123
124
шммш1:ыл.ы,ити ЛЮМИНА"СВЕТИТ,ч:НО НЕ ВСЕМПривлекательная для пикников и дачных поездок заокеанская машина в эксплуатации обойдется ох какНашему человеку нравятся большие машины - это в крови. Теснота дворов, улиц, проблемы с парковкой его не смущают. Все, что меньше "Волги" - молодежное, то есть несерьезное. Если цена солидной в размерах машины вписывается в семейный бюджет, не сомневайтесь, российский автомобилист поменяет свою малолитражку на почтенное транспортное средство, к примеру, однообъемный универсал повышенной вместимости. Возможный вариант - "Шевроле-Люмина" (он же "Понтиак-Транс Спорт" и 'ОлдсмобилСилуэт") - "Дженерал моторе" выпускала такую с 1989 по 1997 год. Встретился яс "Люминой" случайно у нас в мастерской. Бывалого (к коим я себя отношу) трудно удивить даже самой, самой любопытной моделью, но тут было на что посмотреть! В относительно невысоком на вид семиместном универсале размещается свободно добрая дюжина взрослых людей, хотя жилая площадь автомобиля близка к "волговской". Чтобы попасть в салон, в него надо войти, а не влезть. Правда, слегка пригнувшись и сняв шляпу. Входа четыре: две распашные двери спереди для водителя и пассажира, одна сдвижная по правому борту и подъемная - сзади. Через каждую можно без труда попасть на любое место - так ловко скроен салон. И уютно: затененные стекла с металлизированным напылением, отражающие солнечные лучи и снижающие температуру в салоне в солнечную, естественно, погоду, кондиционер, хорошая "музыка"... Еще об удобствах. Если нажать на специальный рычаг любого кресла (кроме передних), можно превратить его в небольшой столик или вовсе снять. Последнее я тут же проверил. Действительно, все сиденья убрал за пять минут. Освободившаяся площадка впечатлила своими размерами: не машина, а "двухкоечный нумер в отеле "Атлантик"! В таком не только жить можно, но и весьма объемные грузы возить. Водительское место удивило безбрежностью передней панели. Дотянуться до края, за которым начинается ветровое стекло, возможно, лишь распластавшись на ней животом. Все остальное, вопреки опасениям, оказалось в привычном масштабе. Руль со скрытой в ступице подушкой безопасности удобно лежит в руках. Колонка регулируется по высоте. Справа на ней по американской традиции рычаг селектора автоматической коробки передач - до него легко дотянуться пальцами, не отрывая руки Сигнализирующих ламп на панели не видно - соответствующие символы загораются на черном фоне по мере наступления неприятностей. Поначалу это даже отвлекает (необычно!), потом привыкаешь. А простенькая подсветка приборов среди прочего выглядит прямо-таки ностальгически: две лампочки в верхней части - совсем как на старом ГАЗ-51. Никаких световодов, разноцветных цифр - такой вот "шевролетовский" изыск. Сиденье настолько напоминает домашнее кресло, что, сев в него, хочется надеть тапочки. Усиливает эффект широкий откидной подлокотник. Выйдя из салона, я одобрительно похлопал по кузову... и не услышал привычного металлического звука. Что-то было не так! Оказалось, все наружные панели сделаны из пластика и соединены со стальным несущим каркасом болтами. Для кузовного ремонта достаточно обзавестись лишь гаечным ключом. Под капотом вместо ожидаемого "ядерного реактора", подобающего такой машине, оказалась всего лишь V-образная "шестерка" объемом 3,1 л со скромной мощью 122 л.с. Но небольшой мотор расположился поперек, позволив сделать автомобиль переднеприводным - то, что мне надо. При такой схеме справлюсь с любым заносом.Для уборки "подоконника" надо обзавестись шваброй с длинной ручкой.•."от баранки. Жаль, нет тахометра - придется тренировать слух и чутье. К слову, этот прибор да еще указатель давления масла считаю самыми важными для контроля работы мотора. Они позволяют вовремя реагировать на неисправность, помогая избежать больших неприятностей.