106
107
ТАМОЖНЯТОРНАЯ ДОРОГА ЧЕРЧерез финскую границу пролегает самый удобный и, главное, безопасный путь из Западной Европы в Россию.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ. Фото автораМЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА ТОРФЯНОВКА ИНЖЕНЕРНАЯ ЗОНА АДМИНИСТРАЦИЯВ последнее время через Страну тысячи озер к нам пошли потоки грузов не только из Европы - даже из Арабских Эмиратов, Кореи, ЮАР и других экзотических стран! Крабовые палочки, апельсины, компьютеры и автомобили прибывают в финские порты, перегружаются на фуры и автовозы и, не задерживаясь, прямиком на полки российских оптовых складов, на прилавки ив автосалоны. Да что там экзотика, если масло из Эстонии в Россию везут через Финляндию (сначала паромом, а после на грузовиках) настолько привлекателен стал этот транспортный коридор! Здесь дальнобойщики не сбиваются в караваны, чтобы в случае чего дать отпор бандитам, а перегонщики не боятся останавливаться на заправках иу придорожных кафе. Поэтому с каждым годом поток автомобилей тут почти удваивается! ОПАСНОЕ "РАЛЛИ" На границе России и Финляндии всего три таможенных перехода: "Лужайка", "Брусничный" и Торфяновка". У перегонщиков особенно популярен последний. Как оказалось, закономерно. При слове "переход" невольно представляешь что-то вроде деревянной будки со шлагбаумом. Торфяновка" оказалась громадной обустроенной территорией с современными сооружениями (они построены в прошлом году). Здесь есть свой проезд - для автобусов, свой для фур, свой - для легковых автомобилей и даже отдельный - для перегонщиков и тех, кто купил за фаницей машину для себя. Кроме того, есть большая стоянка для арестованных автомобилей и тех машин, которые проходят растаможку на месте. Есть вместительный склад с гигантскими холодильниками для конфискованной продукции и боксы углубленного досмотра фур и легковушек для поиска контрабан-ды. В "Брусничном" обещают построить нечто подобное по качеству и содержанию в следующем году, а пока "Торфяновка" комплекс для России уникальный. В прошлом году наши граждане ввезли через "Торфяновку" более 40 тысяч купленных за границей легковых автомобилей. В этом году ожидается уже 60 тысяч. Таможенный инспектор Юхани Кунтси специально прибыл на Торфяновку" с финской стороны, чтобы поделиться со мной впечатлениями. По его словам, каждый день с причаливающих в финские порты паромов выезжают на шоссе по 100-200 автомоби-ТАМОЖНЯ НЕ ТОРОПИТСЯ? Трюки наших "гонщиков" за фаницей - дело известное. Меня больше интересовало другое: раньше Торфяновка" славилась очередями, растянувшимися на пять, а то и десять километров. Дальнобойщики несколько раз перекрывали дорогу на Выборг, протестуя против вялого оформлеЭта ржавая "Победа" стоит на стоянке арестованния (первый раз их разогнали с помощью ных автомобилей в Торфяновке" уже несколько ОМОНа, второй - уговорили разойтись полет. Какой-то чудаковатый финн купил ее для себя. Молодцы таможенники - не дали вывезти хорошему). Посмотрел вокруг - два-три декультурно-историческую ценность! А на заднем сятка машин, не больше. Конец очередям? плане три новеньких БМВ и одна "Ауди" - та самая контрабанда с подложной регистрацией. - Теперь, - говорит начальник поста Торфяновка" Александр Смирнов, - нечалей, большинство из которых рвутся поскосто увидишь хвост даже в километр, но ворее попасть в Россию. При этом перегондители все недовольны, что оформление щики, по меткому выражению господина идет слишком медленно. Нас здесь рабоКунтси, "пытаются устроить ралли", чем тает всего 60 процентов от штата. Больше сильно досаждают "горячим финским парлюдей взять нельзя - нет денег. Но даже ням" и местным дорожным службам. Особо если штат набрать полностью, то все равопасным становится это ралли в холодное но очередей не избежать, потому что время года. Перегонщики со свистом вылетранспорт идет неравномерно: полдня мотают из поворотов, забыв, что летние шижет никого не быть, а потом вдруг разом ны, которые обычно стоят на машинах, куприедут двести. По вторникам в финские пленных в Центральной Европе, совсем непорты приходят сразу четыре парома: уместны в студеной Финляндии. один - из Швеции, другой - из Дании и два106ЗР 11/98 "ТОРФЯНОВКУ"- из Германии, вот тогда в очереди можно простоять и полсуток. Очередь создают и "бензиновые челноки" - финны. С утра они на моих глазах образовали вереницу в несколько десятков авто. "Вечером, посмотришь, они опять приедут", - сказали мне на пропускном пункте. И правда, во второй половине дня я увидел те же лица в тех же машинах. Самые оборотистые "челноки" успевают переезжать границу три раза: перед работой, в обед и после работы, чтобы заправиться на нашей стороне дешевым бензином и захватить еще для перепродажи. Говорят, у некоторых это основной заработок. По словам таможенников, две трети всех финнов, пересекающих границу в