155
156
157
РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫСОДЕРЖАРЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ Обслуживаем "Шкоду-Фелиция" ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Для любых барабанов А МЫ ДЕЛАЕМ ТАК Случай с "Лянчей" РЕМОНТ "Таврия": замена маслосъемных колпачков Стояночный тормоз "Жигулей"ОБСЛУЖИВАЕМ "ШКОДУ-ФЕЛИЦИЯ"Сергей ГОРБОНОСОВ. Технический центр ЗР "Тушино' "Шкода-Фелиция" моделей LX, GLX, Combi выпуска с 1994 года с бензиновыми двигателями 1,3 л. Расскажем о простых, но наиболее необходимых работах, которые по силам даже начинающим автолюбителям. ДВИГАТЕЛЬ На "Фелицию" устанавливают две разновидности двигателя: с "низкой" (8,8) и "высокой" (9,7) степенью сжатия, обозначаемые соответственно "135" и "136"Вынимаем указатель уровня масла (щуп), вытираем его чистой тряпкой и вновь вставляем на место до упора.36ной горизонтальной площадке; после остановки двигателя выждем минимум 3 минуты, чтобы масло стекло в поддон.7и фильтра следует проводить после пробега 7500 км с начала эксплуатации нового автомобиля и далее после 15 000, 30 000, 45 000 и т. д. км или через каждые 12 месяцев. Замену масла лучше проводить на прогретом двигателе.820Снимаем пробку горловины.маспозаливиойЗИЛ-130: восстанавливаем бензонасос 22 ЭКСПЕРТИЗА Ключевой момент МЕЛКИЙ РЕМОНТ Снимаем и разбираем стартер "Самары" 12 БАННЫЙ ДЕНЬ Не все еще чисто Схема электрооборудования автомобиля "Опель-Омега GL" с двигателем S20NE ОСНАСТКА Разберемся по-хорошему Верхний ряд цифр номер двигателя, нижний его идентификация. Она состоит из двух частей, разделенных точкой: например, 781.135, где 781 номер модели, 135 - двигатель с низкой степенью сжатия, оснащенный карбюратором. Буквой В (135В или 136В) обозначают двигатель с системой впрыска топлива Mono-Motronic. СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА Здесь основные операции при обслуживании контроль уровня масла, его замена и замена фильтра. Контроль уровня масла проводим, соблюдая следующие условия: автомобиль должен стоять на ровНомер двигателя и его идентификационный код выбиты на блоке цилиндров позади распределителя зажигания. Опять вынимаем щуп и контролируем уровень масла, который должен находиться между отметками "mm" и "max", то есть в зоне выштамповки щупа. Снизу автомобиля головкой "на 22" отворачиваем резьбовую пробку маслосливного отверстия в поддоне двигателя и сливаем масло в заранее приготовленную емкость.10151619Внимание! Уровень масла не должен превышать отметку "max" Иначе масло может попасть через трубку вентиляции картера двигателя во впускной коллектор и далее в двигатель и атмосферу, а на автомобиле с катализатором отработавших газов - и в катализатор, где может воспламениться и повредить его. Если уровень масла ниже отметки "min", естественно, доливаем его. Разность заправочных объемов между отметками составляет 1 л. Смену моторного маслаПротираем резьбовую пробку, устанавливаем новое уплотнительное кольцо и затягиваем пробку моментом 65 Н-м.Ослабляем затяжку масляного фильтра и отворачиваем его рукой. Для ослабления затяжки можно воспользоваться шкуркой, обхватив ею фильтр, или стяжным хомутом.(аюимиСил!имиЗР 1/99155 Немного смазав маслом уплотнительное кольцо на новом фильтре, заворачиваем его и затягиваем моментом 30 Н-м. Далее заливаем новое масло предусмотренной марки. Заправочный объем масла с учетом объема фильтра 4,5 л. Руководство по эксплуатации автомобиля допускает применение всесезонных масел с вязкостью по классификации SAE не ниже 10W; группа эксплуатационных свойств - SF, SG или SH по классификации API (по классификации АСЕА - G2, G4 или G5); маркировка одобрения фирмыпроизводителя автомобилей VW 501.01. Надеваем пробку заливной горловины, пускаем двигатель и проверяем, нет ли течи. Затем снова контролируем уровень масла и при необходимости доливаем. ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР На карбюраторных и впрысковых двигателях фильтрующий элемент следует заменять после пробега 15 000, 30 000, 45 000 и т. д. км.Заменяем фильтрующий элемент новым, предварительно протерев корпус фильтра; ставим на место крышку фильтра и закрепляем ее. ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР На карбюраторном двигателе топливный фильтр находится в моторном отсеке вблизи вакуумного усилителя тормозов. Меняют его, как и воздушный фильтр, после пробега 15 000,30 000,45 000 и т. д. км.На карбюраторных двигателях применяются свечи Bosch FR8DC, Champion RC12YC или NGK BCPR5ES. Зазор между электродами свечей 0,8-1,0 мм. Рекомендуется заменять свечи через 30 000 км. Для определения и регулировки угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе (на двигателях с впрыском топлива не регулируется) используем ручной стробоскоп. Прогреваем двигатель до рабочей температуры и выключаем его. Отсоединяем шланг от вакуумного регулятора опережения зажигания (чтобы исключить влияние разрежения). Подсоединяем стробоскоп в соответствии со схемой его подключения.2±2°, то есть метка (зарубка) на шкиве должна находиться между отметкой 0° на крышке распределительных шестерен (крайняя правая метка, если смотреть с правой стороны автомобиля) и точкой 4° (немного не доходя до следующей метки). Для регулировки момента зажигания поворачиваем распределитель и приводим метку на шкиве в указанную зону. Затягиваем гайку держателя распределителя. