158
159
160
РЕМОНТКАК ВЫСЕЧЬ ИСКРУВадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР Можайский ВАЗ-2101...2107, ВАЗ-2121 Из всех несчастий, отмеренных машине за ее жизнь, треть сваливается на электрооборудование - так утверждает статистика. А из этой трети наибольшие неприятности доставляет система зажигания - об этом говорит собственный опыт. Перегоревшая лампа или отказавший прикуриватель допускают дальнейшее движение, а куда денешься без искры? Звать техпомощь - дорого, да и не всюду она есть. Оставить машину на обочине и идти пешком за подмогой? Но брошенный автомобиль всякий проезжающий считает своим трофеем. Гораздо надежнее уметь самому справляться с поломками. Почти тридцать лет технический прогресс обходил стороной наследника ФИАТа - "Жигули" Но нет худа без добра - простейшую систему зажигания, не обремененную компьютерами, датчиками и прочими коммутаторами, можно освоить, располагая лишь школьными знаниями. Итак, за дело! Сначала проверим, есть ли бензин в карбюраторе. Для этого снимем крышку воздушного фильтра и резко нажмем рукой на рычаг привода дроссельной заслонки. Струя топлива из распылителя ускорительного насоса, бьющая в диффузор, означает, что с подачей топлива все в порядке. Приступим к поискам искры. Вынимаем центральный провод из крышки распределителя и закрепляем подручными средствами, чтобы металлический наконечник его оказался в 8-10 мм от "массы" и при этом был виден из салона. Проворачиваем коленчатый вал стартером. Треск голубой искры означает, что прерыватель и катушка исправны, а значит - разряд теряется дальше, на участке бегунок-свеча. Типичные неисправности: выгорание уголька в крышке помехоподавительного сопротивления в бегунке, отказы свечей, их наконечников или проводов. Чтобы исключить их из списка подозреваемых, проведем тот же эксперимент с проводами свечей. Есть искра - проверяем свечи и наконечники, нет - провода, крышку и бегунок. В местах пробоя появляются характерные подпалины - поврежденные детали меняем. Если искры нет и на центральном проводе, то она затерялась в распределителе, реже - в катушке зажигания. Начнем с последней.Проворачиваем коленвал до размыкания контактов прерывателя и затем несколько раз замыкаем их отверткой. Если в момент размыкания на центральном проводе появляется искра зачистим контакты и отрегулируем зазор между ними. Нет - возможен обрыв конденсатора или его пробой. Для ремонта снимаем распределитель с двигателя, но прежде установим поршень первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.Подключаем к клемме "Б+" катушки контрольЗакроем отверстие свечи пальцем и провернем ную лампочку. При включенном зажигании лампа двигатель за шкив "помпы" до тех пор, пока не должна гореть. Иначе - на катушке нет питания. почувствуем выходящий из цилиндра воздух.Довернем коленвал до совпадения меток на шкиПереставляем "контрольку" на соседнюю клемму ве и крышке привода ГРМ. и включаем стартер. Если лампа мигает, а искры нет пробой катушки или конденсатора. Не горит или горит постоянно - неисправен прерыватель. Уточним, что именно. Для этого... Ключом "на 13" отворачиваем гайку......вывернем свечи, чтобы легче было проворачивать коленвал за шкив водяного насоса - так удобнее работать. ...и снимаем прижим.Снимаем крышку распределителя вместе с проОтсоединяем шланг вакуумного регулятора... водами. СвоимиСилами 14 ...и провод, идущий к катушке зажигания. Ослабляем регулировочный винт... ...и снимаем клемму подвижного контакта.Вынимаем распределитель.. ...перемещая подвижный контакт, устанавливаем зазор 0£5-0,45 мм... Выворачиваем два винта крепления контактной группы....и приводную шестерню. Проверяем износ шлицевой части. При большом возможно проскакивание в ней вала и сбой момента зажигания. ...и проверяем его плоским щупом. Иногда неровная работа двигателя Выводим пружину подвижного контакта из упора.в ызванаизносом подшипника контактной группы - его люфт или подклинивание вызывают хаотичное изменение зазора и угла опережения зажигания. б ываетОтворачиваем два винта бегунка и снимаем его. Проверим состояние центробежного регулятора. При его повороте относительно приводного валика грузики должны двигаться без заеданий, растягивая пружинки. Более жесткая в состоянии поСнимаем с оси стопор и подвижный контакт. коя установлена с зазором - не натянута - она включается в работу при высоких Подходящей выколоткой выбиваем штифт. оборотах двигателя (более 1000 об/мин). Как правило, узел надежен, регулировок не требует и, если ему не мешать работать, переживет двигатель. Чаще выходит из строя контактная группа прерывателя. Основные причины отказов - замасливание контактов от чрезмерной смазки фильца (более На этом контакте хорошо видна глубокая лунка двух капель) и выгорание контактов. следы электроэрозии. Снимаем маслоотражатель..."JF*. ,Ключом "на 7" ослабляем гайку зажима прерывателя... 15 СвоимиСиламиТакие контакты зачищаем алмазным надфилем (или пилкой для ногтей) так, чтобы получить плоские поверхности. Обычный надфиль оставляет глубокие борозды, и оставшийся ресурс контактов значительно снижается. Зачищенные или новые контакты ставим на место.25^МЛ...и вынимаем валик вместе с центробежным регулятором.ЗР 12/98159 Снимаем стопор оси тяги вакуумного регулятора, Помехоподавительный резистор номиналом 5.6 кОм временно можно заменить "жучком" из Поворачиваем ключ зажигания на 1/4 оборота и проволоки. через отверстие в кронштейне утапливаем язычок фиксатора. При установке распределителя на двигатель ориентируем бегунок в сторону контакта первого цилиндра (на крышке). выворачиваем два винта крепления..33^Шё...и отсоединяем регулятор в сборе. Отворачиваем два винта неподвижной пластины и отсоединяем провод прерывателя..Вынимаем замок вместе с проводами и отсоединяем клеммы.При сезонном обслуживании заливаем в масленку несколько капель моторного масла. Иногда прерыватель и катушка остаются без питания из-за поломки замка зажигания - подгорают контакты. Для ремонта замок придется снять.Отворачиваем четыре винта, стягивающие кожух рулевой колонки, ...и извлекаем контактную группу. Вынимаем узел в сборе. Зачищаем надфилем контакты, подгибаем их лепестки и собираем в Если гнездо подшипника завальцообратной последовательности. вано - лучше заменить узел целиком. На В заключение - небольшой совет. некоторых моделях прерывателей констЧтобы не остаться "безоружным" перукция допускает замену подшипника. ред лицом даже успешно найденной ..винт его крепления и снимаем кожух. неисправности системы зажигания, "жигулисту" необходимо всегда иметь с собой пару-тройку новых или заведомо работоспособных свечей; одиндва высоковольтных провода с наконечниками, конденсатор и бегунок. А в дальнюю дорогу есть смысл прихватить катушку зажигания, крышку и Сколотую поверхность уголька шлифуем мелкоОтворачиваем два винта крепления корпуса замконтакты прерывателя (либо трамблер зернистой шкуркой. ка к кронштейну. целиком).160ЗР 12/98СвоимиСилами16