Торфяновке", едут за бензином. Хоть они и приезжают к нам на 15 минут, оформлять им въезд нужно по полной программе, что отнимает у таможни время и силы. КОНЕЦ "ЧЕРЕПУШКАМ" А как дела у перегонщиков, которые в последнее время так полюбили "Торфяновку"? Задавшись этим вопросом, отправился на отдельный для них пункт пропуска. Раньше перегоняли в основном "черепушки" или "ведра с гайками" так ласково назвал один из таможенников десяти-двадцатилетнюю рухлядь, купленную за границей по 600-1000 долларов. ("Спасибо, что вычистили все наши свалки", - до сих пор благодарят их жители Финляндии.) Теперь картина иная - за два дня не увидел ни одного потрепанного драндулета. Проезжает либо совсем новая техника, либо двух-, трех-, максимум пятилетняя. Из всех машин, купленных за границей и проезжающих через Торфяновку", 70-80% перегоняют "профи". Их клиенты ждут автомобилей в основном в Москве и Питере. В северной столице, до которой от финской границы рукой подать, чуть не каждый автосалон держит штатного перегонщика. Самые оборотистые успевают сгонять за границу раза три в неделю. Платят питерским перегонщикам около ста долларов за одну поездку. Очень редко, но бывает, что гонят какое-нибудь чудо немецкого автомобилестроения из Германии через "Торфяновку" в самую глубь (если не сказать в глушь) России. Переваливают даже через Уральский хребет! Лично я встретил на переходе перегонщика, который вез БМВ в Воркуту. Ну и работка... ВАШ АВТОМОБИЛЬ АРЕСТОВАН! Взъерошенный парень растерянно хлопал себя по карманам ив который раз перетряхивал содержимое "визитки". У него не было техпаспорта - машину ждала "стоянка задержанного транспорта". "Наверное, в Финляндии потерял, а может..." - бормотал бедолага, и его было искренне жаль. - Всего три документа нужно тем, кто решил пригнать иномарку, - купчая, техпаспорт и доверенность (для перегонщика), - говорит Александра Виноградова, начальник отдела легковых автомобилей поста Торфяновка". - При этом многие умудряются даже в них запутаться, а то и потерять. Вот типичные ошибки, которые стоит запомнить всем, кто едет за машиной впер-Сигареты и водку везут в личных вещах или прячут в автомобиле. На стоянке арестованных автомобилей в "Торфяновке" мне показали фургон со специально оборудованным двойным дном. Финны пытались провезти в нем 600 блоков сигарет "ЛМ". Теперь им грозит тюрьма. Один житель Выборга (город в часе езды от "Торфяновки") похвастал мне, что навар с одного блока сигарет при перепродаже с рук в Хельсинки - больше 10 долларов, с литровой бутылки водки - примерно столько же. Кстати, за попытку такой контрабанды финны лишают въездной визы на пять лет. Но самые изощренные жулики - это наши граждане, которые везут в Россию иномарки. Точнее, пытаются провезти их незаконным способом. Одна из последних уловок: машину регистрируют в России в ГИБДД, затем номера вывозят за границу и прикручивают к новенькой иномарке. Получается, что в Россию приходит как бы зарегистрированный здесь автомобиль, за который пошлину, НДС и акциз платить не нужно. Сколько их так успели провезти через границу - неизвестно. Один из таможенников сказал, что, по его сведениям, на некоторых инспекторахВ этом синем грузовичке под двойным дном финны везли 600 блоков сигарет "ЛМ". А вот и сами сигареты на складе арестованной продукции.вые. Так, обязательно проверьте совпадающие номера кузова (VIN) в купчей с таким же номером в техпаспорте. Другая оплошность - купчая и техпаспорт на каком-нибудь экзотическом языке (через финскую границу везут автомобили со всего света). Нужно загодя сделать перевод. Что касается доверенности, то она должна быть строго установленного образца и обязательно заверена у нотариуса. НОМЕРА ЗДЕСЬ, НОМЕРА ТАМ... Список контрабандных товаров, ввозимых в Россию, перечислению не поддается: от европейского корма для птиц до американских внедорожников. А контрабанду, что пересекает границу в сторону Финляндии, напротив, легко пересчитать по пальцам. Как сказал начальник отдела таможенных расследований поста Торфяновка" Александр Древинг, это сигареты, водка, валюта и иногда - культурные и антикварные ценности.ГИБДД "висит" по 500-600 зарегистрированных таким незаконным способом машин. На Торфяновке" совершенно случайно задержали партию такой контрабанды, состоящую из трех новеньких БМВ и одного "Ауди". Контрабандисты элементарно "лопухнулись". На спидометрах автомобилей было всего по 300 км - намного меньше, чем нужно, чтобы проехать от места мнимой регистрации в Финляндию и обратно до фаницы.* **Смешанные чувства испытывал я, покидая "Торфяновку". Радовался за софаждан, что везут теперь новые или почти новые иномарки. Благодарил небеса, что бензин, водка и сигареты стоят у нас не так дорого, как в Финляндии. И... было немного грустно, что никто с той стороны не едет к нам за подержанными "Жигулями".I D 11/о.я1П7