СЮРПРИЗЫ КАМЕРЫСпособен ли однокамерный карбюратор "Вебер" заменить отечественный ДААЗ?Водим КРЮЧКОВ. Фото Сергея Ивоново Какой прибор доставляет больше всего хлопот владельцу отечественного автомобиля? Конечно же, карбюратор. Капризам "солексов" и "озонов" посвящены целые книги, а их ремонт по-прежнему одна из самых акту-одинокойК сожалению, в нашей стране системы впрыска топлива полностью вытеснят карбюраторы еще не скоро. Но уже сейчас есть возможность заменить отечественный прибор на импортный - в магазинах запасных частей появились карбюраторы "Вебер" для автомобилей ВАЗ. Причем не та любимая многими двухкамерная модель, что устанавливали на первые "жигули". Нынешний "Вебер32ICE/55T 251" - простейший однокамерный карбюратор с падающим потоком без каких-либо сложных дополнительных систем. В продажку поступают две модификации: для "классики" и для переднеприводных "самар". Они отличаются друг чественным карбюратором ДААЗ-21083, который выпускают по лицензии фирмы "Солекс". НА СТАРТ ВЫХОДЯТ... В сравнительном тесте участвовали три карбюратора. "Вебер-32ЮЕ" предоставлен фирмой-поставщиком - "Итальянской торговой организацией". На складе мы взяли первую попавшуюся коробку с карбюратором. До начала испытаний прибор не вскрывали и не регулировали. Раз высокое качество продукции гарантировано - нечего контролировать соответствие конкретного образца заводским данным. Из сопровождающей документации следовало, что "Вебер" получил сертификат соответствия Госстандарта и выполняет Доработанный вариант "Солекса" отличается от стандартного двумя жиклерами и распылителем ускорительного насоса, выведенным только в 1-ю камеру.Однокамерный "Веоер-32ЮЕ" под капотом "девятки".Игольчатый клапан "итальянца" взаимозаменяем с отечественным для карбюраторов автомобилей ВАЗ-2101...2107. альных тем гаражных споров и разговоров в курилке. А нельзя ли покончить с муками одним махом, чтобы раз и навсегда забыть о продувке каналов, клапанах принудительного холостого хода, рывках и провалах?Благодаря удачному расположению главного топливного жиклера "Вебер" не склонен к засорам. от друга лишь комплектом переходных деталей для монтажа, изготовленных итальянской фирмой "Технокарбюр". Что ж. давайте сравним примитивный внешне "Вебер" с наиболее современным оте36ЗР 11/98 Таблица 1 пределе, тогда как оба "Солекса" нормативы ЕЭК ООН № 83 и ГОСТ ОСНОВНЫЕ ПАРА» 17.2.2.03-87. Кроме того, прибор удоимеют солидный запас. В чем дело? ДААЗ-21083 ДААЗ-21083 влетворяет немецким требованиям Дополнительное исследование пока(Solex) стан(Solex) Weber дартный доработанный ТЮВ. причем токсичность не превызало, что не всем итальянским карПараметр 32BE55T шает допустимую для транспортных бюраторам свойственно "коптить" 1-я ка- 2-я ка1-я ка2-я камера мера мера мера средств, использующих этилировантак сипьно. Нам удалось докопаться Диаметр ный бензин. до причины (велик допуск при изготодиффузора, мм 23 21 23 21 24 влении жиклеров) и дать фирме-поСтандартный ДААЗ-21083 был Производительность главного топливного жиклера 100 95 97.5 95 122 ставщику соответствующие рекоменснят с нового автомобиля (пробег 200 Производительность главдации. км). Покупать прибор в магазине заного воздушного жиклера 125 165 125 1» 190 Диаметр распылителя ускопасных частей мы не рискнули Дорожные испытания, в ходе корительного насоса, мм/100 35 45 45 40 - торых оценивалась разгонная динаслишком много там откровенного Производительность топливбрака. Перед тестом демонтировали мика автомобиля, эластичность двиного жиклера холостого хода 41 41 50 крышку, проверили уровень топлива гателя (табл. 3) и топливная эконов поплавковой камере, соответствие жикмый экономичный - стандартный "Солекс", мичность (рис. 1), стали прямо-таки триумлеров номиналу, работоспособность больчуть отстает - доработанный, аутсайдер - фом доработанного "Солекса": он оперешинства систем. Российский "Солекс" тооднокамерный "Вебер". Но здесь есть одна дил конкурентов чуть не по всем статьям. же должен быть исправен и отрегулирооговорка. Все три карбюратора "обкатыНо напомним, что по сравнению со станван по заводской спецификации - таково вали" по одной методике, без учета осодартным ДААЗ-21083 переделанный растребование к чистоте эксперимента. бенностей каждого прибора - именно так ходует больше топлива в условном городТретий участник теста - все тот же проводят сравнительные испытания. Но в ском