Подвески "Мак-Ферсон" спереди и "аля восьмерка" сзади удивили в который раз чисто американскими размерами деталей. Сюда, наверное, истратили весь сэкономленный на кузове металл. Чего стоят рычаги - танк, пожалуй, выдержат, не то что легковушку. Колеса "нашего" размера 205/70R15, похоже, ни разу не потребовали заменыЗР 12/98123 или ремонта: запаску едва удалось извлечь из заржавевшего удерживающего механизма. Озадачило странное сочетание покрышек: летних с дорожным рисунком протектора на передней оси и зимних шипованных на задней. Впрочем, хозяин заверил, что ив таком виде машина идет как по рельсам. Возможно - но лучше колеса поменять. Понравилось крепление декоративных колпаков, прикрывающих черные штампованные диски, - футорками, навернутыми на шпильки колес. Потерять такие можно только с колесом. Из инструмента прилагался лишь домкрат, который был снабжен... подробнейшей инструкцией на четырех листах. Во избежание утраты, ее отпечатали на пластике и прикрепили очень прочным шнуром. Иной документации подобного рода обнаружить не удалось. После тщательного осмотра автомобиля я попросил прежнего владельца рассказать о судьбе "Люмины", настоящих и возможных неисправностях. Он согласился. После своего рождения в 1994 году автомобиль сразу увезли в Россию, где он верой и правдой отслужил хозяину почти пять лет. Суровые условия эксплуатации не прошли даром - на восьмидесятой тысяче дружно "запели" подшипники ступиц передних колес, а чуть позже потек гидроусилитель рулевого механизма. Резонно рассудив, что процесс не остановить, далекий от техники владелец почел за благо переложить грядущие ремонты на другие плечи. Мои показались ему крепкими и надежными. После недолгого торга цена упала с 12 до 11 тысяч долларов, и я не устоял. Через два дня, заняв где только можно, поменял "зеленые" деньги на белый "Шевроле" и отправился его регистрировать. Там меня ждала первая неприятность. В ОТОРе, быстро сверив VIN на кузове (единственный, ибо двигатели за океаном не маркируют), радостно сообщили, что номерные знаки выдадут после "восстановления прозрачности стекол салона". О заказе новых не могло быть и речи (проклятая бедность!). Да и делают ли такие "прозрачными"? Выход напрашивался сам собой - привести все в соответствие ГОСТу... молотком. Зато ездить буду "с ветерком". Видимо, уловив мое настроение, инспектор поставил заветный штамп и попрощался... до следующего осмотра. Теперь стоило заняться запчастями. И в первом же магазине яс ужасом узнал, почем ныне передовые технологии. Подшипники отдельно от ступицы, оказывается, уже не делают. А узел в сборе (один) стоит 602 доллара, да еще с доставкой чеЧтобы добраться до второго ряда свечей, придется снять воздушный фильтр.друзья даже обездвиженную хвалили для них это был отменный дачный домик и летнее кафе с музыкой. Но беде помог случай. Знакомые моих знакомых как раз возвращались из Торонто в Москву. Они и привезли оттуда искомые запчасти. Благодаря их бескорыстному участию "рейка", две ступицы и фара (у старой была трещина на стекле) обошлись в 620 долларов. Почувствуйте разницу! Жаль, что не догадался попросить еще и тормозные колодки. Покрышки стоимостью 160 долларов каждая также решил пока не менять по вполне понятной причине. Время шло, а приступить к ремонту все не удавалось. Следующим огорчением стал инструмент. Вернее - его отсутствие. В машине оказалось полно крепежа экзотических дюймовых размеров. Гайки передних ступиц, например, потребовали головки "на 33", которую с большим трудом удалось купить за 12 долларов. Штуцеры трубопроводов усилителя руля оказались "на 18". Надо было вновь выкладывать деньги. А тут еще сломался замок задней двери... Впрочем, понесенные затраты - мизерная цена за удовольствие, которое доставляет автомобиль. Комфортабельный, быстроходный, маневренный, экономичный, почти бесшумный. А какой вместительный: холодильники, телевизоры и даже мотоциклы - все проглотит и увезет. А еще девушкам нравится (хотя, может, это я такой красивый?). В компании друзей, на пикнике мой "Шеви" незаменим. Как раньше обходился без него - не пониманию. Не смертельно огорчил меня даже алчный законопроект, внесенный на рассмотрение в Думу, по которому я, как владелец роскошного авто, должен был бы платить в казну 5580 руб. ежегодно (1 руб. 80 коп. с кубика). На радостях я уже собрался с приятелем рвануть "на юга", как грянул Великий и Могучий кризис. Забеспокоились и мои кредиторы. В общем, "Люмину" пришлось продать. Переоценил я, видно, свой уровень жизни. Теперь езжу на старенькой "99-й". Но до сих пор не могу без волнения смотреть на случайно встреченную в потоке "Люмину". Надеюсь, лихое время быстро пройдет ия окажусь-таки за рулем очаровательной "Шевроле" с таким ласковым именем.Объемный фюзеляж позволяет загрузить легкий танк.рез десять дней. Интересоваться стоимостью неразборной "рейки" я даже не стал. До того расстроили заоблачные цены. Горевал неделю, к машине не подходил, хотя"Шевроле-Люмина" - нелетающий самолет.124ЗР 12/98