50
51
БЛИЗКОЕ ЗАВТРАИ 2000"Фольксваген" создал доселе никем еще не осиленный экологически чистый и сверхэкономичный дизель.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВДизельному двигателю уже 100 лет, но именно в наше время развитие его конструкции пошло необычайно быстНовый трехцилиндрорыми темпами. Знаменитейвый дизель для "Фольксвагена-Лупо". шие фирмы представляют новинку за новинкой, сулят небывалые ранее результаты. / / Здесь речь пойдет о новом дизеле "Фольксвагена". То, что вылетает из выхлопной трубы дизельного моМедная жила электропровода вместо стального троса поможет тора, напрямую зависит от тоостановить автомобиль в аварийной ситуации, если откажет го, что и как поступает в его цилиндры. Точнее говоря, давгидравлика. ление впрыска имеет здесь реАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ шающее значение. Именно в этом немецкий концерн еще Каждый автолюбитель знает о сущестспособна избавить от всех этих неприятраз оставил конкурентов далевовании в его машине резервной механиностей. Предлагается кардинальное реческой тормозной системы, так называешение: все тросы - долой. Вместо них ко позади. мом стояночном тормозе. Но, положа руку электромотор с винтовой передачей, приПопулярная ныне схема на сердце, у многих ли она работает, как жимающий колодки к тормозному диску. "коммон рейл" создает давлепредписано стандартами? Задние торВажно, что при отключении питания колодние поступающего топлива не мозные колодки изнашиваются, тросы выки так и останутся прижатыми: винтовая более 1350 атм. Выше показатягиваются или, того хуже, намертво "припередача здесь самотормозящаяся. тель у оптимизированного в кипают" к оболочкам из-за коррозии. И вот Но это еще далеко не все, что сулит каждой своей детали ТНВД на уже рукоятка привода беспомощно тренам электропривод. Расположенный межBMB-320D - 1750 атм. Новая щит по зубчатому сектору, нисколько не ду клавишей "ручника" и электромотором же насос-форсунка от "Фольквлияя на замедление автомобиля. (Многие блок управления различает, находится авсвагена" развивает давление опытные водители даже бравируют тем, томобиль в движении или стоит на месте, и 2050 атм! что умеют тронуться с места на подъеме в зависимости от этого включает одну из Как следует из самого набез "ручника", а уходя, оставляют машину двух заложенных программ. Так, для фикзвания, этот узел объединяет с включенной передачей.) Чтобы нормальсации стоящего автомобиля достаточно в одно целое насос и форсунно фукнционировать, ручному тормозу трелишь кратковременно коснуться клавиши, ку. Расположен он непосредстбуются периодические регулировки, свяи колодки намертво зажмут тормозной венно около каждого цилиндра занные с откручиванием заржавевших гадиск. Причем усилие ограничено только в головке двигателя. Усиленек в положении "лежа под ней, родимой". мощностью электропривода и передаточный кулачковый вал воздейстРазработка фирмы "Лукас Вэрити" ным числом редуктора, так что ваша мавует на поршень насосной час-" ВАТТНЫЕ50ЗР 1/99 *МОСФЕР - НЕ ПРЕДЕЛти через рычаг, снабженный роликовым подшипником, что исключает трение скольжения. Почему стремятся увеличивать давление впрыска? Чем оно больше, тем мельче частицы распыленной солярки, тем полнее их сгорание, поскольку необходимое количество кислорода достигает чуть ли не каждой молекулы топлива. А это позволяет окончательно решить проблему дымности выхлопа: новый трехцилиндровый дизель соответствует нормам D3 и, может быть, уложится в требования будущих Евро IV. К тому же благодаря полному использованию энергии топлива расход его составит менее 3 л/100 км! робована) уже давным-давно вспомним хотя бы мотор ЯАЗ-206. И все же насосфорсунки первого поколения были почти повсеместно вытеснены ТНВД и привычными нам "обычными" форсунками. Этот тандем прекрасно работает - но только не при давлении 2000 атм, когда сжимаются даже "несжимаемые" жидкости. Что уж говорить о трубопроводах: они превратились бы в сложно колеблющиеся упругие резервуары и точное управление моментом впрыска стало бы просто невозможным. Только из-за этого необходимо было свести к минимуму объем сжаНо вернемся к насос-фортого топлива. Другой немалосунке. Ее идея известна (и опважный аспект: теперь и тру-Разреэ головки блока цилиндров: 1 - кулачковый вал; 2 рычаг с роликом; 3 - насос-форсунка.РМОЗАшина останется неподвижной на любом уклоне. Если же "ручник" используется в движении как аварийная система, то торможение происходит, только пока клавиша удерживается в нажатом состоянии. Убрали с нее палец - и двигатель реверсируется, растормаживая колеса. Можно связать блок управления с датчиками системы АБС (при ее наличии), и она не позволит колесам заблокироваться. Это весьма важно, если учесть, что мощность нового тормоза сравнима с мощностью рабочей гидравлической системы! Для любителей комфорта предусмотрена автоматическая противооткатная функция: автомобиль не скатится назад— ••НИИ—ИМИ 111 III • I ПИШИ IIHririTIHllW — • И МI 111> П HI ilTiTT ТГТТТПП'иГмЛТГмЬТГа-11после остановки перед светофором или в пробке на уклоне. Тормоз сработает "сам собой", без вашего участия. А как растормозить машину после стоянки? &а просто пустить двигатель, включить передачу и отпустить сцепление. Электроника все делает сама. Это просто находка для тех, кто не раз жег задние тормоза, забыв отпустить "ручник". А с кем такое не случалось? Пока ноу-хау фирмы "Лукас Вэрити" не получило реального воплощения на серийных моделях автомобилей, но это, видимо, дело ближайшего времени.бопроводы низкого давления спрятаны в головке цилиндров. Тем не менее, без точно управляемого компьютером электромагнитного клапана почти все труды пропали бы даром, поскольку важно не только ввести нужное количество топлива в нужный момент - так же точно должен быть определен конец фазы впрыска. Для мягкой и чистой работы новый двигатель использует предварительный ("пилотный") впрыск небольшой (1-2 мм3) дозы горючего. Еще одна особенность: насосфорсунка закачивает топливо в зависимости от скорости вращения кулачкового вала, но при этом обладает всегда одним и тем же ничтожным запасом солярки. Сочетая сверхвысокое давление впрыска с другими параметрами рабочего процесса дизеля, удалось уменьшить содержание окислов азота в выхлопе. Ну и, наконец, новый мотор обеспечивает отличные ездовые характеристики. Так, трехцилиндровый дизель рабочим объемом 1,4 л развивает крутящий момент 195 Нм уже при 2200 об/мин и, как было сказано, удовлетворяет жестким нормам токсичности D3, обладая высокой экономичностью. Остается подождать ответа конкурентов. ЗР 1/9951