цикле, а также хоть незначительно, ДААЗ. но с измененными регулировками городской сутолоке расход сильно зависит но все же уступает по показателям ток(они наиболее часто используются умельот стиля езды, умения использовать доссичности выхлопа. Есть и другие "но", о коцами для улучшения ездовых качеств автоинства конкретного карбюратора и масторых речь пойдет ниже. А пока давайте томобиля). Вместо воздушного жиклера сы внешних факторов. А значит, можно сравним обычный ДААЗ с "Вебером". первой камеры с маркировкой "165" устаполучить иные цифры и картина поменяМаксимальная скорость выше с отеновили "155". а топливный жиклер второй ется. Хотя, конечно, в силу конструктивчественным карбюратором. При разгоне с камеры "97,5" заменили на "100". Оба неных особенностей "Вебер" в лидеры все места до 100 км/ч с разницей больше сестандартных жиклера заводские - их исравно не пробьется. кунды снова выигрывает "Солекс". Но пользуют в карбюраторе 21083-31 с автоЧто касается токсичности отработаввзгляните на кривые разгона (рис. 2). До матическим пусковым устройством. Кроме ших газов, то формально все приборы улоскорости 80 км/ч карбюраторы, как говотого, распылитель ускорительного насоса жились в требования ГОСТа и ЕЭК ООН. рится, идут ноздря в ноздрю, и лишь потом заменили на "нивовский" (от карбюратора Причем большинство показателей разли"Вебер" начинает заметно отставать. НиДААЗ-21073) - с форсункой, выведенной чается не сильно. Но вот содержание СО чего не поделаешь - ему очень не хвататолько в первую камеру. Основные парана повышенных оборотах у "Вебера" на ет... второй камеры. метры всех трех приборов вы А как дела с эластичнонайдете в табл.1. Таблица 2 стью? При стандартной метоРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ КАРБЮРАТОРОВ НА БЕГОВЫХ БАРАБАНАХ дике испытаний на IV иV пе"Носителем" подопытных ДААЗ-21083 (Solex) ДААЗ-21083 (Solex) Weber 32ICE 55Т редачах картина повторяеткарбюраторов стап вполне исстандартный доработанный Параметр ся. Сначала "Вебер" идет вроправный автомобиль ВАЗ3200 УГЦ 830 УГЦ 3200 УГЦ 820 3120 850 обмин обмин 4 цикла обмин обмин 4 цикла обмин обмин 4 цикла вень с ДААЗом, потом отста21093 с двигателем 1500 см 3 , СО. % 1.96 0.15 0.86* 0,8 - 0,8 0,11 ет. Теперь усложним задачу: главной парой 3,9 и покрышка(2,0) (1,5) разгон на тех же передачах, ми "Барум OR-42" размерноСН. млн-1 165 126 175 80 157 72 — (600) (1200) но с минимальной скорости, стью 175/70R13. При давлении MQQ ; ГИСП — 18,36 - 68.31 - 17.43 когда обороты ниже 1000 в шинах 2 кгс/см2 выбег "девят(80) М : г исп об/мин и машина едет "внаки" со скорости 50 км/ч состав6.08 8.73 - 6.41 3.64 4.65 Мц|о : г/исп - 4,75 тяг" (рис. 3 и 4). Вот так фолял 576 м. Ездовые испытания О;гИ00км 8.88 9.5 - 8,92 -веществ по ЕЭК ООН № S3-C2 кус! У "Вебера", оказывается, проходили на спецдорогах по'В скобка* - плпцшип дощспмав содерж, вредных №е и великолепные "низы" - двигалигона НИЦИАМТ с использотель с ним очень тяговит. На ванием при замерах профессичетвертой передаче опереонального измерительного комжает "Солекс", пока автомоплекса "Датрон". Движение в биль не наберет 100, а на пяусловном городском цикле имитой - 120 км/ч. Потом ДААЗ тировали в лаборатории на беберет свое - на высоких обоговых барабанах. ротах двухкамерный заметно живее. В ходе этого упражнеО ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ЦИФРЫ ния "итальянец" получил леСначала обратимся к рестные оценки экспертов. Когзультатам лабораторных исследа на малой скорости пытадований (табл. 2). С расходом пись разогнаться с "Солектоплива в условном городском сом", автомобиль то и дело цикле чудес не произошло. Сасн хЗР 11/9837 Топливно-скоростные характеристики.7:Разгон автомобиля ВАЗ-21093.:Кароюоаюр 8«вео" Карбюратор ДААЗ даработзнмый каооооатс р ДААЗ Лг // — Карбюратор "Вебер Карбюратор ДААЗ1:о 25 зо 35 * ;25На этом фоне однокамерный, далеко не самой передовой конструкции "Вебер" эталон качества. Он прост и потому подкупающе надежен: в нем нечему ломаться. Две заслонки, три жиклера, пусковое устройство, ускорительный насос, экономайзер мощностных режимов - вот и весь прибор! Чистая механика - никаких тебе электромагнитных клапанов или вторых камер с пневмоприводом заслонки в духе "Озона". Ничего лишнего плюс качествен-ная сборка - может быть, это именно то, что нужно в России? Кстати, засоры "Вебера" - крайне редкое явление. Главный топливный