматели сокращают количество торговых точек; уходят «частники». Значительно уменьшился ассортимент импортной продукции. Общее настроение на рынке: «Что день грядущий нам готовит?..» ски не продать десятилетний ВАЗ-21053 (в удовлетворительном состоянии) дороже $1500. Цены на бензин: "95-й" - 5.50-6.00, "92-й" - 3.30-4.00. "76-й" - 2.00-2.50 руб./л. Топливо финское, поэтому снижения цен в ближайшее время, скорее всего, не предвидится. Заграница. Киев. Раскаты российского финансового грома очень встревожили население Украины. И хотя руководство страны оптимистично заявило, что гроза пройдет стороной, граждане поспешили в обменные пункты. Нацбанк Украины ввел в сентябре новый валютный коридор 2,5-3,5 гривны за доллар. Подорожал бензин - "95-й" стоит 0,95 гривны, и это, судя по всему, не предел. Украинские прилавки пока не опустели, но не из-за спокойствия покупателей, а из-за их безденежья. Его уже в полной мере ощутило недавно стартовавшее СП "АвтоЗАЗ-Дэу". Оно рассчитывало реализовать до конца года несколько десятков тысяч автомобилей, продано же пока меньше тысячи. Корейским партнерам АвтоЗАЗа не позавидуешь: не успев оправиться от финансово-экономического кризиса в своей стране, они попали в новую переделку, масштабы которой пока трудно предсказать. Нельзя промолчать и0 Сб8б. Что поделаешь, кризис ударил и по средствам массовой информации - «За рулем» несколько сократился в объеме, в основном за счет рекламы. Цена в розницу наверняка вырастет, а вот подписную мы держим (между прочим, не первый год) - 12 рублей за номер, остальное берет почта. И еще - мы по-прежнему разыгрываем автомобили! На днях определили двух счастливчиковпризеров и телеграфировали им радостную весть. Подробности - на с. 74-75. "Что же будет с родиной ис нами?" Авторы, как уравновешенные оптимисты, напоминают, что кризисы преходящи. Жизньто продолжается. Современный мир немыслим не только без хлеба, крупы и соли, но и без автомобиля. Их будут выпускать, покупать, заправлять, ремонтировать. Может, мы посмеемся над собственными страхами начала осени, может, чемуто научимся; надеемся, не придется пожалеть о прошлом, как о золотом веке. Отдел спецпроектов Фото из журнала "За рулем", 1932 г.Сообщения С МеСШ. Екатеринбург. Народвоодушевленно бросился скупать все. В том числе - автомобили. Новенькую "восьмерку" можно было купить за 3000 долларов. Отечественные автомобили (в том числе некомплектные), тоскливо стоявшие на переполненных площадках, нашли своих хозяев в два дня. Остался только одинокий «Князь Владимир», так и не востребованный даже в смутное время. Кстати, именно в обменных пунктах, расположенных у больших автомагазинов, можно было всегда свободно купить доллары. На рынках автомобилей - не более четверти от обычного количества. Причем представлены две категории: насмерть убитые, старые и потому дешевые «жигули» и «москвичи» - и новенькие престижные иномарки. Цена на бензин долго не росла, что вызвало брожение в умах и ожидание крупного подвоха. Запасливый среднестатистический автолюбитель наполнил все емкости топливом, рассчитывая продержаться до весны. Когда, наконец, за литр "92-го" стали брать 2.50 вместо 1.90, люди вздохнули с облегчением: наконец-то! Дороги опустели, пробки исчезли, словно по мановению волшебной палочки. Замерла деловая жизнь... Зато как приятно стало ездить по городу! Так и вспоминаются полупустые спокойные улицы застойных времен. Санкт-Петербург. За два дня у официальных дилеров были куплены все автомобили, выставленные по прежним ценам. Рассказывают, в пик продаж, когда у самого крупного дилера ВАЗа за неполный рабочий день «смели» около 600 автомобилей, был даже брошен клич «больше двух машин в одни руки не давать». Подержанные отечественные автомобили резко упали в цене. Сегодня практичеЗР 11/9825