143
штшнтш.:т\Й J\1-VAS1Борис СИНЕЛЬНИКОВJJJJ'АЛС, А1 -"У{JJj\l-VAil \JJсмотрела на это сквозь пальцы. И, наверно, зря. Иначе сегодня не появилась бы на свет Что требуется, чтобы издать сборник книга Николая Плиско "Жигули" лечу сам. 650 советов автомобилистам? Ну о том, как практических советов по самостоятельному ^ ^ ^ ^ ^ ремонтировать машину, обслуживать, что- ремонту". (Издато в ней улучшать? Вы скажете: знать автельство "Патритомобиль, как самого себя, отобрать из моот", 1998, М.) ЖИГУЛИ Под названиЛЕЧУ САМ ря рекомендаций самые лучшие, в том числе те, что сами применяли, потом грамотем "Жигули" автор аагдаввя»» но (в первую очередь технически) излолечит все автомобили Волжского жить все это и предложить издательству. На самом деле все гораздо проще. завода, не ведая, Возьмите подшивки журнала "За рулем" за очевидно, что пепоследние лет 20-25, где в каждом номере реднеприводные страничка "Советов бывалых" с предложеВАЗ-2108 и 2109 наниями читателей - российских Кулибиных. зывают "Спутником" Есть проблемы с подшивками - найдите или "Самарой", а сборники этих советов, изданные в разное полноприводные время находчивыми составителями. В них те "Нивой", но это мелочь. Первый же рецепт (с. 3) он же "Советы бывалых" из "За рулем". Теперь для лечения ручку в руку и... переписывайте без разбору выписывает советы, как-то сгруппировав их. Если изда"...блоков цилиндров двигатетели вашего труда ничего не смыслят в авлей, изготовленных из сплава томобилях, никогда не читали "За рулем", в алюминия", в то время как блоки свет выйдет книжка под вашим именем, ваш всех своих двигателей ВАЗ отливабюджет пополнится некой суммой, а читатеет из чугуна. Приведенный же состав ли будут поносить вас за некомпетентность, "лекарства" - из клея БФ-2 - вынужденно применялся много лет назад для двигателей глупые для наших дней рекомендации. Редакция "За рулем" в прошлые годы "Москвича". Ныне же в продаже готовые специальные и во много раз более эффективные клеи для этой цели. А ведь несведущие автомобилисты могут подумать наоборот, что домашнее снадобье лучше. Таких с позволения "советов" в книге хватает. Необходимость ремонта своими силами крана отопителя, например, обосновывается тем, что "...приобрести новый очень трудно" (с. 48). "Шаровые опоры для "Жигулей" уже много лет входят в список дефицита..." (с. 140). Все наоборот, эти узлы уже много лет в изобилии, более того - в магазине встретишь несколько их разновидностей, а ремонтировать сегодня себе дороже. Видимо, в погоне за объемом автор заимствует часть советов, как правило, невыполнимых, неактуальных из каких" ЧВр-" то других изданий. Взглянир&~> те, на "Противобуксовочный yjb*l обруч" (с. 174), изготовление которого по автору "...не требует сложного оборудования и под силу каждому автолюбителю" (см. рис.). Есть ли смысл продолжать? Жаль места. Если бы автомобили могли говорить, они взмолились бы: "Не лечите нас так, как это делает г-н Плиско!".20-ПАИ02ХОЛ2<:о.„Вместо пневматических шин и рессор - маленькие витые пружины.Улучшить плавность хода экипажей пытались задолго до рождения автомобиля. Вначале минимальный комфорт обеспеР чивали одни только рессоры. Следующим шагом стали цельные резиновые шины, появившиеся тоже еще до эры "самобеглых колясок". Но автомобильные скорости поставили перед конструкторами новую задачу - внести в подвеску кардинальные изменения. Изобретение пневматических шин поначалу вызвало немало сом• Сергей КАНУННИКОВ да, что можно обойтись без такого"дополнения"к автомобилю. Почти одновременно в разных странах изобрели колесо, которое, как казалось, позволяло отправить в отставку не только ненадежные пневматики (так в ту пору называли пневматические шины), но даже и сами рессоры.ремещались в пазах внешнего обода с легким трением. Продольное движение стержней ограничивали специальные упоры. Направляющие удерживали обода в одной плоскости - без этого устойчивое движение оказалось бы невозможно, особенно в поворотах. А промежутки между стержнями заполнили... витые пружины. Их короткое ушко крепили к внутреннему ободу, длинное к внешнему. Таким образом, пружины работали только на растяжение, когда поднимались в верхнюю половину колеса. Современники отмечали, что пружинное колесо не только обеспечивало хорошую плавность хода, но и смягчало толчки при троганье и торможении. Как и многие другие "автомобильные" изобретения, первые пружинные колеса появились раньше автомобиля - в 1865 году. В конце XIX века их ставили на английские мотоциклы "Квадрант", а в начале нашего столетия - на некоторые модели автомобилей. Но скорости росли, шины совершенствовались, на улицах сокращалось число лошадей и, соответственно, гвоздей от подков, а в 1904-м появились первые рычажные амортизаторы. О сложной, недолговечной конструкции вскоре забыли.Колесо со встроенными пружинными демпферами: 1 - внутренний обод; 2 - направляющая; 3 - внешний обод; 4 - скоба крепления съемного кольца; 5 - пружина.нений. Конечно, они обеспечивали высокий комфорт и лучшую управляемость, но при этом были очень ненадежны - постоянно прокалывались, иногда соскакивали с ободов. Многие инженеры полагали тог-Изобретатели "нового колеса" составили его из двух ободов, не соединенных друг с другом жестко. На внешний (большего диаметра) надели кольцо с цельной шиной. На внутреннем (меньшем) ободе, закрепленном на ступице, разместили четыре стержня - направляющие. Последние пеЗР 12/98143