штштЗавод "оборонки" рвется на внешний рынок с мирной продукцией. АлексейПатронный завод возник в Симбирске еще в 1916 году - перевели из столицы. Восьмидесятилетний юбилей встретили сокращением персонала в 2,5 раза и обвальным падением производства. По большому счету, оно ик лучшему - надобность в патронах падает как раз в мирное время. Но неспроста сказано: "Кому война, а кому - мать родна"... Крепко задумались на заводе тяжкой думой. В свое время начинал здесь свою биографию знаменитый изобретатель Лев Кошкин. Именно в Ульяновске родилась его сверхпроизводительная роторная технология. И по сей день на берегах Волги могут разработать и изготовить роторную линию эдак миллионов на двадцать изделий в год. Если это не патроны, то что же? Поискать решили в автоиндустрии, известной разнообразием потребностей. И нашли. В 1995 году произвели в Ульяновске первые 300 тысяч свечей. В минувшем собирались сделать уже 6 миллионов, но кризис сильно придавил. Тем не менее, сегодня выпускают свечи 17 наименований, а на 2001 год запланирован объем - 20 миллионов штук. И хотя пока нельзя сказать, что УМЗ полностью перепрофилировался, пример результативной конверсии налицо. Более того, здесь смотрят в будущее с оптимизмом и готовы потягаться с сильными мира свечного. - Взявшись за новое дело, мы пошли по пути создания "суперсвечи" с использованием последних разработок в этой области, - рассказал главный инженер производства автомобильных свечей зажигания Ульяновского машиностроительного завода Руслан Тарахтий. - Электрод делаем биметаллический - медный сердечник впрессован в нихромовый корпус, что улучшает теплоотвод, существенно расширяя диапазон эффективной работы такой "термопластичной" свечи. Понятия "холодная" или "горячая" свеча уходят в прошлое. Биметалл позволяет сократить номенклатуру свечей, избавляет от необходимости сезонной их замены. Главное же - становятся достижимы все более жесткие требования эколоСОЛОПОВ стоимость свечи - дорого! Думают об орга-т* низации такого производства на месте. Но специалистов по керамике своих нет, растить их долго, а трех миллионов долларов на оборудование для этого производства взять неоткуда. Вот почему идут поиски инопартнера. Сотрудничество не только решит перечисленные проблемы, но и продвинет россиян на зарубежный рынок. Впрочем, на внешний рынок можно попасть и "в составе автомобиля". Ульяновские свечи установлены на ВАЗ-2110, проходящем омологацию во Франции. Чешский "Бриск" потратил три с половиной года, чтобы занять место под капотом чешской же "Шкоды" последняя, как известно, принадлежит "Фольксваге- ф ну", а он весьма разборчив. Если "Шкоду" надумают производить в Ижевске, сегодняшний партнер станет конкурентом УМЗ в борьбе за "лакомого" потребителя. Держа "в уме" и нижегородский ФИАТ, и "Донинвест", волжане активно работают с отечественными автозаводами. Моторы всех УАЗов укомплектованы, понятно, ульяновскими свечами, заключен договор с ВАЗом, идут испытания на заволжском моторном. Свеча зажигания - не самая сложная деталь автомобиля, а патрон - не самый хитрый элемент воо• ружения. Отечественные патроны пользуются на внешнем рынке устойчиво высокой репутацией. Сумеют ли снискать ее отечественные свечи? А напоследок другая история про автомобили и патроны. Ульяновский машиностроительный традиционно делал еще приводные цепи для всяческой техники. Недавно вазовцы обратились с вопросом, не смогут ли ульяновцы заменить ставший неподъемным импорт. "О чем разговор!" ответили на УМЗ и занялись оснасткой для однорядной приводной цепи моторов нового поколения. Напомним, что основным поставщиком ВАЗа был назначен когда-то Даугавпилсский завод велосипедных цепей. Для тех, кто не силен в географии, поясним, что от Тольятти до Ульяновска не набегает и двухсот километров, а до Даугавпилса - больше двух тысяч. Такая вот была экономная экономика с госу- щ дарственным планированием...гов. В качестве "напарника" меди чаще используют никель. Сплав никеля с хромом более живуч, но тяжелее штампуется. Наши технологии позволили применить нихром, что сразу заметно увеличило ресурс свечи. На сравнительных испытаниях в НИИ автоэлектроники ульяновская свеча отходила два с половиной ресурса "бошевской", - с гордостью подчеркнул главный.Если сравнивать, например, с тем, как работают на "Боше", то технология волжан вполне "самостоятельна". А вот коэффициент использования металла здесь выше, что удешевляет производство. Наконец, у большинства производителей контроль качества статистический, а на УМЗ изготовили роторную линию контроля, где проверяют абсолютно все изделия на герметичность и искрообразование. Не уступая в качестве, ульяновцы могли бы побеждать ценой, но... вынуждены искать среди конкурентов партнера для совместного производства. Трудность в керамическом изоляторе. Принятая для него во всем мире "сухая" технология в России есть на энгельсском заводе и на уфимском. Делиться ею у них нет ни интереса, ни возможностей. Нашли поставщика в Чехии - фирму "Бриск". Качество отменное, но изолятор составляет основную72ЗР 1/99