160
161
РЕМОНТ"ТАВРИЯ": ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВВячеслав ЛУКЬЯНОВ. Технический центр ЗР Тушино Для замены колпачков нужны обычные ключи, отвертки и торцевой ключ - квадрат 9x9. Из специальных приспособлений - "поддержка" клапанов из мягкого металла (например, "палочка" припоя ПОС), рассухариватель клапанов для двигателя "Жигулей" пинцет и высокая головка "на 12" как оправка для напрессовки маслосъемных колпачков (можно использовать и толкатель от натяжителя цепи двигателя "Жигулей"). Работу выполняем вдвоем. Первым делом отсоединяем аккумулятор. Демонтируем воздушный фильтр, снимаем трубку отвода картерных газов с патрубка воздушного фильтра и отворачиваем пять винтов, крепящих клапанную крышку, снимаем ее. Ключом "на 10" отворачиваем два болта кожуха зубчатого ремня и снимаем его. Выворачиваем свечи. Провернув коленвал до совпадения одного из отверстий шкива распределительного вала с пробкой в корпусе, торцевым ключом (квадрат 9x9) выворачиваем ее. В нашем случае квадрат в пробке оказался "недоделанным". Пришлось использовать ключ 8x8. Имейте в виду: такое бывает нередко.Ключом "на 13" отворачиваем три гайки крепления корпуса приводов и снимаем его. Затянув ручной тормоз, вывешиваем домкратом переднее колесо. Включаем пятую передачу и проворачиваем двигатель за вывешенное колесо до тех пор, пока два поршня не займут верхнее положение. Контролируем это тонкой отверткой через отверстие для свечи. Проворачивать колесо нужно аккуратно, чтобы отвертку не заклинило.Со стороны привода бензонасоса выворачиваем отверткой стопорный винт оси коромысел. Со стороны шкива через освободившееся от пробки отверстие выбиваем ось коромысел. Ось выходит через отверстие в сторону коробки передач.Ключом "на 12" отворачиваем две гайки креппения бензонасоса и отводим его в сторону.Детали, снятые с оси, располагаем по порядку. Ключом "на 12" ослабляем контргайки и выворачиваем на 7-8 мм регулировочные винты. Два клапана при таком положении поршней могут быть открыты - в этом случае трудно отвернуть их регулировочные винты. Поэтому провернем коленвал до положения, когда они закроются (колесо провернуть приблизительно на одну пятую оборота). На оси коромысел видны следы износа. Дело в том, что из-за бракованного масляного фильтра (плохая завальцовка корпуса) наш двигатель однажды потерял в пути большую часть масла прежде, чем владелец заметил это. Следы масляного голодания видны на деталях.Ключом "на 13" отворачиваем две гайки крепления распределителя зажигания и вынимаем его из корпуса приводов.Подводим поршни к верхнему положению и головкой "на 14" с удлинителем резким ударом С проворотом вынимаем вал привода распредеРукой оттягиваем коромысла вверх и снимаем молотка расслабляем сухари (иногда один из них выскакивает, реже оба). лителя зажигания с шайбой (ведомая шестерня). наконечники регулировочных винтов.160ЗР 1/99СжжмиСилами8 ставим пружины и засухариваем клапаны. Для замены маслосъемных колпачков на двух других цилиндрах снова проворачиваем коленвал, выставляя соответствующие поршни в ВМТ, и выполняем предыдущие операции. Устанавливаем оси коромысел в обратной последовательности. Все детали возвращаем на свои места. Перед монтажом шестерни привода датчика-распределителя нужно Для стопорения используем изогнутый стерправильно установить фазы газорасжень из мягкого металла и вставляем его в отпределения. Для этого совместим верстия для свечей.Клапаны нужно застопорить - тогда рассухаривателем можно полноценно сжать пружины, избегая движения клапанов.нии и ось паза окончательно располагается под углом 13°±13°. Распределитель зажигания устанавливаем на место, соблюдая следующие условия: - ротор располагаем против контакта распределителя, отмеченного на крышке цифрой 1 (свеча первого цилиндра); - выступ муфты меньшим сектором ориентирован вверх, а камера вакуумного регулятора направлена на левый борт, штекер - вправо-вниз под углом 40° к продольной оси двигателя (рис. 3);Рассухариваем "жигулевским" приспособлением, установив его под винты крепления клапанной крышки. Для удобства работы толкатель рассухаривателя перемещаем на другое отверстие рычага. Снимаем пружины клапанов, тарелки и опорные шайбы.Снимаем старые маслосьемные колпачки. Для установки маслосъемных колпачков применяем высокую головку "на 12" или толкатель натяжителя цепи от "Жигулей" Предварительно аккуратно снимаем пружинки с колпачков, чтобы не повредить их при запрессовке. метки А на ведомом и ведущем шкивах привода распределительного вала и болты-стрелки Б на внутреннем защитном кожухе зубчатого ремня (см. рис. 1). При этом поршень первого цилиндра должен находиться в ВМТ в конце такта сжатия. В этом положении коленвала устанавливаем ведомую шестерню датчика-распреСмазав колпачки моторным маслом, молотком делителя в корпус распределителя напрессовываем их. Шилом или тонкой отверттак, чтобы меньший сектор поводка кой надеваем пружинки на установленные масшестерни был сверху, а паз на шеслосьемные колпачки. терне расположился под углом Заменив маслосъемные колпач22°±13° к продольной оси двигателя ки на двух цилиндрах с поршнями, (рис. 2). При вводе шестерни привода установленными в верхнее положев корпус она проворачивается по чание, в обратной последовательности совой стрелке в косозубом зацепле9 СжжмиСилами- совместив выступ муфты с пазом ведущей шестерни, устанавливаем датчик-распределитель в гнездо корпуса привода. Чтобы облегчить посадку, слегка смазываем моторным маслом уплотнительное кольцо. Высоковольтные провода подсоединяем к крышке распределителя и свечам в соответствии с порядком работы цилиндров 1-3-4-2. Регулируем зазоры в механизме привода клапанов в соответствии с инструкцией: 0J5 мм для впускных клапанов и 0,30 мм для выпускных. После прогрева двигателя, используя стробоскоп, регулируем момент зажигания по метке "МЗ" на наружном защитном кожухе зубчатого ремня (см. рис. 1). Для этого поворачиваем корпус датчика-распределителя.ЗР 1/99161