12
13
14
16
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫж никогда.Владимир АРКУША . Ф ото автора, DPP/ и фирм:л г//«*шШЪIAU 5205gM&V-образная "пятерка". А знатоки, думаю, припомнят концепткар "Ауди-Афус" начала 90-х, рассчитанный на мотор W12. Впрочем, двигатель так, кажется, и не построили (концепту хватило "муляжа"), но идея не была забыта. (Попробуй-ка забыть, если во главе концерна - Фердинанд Пиех, в прошлом главный конструктор двигателей на фирме "Дуди", где проектировали тогда все моторы для группы "Фольксваген-Ауди"). Оторвавшись от уникального мотора "дубль-вэ", поспешил в глубь павильона: в центре огромного стенда "Рено" под звуки джаза позировал фотографам новый концепт-кар "Вель Сатис". Фирма, чья популярность зиждется на массовых, народных авто - от "четверки" 40-х годов до "Твинго" и "Клио", в последние годы настойчиво привлекает внимание к прототипам машин эк-"Бугагги-ЕВ118"Вполне естественно, что круглую дату, внесенную в официальную эмблему выставки, ближе всех "приняли к сердцу" местные, французские фирмы. Тем более, что юбилей салона совпал со столетием крупнейшей из них - "Рено". Слов нет, экспозиция концерна достойно венчала его вековой путь, но... прямо у входа в первый, главный павильон я буквально остолбенел при виде другой, некогда также французской марки - "Бугатти". Она украшала одну из главных сенсацийвыставки - четырехместное купе ЕВ 118 с W-образным (то есть трехрядным) 18-цилиндровым мотором! (Схема с таким расположением и числом цилиндров впервые применена на легковом автомобиле.) Кузовное ателье "Италдизайн" создало ее по заказу концерна "Фольксваген", которому теперь принадлежат права на знаменитую марку. Двигатель спроектировали, конечно же, на "Фольксвагене", где с завидной регулярностью рождаются конструкции одна необычнее другой: свежий пример -12ЗР 11/98 стра-класса: в прошлом году - "Инисьяль", в нынешнем "Вель Сатис" - четырехместное купе-люкс с двигателем "Рено V6". Бросается в глаза, что причудливо-авангардный, жестковатый стиль концептов "Рено" резко контрастирует с плавными формами ее серийных машин, имеющих, кстати, превосходный сбыт. Быть в авангарде - еще не значит торговать "авангардом", - видимо, так рассуждают стратеги "Рено", не уставая, однако, зондировать своими концептами слой состоятельных покупателей. Может, и вправду второй век "Рено" начнется триумфом большого автомобиля?соседа и вечного конкурента - "Пежо" на сей счет явно не обольщаются: интересы (фирмы и покупателей) концентрируют на новейшем семействе "206" (см. ЗР. 1998, № 10). Очередной концепт "206 Эскапад" призван расширить круг потенциальных покупателей именно этой модели. "Эскапад" образ городского вседорожника, для которого важнее выглядеть вездеходом, нежели быть им. Обнаружится интерес - можно договориться о серийном выпуске (пусть не такого, чуть попроще), например, с кузовостроительной фирмой "Элье". (В частности, там делают электромобили на базе "Пежо-106".)УС Элье", однако, все не так просто: гордясь своим статусом производителя автомобилей (это, прежде всего, универсалы "Ситроен-Ксантия" и ХМ), подчеркивая его и приглашая новых партнеров, фирма одновременно демонстрирует незаурядный потенциал в области дизайна и технического конструирования. Украшением не только стенда этой компании, но и всей выставки стал прототип "Элье-Прегунта". Стремительный, словно у истребителя, силуэт (сходство усиливают "у ши " воздухозаборников), гильотинные (откидывающиеся вперед) двери, 12-цилиндровый моторЗР 11/9813 "Ламборгини" с центральным расположением - словом, великолепный образец "Гран Туризмо" с неплохими перспективами на ... штучное или мелкосерийное производство. Не истребитель - скорее, журавль в небе... аглядевшись на такой экспонат, невольно озираюсь уже в поисках "синицы" - машины пусть необычной с виду, но рациональной закваски. К удовлетворению, и концепты, и прототипы, и серийные образцы дали немало пищи для размышлений на любимую тему - об автомобиле рациональном, практичном, многофункциональном. (Попутно договоримся под концептом понимать "бесполезный" образец, под прототипом - конструкцию, явно рассчитанную на серийное производство). Главный вывод из впечатлений от Парижского салона: все больше европейцев готовы въехать в XXI век за рулем машины с однообъемным кузовом (раньше сказали бы "вагонной компоновки"). Пример, поданный моделью "Рено-Эспас" машинам среднего класса, подхвачен в "Гольф-классе" ("Мерседес-А", "ФИАТ-Мультипла", "ОпельЗафира", "Мицубиси-Спейс Стар"), затем в еще меньшем, олицетворяемом для нас "Таврией" ("Хёндэ-Атос", "Сузуки-Вэгон R", "Дэу-Матиз"). Париж расширил этот список. "Ситроен" выставилнпрототип однообъемной "Ксары Пикассо" - аналога "Рено-Сеник": дескать, мы, как и великий испанец, готовы ниспровергать каноны. Имя. конечно, красивое - но сами "ниспровергатели" отстали от "Рено-Сеник" на добрых три года: "Ксара Пикассо", над которой работали 38 месяцев, затратив около 400 млн. долларов, пойдет в серию только через год. Другой однообъемник, "Ситроен-СЗ" и вовсе подан как концепт. Стало быть, голубоватый, как облачко, приятно