135
136
137
138
РЕМОНТСОДЕР:РЕМОНТ\\J-\J1JJZJДЕМОНТАЖ И РАЗБОРКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА "ЖИГУЛЕЙ"Вячеслав ЛУКЬЯНОВ. Технический центр ЗР "Тушино'Основные признаки неисправности рулевого управления (надо ли говорить, как его работоспособность важна для безопасности движения?) - это повышенные нагрузки на рулевом колесе, люфты, стук (шум) в рулевом управлении, неустойчивость автомобиля, утечка масла из картера рулевого механизма. Осматриваем рулевое управление вдвоем на смотровой яме или эстакаде в такой последовательности: - проверяем свободный ход рулевого колеса, который при покачивании руля в обе стороны не должен превышать 5° (18-20 мм по ободу колеса); - усилие, необходимое для поворота рулевого колеса при установке передних колес на гладкой поверхности (ровный бетон, линолеум), не должно превышать 20 кгс; - не должно наблюдаться стуков и люфтов в шарнирных соединениях ив маятниковом рычаге; - проверяем затяжку всех резьбовых соединений, отсутствие деформаций деталей рулевого управления и целостность за ­ щитных колпачков шаровых наконечников; - проверяем возможность осевого перемещения наконечников рулевых тяг вдоль оси пальцев, используя рычаг и опору. Перемещение должно бьпъ в пределах 1-1,5 мм. Если его нет, значит, в шарнире заклинен вкладыш пальца. Такой шарнир заменяем новым. Кроме того, работоспособность рулевого управления зависит от правильности углов установки колес, равномерности накачки шин, величины зазоров в подшипниках ступиц передних колес. На ощупь проверяем, нет ли зазоров в подшипниках червяка ив зацеплении ролика с червяком рулевого механизма. Для этого со стороны моторного отсека удерживаем сошку рулевого механизма и покачиваем баранку, повороты которой без перемещения сошки говорят о зазорах вза ­ цеплении ролика с червяком (при этом обычно слышен стук в картере рулевого механизма). Чтобы устранить люфт, снимаем защитный колпачок, ключом "на 17' ослабляем стопорную гайку и шлицевой отверткой (несильно!) заворачиваем регулировочный винт, одновременно покачивая руль. Теперь затягиваем стопорную гайку, придерживая регулировочный винт. Если после такой регулировки сильно выросли усилия на рулевом колесе, слегка ослабляем регулировочный винт. Чтобы выявить зазоры в подшипниках червяка, рукой удерживаем его вал около картера. Если при поворотах руля в стороны ощущается осевое перемещение вала относительно картера, поворачиваем руль влево, отвертываем болты крепления нижней крышки и сливаем масло из картера. После этого, уменьшив толщину регулировочных прокладок под крышкой, снова проверяем зазоры. Устранив осевые перемещения, заливаем в картер 0,215 л трансмиссионного масла. Конечно, снимают и разбирают рулевой механизм только при явных его неисправностях: скрежете внутри, заклинивании, течи масла, невозможности отрегулировать нагрузки на рулевом колесе и его свободный ход. Для проведения этих работ потребуются съемник шаровых пальцев рулевых тяг и универсальный съемник. В описываемом нами случае пришлось снять рулевой механизм с автомобиля ВАЗ-2105, поскольку руль стал очень уж "тяжелым" Кроме того, обнаружили большой люфт рулевого вала в радиальном направлении. Прежде чем приступить к работе, отсоединяем провода от аккумуляторной батареи.Демонтаж и разборка рулевого механизма "Жигулей" ГАЗ-31029: снимаем и разбираем стартер с планетарным редуктором "Москвич-2141": ремонтируем переднюю подвеску БЕЗ КУВАЛДЫ Эти "деликатные" втулки ОСНАСТКА Вместо верстака ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Почти универсальный ОХРАНА Ставим механическую "противоугонку" на "Самару" РЕАНИМАЦИЯ А говорят - не ремонтируется... 18 Схема электрооборудования автомобиля "Ауди-801.8S" МЫ ДЕЛАЕМ ТАК Редуктор: ручная сборка 19 16 15 78 12 10 322С помощью шлицевой отвертки снимаем с четырех защелок крышку выключателя звукового сигнала. ЗР 11/98Своимичвлами135 Для автомобилей 2101, 2102, 2106 эта операция гораздо сложнее, поскольку стяжной хомут находится в моторном отсеке (см. ниже).Отсоединяем штекер провода включения звукового сигнала....и снимаем обе его половины.Торцевым ключом "на 13" отворачиваем две гайки крепления кронштейна вала рулевого управления.Ключом "на 8" ослабляем затяжку болта стяжного Торцевым ключом "на 24" отворачиваем гайку крепления рулевого колеса. Снимаем штекерную колодку с замка зажигания. хомута крепления подрулевых переключателей......и снимаем их с верхней части рулевого вала, Спрессовываем рулевое колесо со шлицев, уперевоставив висеть на проводах. шись в него снизу коленями и ударив по торцу вала молотком через выколотку из мягкого металла.Если сорваны головки спецболтов крепления нижней части кронштейна вала, то их можно вывернуть с помощью плоскогубцев, а еще лучше специальных клещей-тисков.Снимаем оттяжную пружину педали сцепления с кронштейна рулевого вала. Снимаем рулевое колесо. Снимаем верхнюю часть рулевого вала с вала червяка рулевого механизма.