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ m КЛИНОВОГО РЕМНЯ Этот ремень приводит во вращение генератор и насос системы охлаждения. Проверяем его натяжение, нажимая пальцем посредине участка между генератором и водяным насосом. Натяжение правильное, если прогиб 10-15 мм; если он больше - подтягиваем ремень.Отворачиваем винтовые зажимы на шлангах. Снимаем шланги с топливного фильтра и монтируем новый фильтр, соблюдая правильное направление потока бензина (указано стрелкой на фильтре). Ключом "на 10" ослабляем гайку держателя распределителя зажигания. Пускаем двигатель. Проверку выполняем на оборотах холостого хода 750-850 об/мин, для контроля которых можно подключить тахометр.ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ На карбюраторных двигателях система зажигания включает в себя бесконтактный распределитель, катушку зажигания, электронный выключатель зажигания, жгут проводов высокого наОтстегиваем шесть зажимов крышпряжения и свечи. ки воздушного фильтра. Ключом "на 10" отворачиваем четыре гайки крепления крышки и снимаем ее.Ключом "на 13" ослабляем гайку болта крепления генератора к опорной рейке. Тем же ключом ослабляем болт крепления рейки к двигателю и болт крепления генератора.На крышке распределителя зажигания гнездо провода высокого напряжения 1-го цилиндра обозначено продольной отметкой. Так выглядит фильтрующий элемент воздушного фильтра. Порядок работы цилиндров - 1-3-4-2.Освещаем стробоскопом шкив и метки (деления) на крышке распределительных шестерен. Цена деления на крышке 5°. При правильной установке момента зажигания угол опережения составляет Монтажкой, вставленной между генератором и двигателем, поворачиваем генератор, натягивая ре- Щ мень. СзоимиСилами 4156ЗР 1/99 Затягиваем болты крепления генератора. РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ Педаль сцепления отрегулирована правильно, если у нее нет свободного хода и положение ее площадки относительно площадки тормозной педали составляет 0±3 мм. Регулируем сцепление следующим образом.Ослабляем болты крепления колеса, вывешиваем колесо. Поддомкратив автомобиль, откручиваем болты и снимаем колесо.Вставляем новые тормозные колодки. Опускаем скобу на место, вворачиваем новый болт или же старый, смазав его резьбу средством Loctite-243.Через смотровое окно тормозной скобы контролируем толщину накладок тормозных колодок, которая должна быть не менее 2 мм.Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости доливаем. Тормозная система заполняется жидкостью SAE 1703, DOT 3 или DOT 4. Несколько раз сильно нажимаем педаль тормоза для приведения колодок в рабочее положение. КОНТРОЛЬ ТОЛЩИНЫ НАКЛАДОК ЗАДНИХ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК Снимаем заднее колесо.РЕГУЛИРОВКА СТОЯНОЧНОГО (РУЧНОГО) ТОРМОЗА Благодаря автоматической регулировке зазора между тормозными колодками и барабаном заднего колеса, нет необходимости в специальной регулировке ручного тормоза в ходе эксплуатации. Новую регулировку следует проводить лишь после замены тросов ручного тормоза, тормозного щита или тормозных колодок. Регулируем ручной тормоз так. Отпустив рычаг "ручника" один раз энергично нажимаем на педаль тормоза. Затем...Извлекаем пассатижами стопор гайки троса привода сцепления.Ключом "на 13" отворачиваем нижний болт крепления скобы, удерживая направляющую цапфу от проворачивания ключом "на 15". Ключом "на 10" поворачиваем гайку на тросе, тем самым регулируя сцепление. Устанавливаем стопор на место. ЗАМЕНА ПЕРЕДНИХ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК Поворачиваем скобу вверх и извлекаем тормозные колодки. Для установки новых колодок необходимо вдавить поршень в тормозной цилиндр. При этом тормозная жидкость может потечь через пробку бачка. Поэтому резиновой грушей отсасываем из бачка часть жидкости, пока уровень не опустится до отметки "min'l...в салоне автомобиля снимаем кожух с рычага ручного тормоза.2Г~тч~хjfMИзвлекаем резиновую пробку из контрольного отверстия суппорта Ключом "на 10" ослабляем контргайтормоза. ку и тем же ключом регулируем длину одной ветви троса, удерживая его Подносим зеркало к отот проворачивания ключом "на 6". То верстию и располагаем так, чтобы видеть в нем отраже выполняем на второй ветви троса, следя за тем, чтобы балансирный жение отверстия. Освещауравнитель (коромысло) находился ем отверстие фонарем: в под прямым углом к рычагу. зеркале видна толщина накладок, которая должна быть не менее 2,5 мм. Надо Регулировку заканчиватолько приноровиться: проем, когда при затяжке рычакрутить барабан, чтобы отга силой 100-140 Н он заличить его от накладки, так скакивает во второй паз. как зазор между ними Несколько раз затягиочень мал. Такой контроль ваем и отпускаем "ручник" толщины накладок гораздо проверяя легкость вращения менее трудоемок по сравобоих задних колес. Затягиваем контргайки и ставим нению с демонтажем торкожух рычага на место. мозного барабана.LJШ!лПоддеваем колпак колеса отверткой, вставив ее в специальный паз колпака.Снимаем колпак (он фиксируется • пружинными зажимами на головках четырех болтов крепления колеса). СвоимиСилпмиВдавливаем поршень тормозного цилиндра.ЗР 12/98157