округлый автомобиль (вернее, его мотивы) реализуется в серийном изделии не ранее 2000 года. Эту же дату, но весьма уверенно называют началом производства "ТойотыЯрис". Всего за год концепт-кар "ТойотаФантайм" - экспонат Франкфурта-97 превратился в прототип "Ярис", успевший претерпеть после показа весной в Женеве ряд конструктивных изменений. Оба эти концепта - СЗ, "Ярис", а также "Ниссан-KYXX" ("Кикс") принадлежат к одному классу - европейскому В (или "Таврии"). Любопытные цифры: при меньшей длине, чем у хэтчбека "Ниссан-Микра", в ногах задних пассажиров "Кикса'' ощутимо просторнее: до передних спинок "лишних" 190 мм да 40 мм - над головой. Турбодизели объемом 1-1,5 л обеспечат трехлитровый расход - благодаря непосредственному впрыску типа "коммон рейл". Разумеется, подобные преимущества сулят и другие однообъемники. Например, в них можно двигать задние сиденья (обычно раздельные), изменяя объем багажного отсека и пространство для ног. Признание достоинств мини-вэнов вовсе не означает, что машинам более традиционной компоновки хэтчбекам, седанам, спортивным купе - отныне место лишь в музеях. Наоборот, премьерам несть числа. Одна из самых заметных - "Мерседес" Sкласса. Вторая встреча с новой моделью (первая у меня была до официальной премьеры, как бы случайно) укрепила в мысли, что фирме покорилась новая высота в создании машин наиболее престижного класса. вокруг - целый фейерверк новинок: породистая "Альфа-Ромео-166", седан "Фольксваген-Бора", явно не намеренный оставаться в тени старшего брата "Гольфа"; "СЕАТ-Толедо", шагнувший классом выше прежней модели - и одновременно приобретший нотку спортивности, этакий средиземноморский темперамент; сверхэкономичный "Фольксваген-Лупо", одна из модификаций которого - с трехцилиндровым турбодизелем - названа первым в мире серийным автомобилем с трехлитровым расходом топлива. Да и "Хонда" словно бы вспомнила,А "Мазерати-ЗгоОЭТ".что когда-то начинала поход в Европу с совсем маленьких, 800-кубовых моделей. Теперь, предложив модель "Лого", она готова конкурировать с тем же "Лупо", "СЕАТ-Ароса", "Фордом-Ка" и другими. Специалисты подчеркивают, что компактный хэтчбек не копирует одноименную модель для Японии, а спроектирован с учетом европейской специфики. Среди изюминок "Лого" - автоматическая трансмиссия типа CVT (вариатор со стальным ремнем), особенно практичная в городе.ную "шестерку" от больших "Рено" - концепция, знакомая по среднемоторному "Рено-5 турбо", блиставшему на спортивных трассах в 80-е. Ну а поклонники "Гран Туризмо" любовались классическими очертаниями нового "Мазерати-3200 GT", чье нынешнее родство с "Феррари" видно невооруженным глазом.лишь АвтоВАЗом с двумя модификациями "десятки", мини-вэном "Менеджер", двумя "нивами'' - газовой и дизельной и концептом "Рапан", что на обложке номера. Своим появлением на салоне волжане словно дали понять: кризисы преходящи, трудности преодолимы - мы живем, стремимся развиваться и сотрудничать с Западом. дея сотрудничества - в широком смысле слова - буквально пронизывала выставку. Ведь автомобиль как предмет потребления и производства становится все более интернациональным. "Мондьяль" дал тому свежие примеры: концепт "Ниссан-Кикс" разработан дизайн-центром японской фирмы в Мюнхене (явно с прицелом на производство в Европе). "ТойотуЯрис" станут выпускать на новом заводе во Франции, а "Ситроен-Ксара Пикассо" - в Испании. В пресс-релизе "Рено" рядом с Бразилией и Турцией упомянута Россия московское предприятие "Автофрамос", где намечают делать "Рено-Меган". "Невзирая на финансовый кризис, - читал я, компания "Рено" убеждена, что российский рынок проявит в следующем десятилетии мощный потенциал к развитию". На этой бесспорной мысли, высказанной авторитетным партнером, приятно поставить точку.И!Поскольку главным достоинством мини-вэна считают практичность, ему, возможно, простят некоторую заурядность облика. А вот для вседорожника, "все дороги" которого пролегают по асфальту, главное - боевой вид: взгляните на "Сузуки-Джимни". Под капотом новинки - мотор, давно памятный по "Самураю" (кстати, эту модель продолжают выпускать); вот только кондовую рессорную подвеску заменили пружинной, но все-таки зависимой... "Джимни" - сравнительно недорогой способ пустить пыль в глаза внешней молодцеватостью. Но ведь кто-то хочет сделать это по-настоящему - лихо взревев сотнями лошадиных сил. оставив на асфальте черные следы "ракетного старта". Поклонникам спортивного стиля парижский "Мондьяль" приготовил немало соблазнов. Запомнился "Рено-Спорт Клио": в компактный кузов, сохранивший, скажем так, сходство с обычным "Клио", посредине установили... трехлитровую V-образДругая итальянская компания - "Фиссоре" пытается вернуть из небытия славную марку "Изотта-Фраскини": обещают, что модель Т8 начнут делать в будущем году, а премьерой салона стало 12-цилиндровое купе Т12. Буквально в двух шагах от него встретил другой любопытный экспонат: двухместный родстер "Курара". Тщательно, со вкусом сделанный прототип с агрегатами БМВ - парижский дебют московского ателье "Карди". Российский автопром был представлен"Хонда-Лого"