жиклер приподнят над днищем поплавковой камеры. Там можно накопить залежи грязи - на работу карбюратора это не повлияет. А если иностранец все-таки слоОТВЛЕЧЕМСЯ ОТ ПРИБОРОВ мается, то игольчатый клапан, топливный Карбюраторы преодолели целый коми воздушный жиклеры, диафрагму ускориплекс испытаний. Автомобиль ездил по тельного насоса и пусковое устройство кругу диаметром 25 м со скоростями 20. можно купить в любом магазине. Подхо30, 40 и 50 км/ч, преодолевал каскады подят отечественные - от карбюраторов воротов разной крутизны на горной доро"классики". Прокладку крышки нетрудно ге полигона, забирался на 30- и 40-провырезать из картона. Разобрать-собрать? центные подъемы и спускался с них, остаТот, кто хоть раз вскрывал "Солекс", с "Венавливался на середине горки и работал бером" разберется за полчаса. на холостом ходу, подолгу катил под уклон на принудительном холостом ходу с Так стоит ли покупать "итальянца" цевключенной передачей, но полностью отной около ста долларов США взамен отечепущенной педалью газа. Все три прибора ственного карбюратора? Если надежность отлично выдержали испытания - сбоев ви комфорт для вас важнее максимальной работе не было. Даже "Вебер", у которого, скорости и небольшого увеличения расхода в отличие от "Солекса", нет сдвоенных попри езде по городу, то несомненно - да. Раплавков, погруженных в узкие колодцы, сходы окупятся, надежность - лучший гавопреки ожиданиям не досаждал прилирант экономии средств. Ремонт нашего карвами или отливами бензина в побюратора на станциях техобслуТаблица 3 живания обходится порой в 300 плавковой камере. РЕЗУЛЬТАТЫ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ КАРБЮРАТОРОВ рублей. А нашлись ли у "итальянца" ДААЗ-21083 ДААЗ-21083 Если же вы "гонщик" и не лисвойства, недостижимые для обоПараметр Weber 32ЮЕ'55Т (Solex) (Solex) стандартный доработанный шены навыков механика их вариантов "Солекса"? Пред150,2 Максимальная скорость, ш ч Ш,1 149/ ставьте, да. В таких "дисциплинах", оставайтесь с "Озоном" или "СолеРазгон с места, с: ксом". Последний, несмотря на как холодный пуск и прогрев, рабо16,97 15.77 до скорости 100 км/ч 14,93 20,18 на пути 400 м 19.95 19.46 массу недостатков, - действительта на минимально устойчивых обо36.67 37.32 на пути 1000 м 38,11 но благодатный объект приложеротах холостого хода, езда с неРазгон на IV передаче, с: ния сил для творческой личности. прогретым двигатепем, движение с 60 до 100 км/ч 16,97 16.00 15.40 60.34 80.65 66.40 с 20 до 135 км чс переключением передач внатяг, Эксплуатировать его нелегко, но, Разгон на V передаче, с: покопдовав с настройкой, сможете простенький однокамерный ока32.27 с 80 до 120 км.ч 27.86 26.22 с 25 до 135 км/ч 85.14 97,71 75.33 насладиться результатом. зался лучше конкурентов. ПРОЗА ЖИЗНИ Испытания закончены. Пора вспомнить о качестве, надежности и ремонтопригодности. Ну, держись, "Солекс"! Все хорошее, что сказано выше об изделии ДААЗа и его доработанном варианте, справедливо лишь тогда, когда они полностью исправны. К сожалению, это состояние длится очень недолго. Такова капризная сущность отечественного прибора: столь удачный карбюратор, как тот, что участвовал в тесте, попадается один на сотню. Склонность "Солекса" к засорам, наверное, войдет в легенды - он очень требователен к чистоте топлива. Да что объяснять - читатели и сами это знают. Вырванные шпильки крепления корпуса воздухофильтра: вечно пропадающие холостые обороты: отказавшие электромагнитные клапаны: топливные жиклеры, которые не вынуть из колодцев; прохудившиеся диафрагмы; ничего не регулирующий винт качества: рывки при разгоне и многие другие "прелести" - вот чем знаменит ДААЗ. Таким его знает, к сожалению, большинство автомобилистов.дергался, а с "Вебером" тянул на удивление плавно. Теперь посмотрим на топливно-скоростные характеристики (см. рис. 1). По ним можно оценить расход бензина при движении на пятой передаче с установившейся скоростью. В самом ходовом диапазоне от 65 до 105 км/ч - "Вебер" экономичнее ДААЗа, а от 80 до 100 км/ч едва уступает доработанному "Солексу". И этим свойством "итальянца" нужно пользоваться. Часто ли владельцы "самар" включают пятую передачу, едва достигнув 70 км/ч? Конечно же. нет: автомобиль еле тянет и даже пологая горка потребует перейти на пониженную передачу. А "Вебер" в такой ситуации ведет себя молодцом и даже позволяет разогнаться без переключения.38ЗР 11/98