Торцевым ключом "на 13" отворачиваем гайку Крестообразной отверткой отворачиваем чекрепления нижнего кардана рулевого вала к стяжной болт. Отсоединяем штекерные колодки подрулевых переключателей. Эту операцию можно выполнить раньше, сняв приборную панель. тыре винта и один саморез, которыми крепитвалу червяка рулевого механизма и вынимаем ся облицовочный кожух рулевого вала...136ЗР 11/98СвоимиСилами4 Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления замка зажигания.На автомобилях ВАЗ-2101, 2102, 2106 рулевой механизм устанавливают на лонжероне через шайбы для устранения несоосности с валом руля. Поэтому, снимая рулевой механизм, нужно отметить количество и расположение шайб, чтобы при сборке установить их на прежнее место. На автомобилях ВАЗ-2104, 2105, 2107 несоосность компенсируется двумя карданными шарКлючом "на 13" отворачиваем гайку и вынимаем нирами на валу руля. болт стяжного хомута рулевого вала в моторном Устанавливаем рулевой механизм в отсеке. последовательности, обратной снятию. Прежде чем окончательно закрепить картер рулевого механизма и кронштейн вала, временно надеваем на вал рулевое колесо и поворачиваем его несколько раз влево и вправо. При этом вал и другие детали самоустанавливаются. Для определения причины "тугого руля" разбираем рулевой механизм.Разблокируем ключом противоугонный мехаРасшплинтоеываем две гайки шаровых шарнинизм, утапливаем тонкой отверткой фиксатор и ров на сошке... вынимаем замок из кронштейна. Поскольку вал рулевого колеса имел значительный радиальный люфт в подшипниках кронштейна, мы заменили его в сборе. На автомобилях ВАЗ-2101, 2102, 2106 установлены рулевые механизмы с коротким валом червяка. Болт стяжной муфты находится в моторном отсеке под корпусом вакуумного усилителя тормозов, поэтому при снятии рулевого вала приходится делать дополнительные операции.Ключом "на 8" отворачиваем пробку на верхней крышке и сливаем масло из картера рулевого механизма. ..м отворачиваем их ключом "на 19".Съемником выпрессовываем пальцы шаровых шарниров из сошки. Отворачиваем два самореза крепления коврика около рулевого вала.Ключом "на 13" отворачиваем четыре болта крепления верхней крышки...Удерживая от проворота головки болтов, ключом "на 17" отворачиваем три гайки крепления рулеОтворачиваем три самореза крепления уплотнивого механизма к лонжерону и вынимаем его ,.м снимаем ее, выведя головку регулировочного вместе с болтами. теля вала. винта из паза на валу сошки.ЗР 11/98137 Осевой зазор между головкой регулировочного винта и пазом сошки не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, нужно заменить регулировочную пластину на винте пластиной большей толщины.Чтобы вынуть вал сошки из картера, пришлось воспользоваться молотком с выколоткой, хотя в сопряжении этих деталей должен быть зазор от 0,01 до 0) мм. По-видимому, это и было причиной "тугого руля" Пришлось поработать над валом сошки шлифовальной шкуркой, чтобы он входил в картер свободно.При необходимости замены вынимаем сальники из картера рулевого механизма и выпрессовываем наружное кольцо нижнего подшипника вала червяка с помощью оправки диаметром 42 мм. Ключом "на 30" отворачиваем гайку крепления сошки. Ключом "на 13" отворачиваем четыре болта, крепящие крышку упорного подшипника вала червяка...Основные детали рулевого механизма. Универсальным съемником спрессовываем сошку со шлицев вала. Чаще всего сошку спрессовать не удается даже после нагрева. Поэтому приходится применять радикальные методы, в частности, прорезать ее "болгаркой" и затем сбивать зубилом... Собираем рулевой механизм в обратной последовательности. Установив червяк и закрепив нижнюю крышку, проверяем момент трения вала червяка, который должен быть в пределах 2-5 кгс см. Величину момента трения регулируем, подбирая толщину прокладок под крышкой. Установив вал сошки, убедимся в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком при отклонении сошки от нейтрального положения вправо и влево на 30°. Зазор устраняем регулироМолотком из мягкого металла (или с помощью выколотки) выпрессовываем вал червяка из карвочным винтом. Момент трения червяка тера вместе с наружным кольцом верхнего поддолжен составлять 9-12 кгс см при повороте вала червяка на 30° влево и шипника... вправо от среднего положения и плавно снижаться до 7 кгс-см при повороте от 30° до упора. При необходимости замените детали рулевого механизма - подшипники червяка, сальники валов, сошки, червяк с валом и ролик или рулевой механизм в сборе. ...и снимаем ее с регулировочными прокладками. Рекомендуемая литература издательства "За рулем": Автомобили "Жигули" ВАЗ-2104,2105, 2106,2107. Руководство по техниче...и вынимаем его с обоими упорными шариковыскому обслуживанию и ремонту. ми подшипниками.С-БОИМиСиЛИМИ...что и было в нашем случае.Вынимаем вал сошки в сборе с роликом из картера.138ЗР 11/98