118
СЛОВО-ЮРИСТУ На вопросы читателей отвечает юрист отдела автомобильной жизни журнала "За рулем" Сергей ВОЛГИН. Вопросы вы можете задать письменно, по телефону (095) 208-55-81 (ежедневно с 15 до 18 часов) или E-mail: [email protected].Слышал, что теперь за нарушение Правил номера с машин не снимают. Так ли это? Ивановская область Д. РафковДа. Снимать номерные знаки отныне запрещено. Указ Президента РФ № 711 от 15.06.98 не предоставляет такого права Государственной инспекции безопасности до"За рулем" неоднократно писал, что вышел приказ, согласно которому сотрудники ГИБДД теперь не имеют права останавливать транспортные средства для проверки докурожного движения. В связи с этим, однако, ментов вне стационарных постов. Но вот совсем недавно меня остановили просто на дорородилось заблуждение, что можно техосге, около патрульной машины и, проверив документы, отпустили. Правомерны ли действия мотр не проходить - достаточно заплатить инспекторов? штраф 41 рубль и спокойно ездить до следуТатарстан Г. Шаймсрденов ющего ТО. Это не так. Если транспортное На данный вопрос однозначно не отопрохождении государственного техниче ­ средство не прошло технический осмотр, то ветишь. Существует приказ МВД № 329 от ского осмотра, поскольку это нарушение водителя смогут наказать, действительно, 01.06.98, четко регламентирующий, когда _ПДС|. Или у инспектора имелись данные о только один раз, наложив штраф в размере от 0,2 до 0,5 минимальной зарплаты. Однаможно останавливать транспортное средпричастности автомобиля или водителя к ство. В частности, проверка документов преступлению или правонарушению. Но в ко при этом право запрещать эксплуатацию разрешена только на стационарных полюбом случае сотрудник ГИБДД должен транспортного средства у сотрудников стах. Однако из вашего вопроса не ясно, представиться и сообщить причину остаГИБДД никто не отбирал. Отказ подчинитьпо какой причине сотрудники ГИБДД остановки. Если предъявить документы потреся их требованию может повлечь за собой новили автомобиль. Скажем, основанием бовали вне поста, вы имеете полное право ответственность по ст. 165 КоАП "Злостное для этого может служить отсутствие в праобжаловать действия инспектора в суде неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции". вом нижнем углу ветрового стекла талона или вышестоящей ГИБДД. На задней полке моей "99-й" я установил проблесковый маячок синего цвета, купленный совершенно легально в одном из московских магазинов. Подключил его к противоугонной сигнализации, чтобы при ее срабатывании хоть как-то выделить манату среди многих других. В движенш/ маячком никогда не пользуюсь. Остановившие меня сотрудники ГИБДД маячок конфисковали, изъяли водительское удостоверение и наложили штраф. Правомерны ли их действия? Тамбовская область А. Погосян Да, правомерны. Согласно п. 11 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации...", запрещается эксплуатация ТС, оборудованных проблесковыми маячками без разрешения ГИБДД. Такие разрешения выдают органы внутренних дел в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.01.96 № 3 Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте" и инструкцией "О порядке выдачи разрешений на оборудование автотранспорта специальными световыми и звуковыми сигналами" (приказ МВД от 03.03.97 № 116). Упомянутым постановлением Правительства определен перечень транспорта оперативных и иных служб, который может быть оборудован специальными сигналами - световыми и звуковыми. В данном случае неважно, для чего вы используете маячок. Само его подключение уже является правонарушением, предусмотренным ст. 114.1, и влечет наказание в виде штрафа в размере от 5 до 7 МРОТ, налагаемого на владельцев транспортных средств, и от 2 до 3 МРОТ - на водителей. Конфискация в данном случае применена как дополнительное административное взыскание. Однажды ехал на своем автомобиле. Неожиданно машину занесло. Я не смог удержать ее на дороге ив результате оказался в кювете. Прибывшие работники ГИБДД оформили происшествие и вынесли постановление о привлечении меня к ответственности по ст. 118 ч. 1 КоАП. Правильно ли они поступили? Московская область Р. Симонов Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. На практике именно так и наказывают водителей, разбивших свои же автомобили. Однако это не совсем правильно. За подобные правонарушения ответственность должна наступать не по ст. 118 КоАП ("Нарушение водителями Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба"), а по статье за соответствующие нарушения ПДД. И то только в том случае, если такие нарушения имели место. Объясню, почему. Любое правонарушение, по определению, представляет собой действие (или бездействие), посягающее на государственный или общественный порядок (ст. 10 КоАП РСФСР). Иными словами, правонарушением может считаться только то действие, которое представляет собой общественную опасность и причиняет вред обществу, а не лично нарушителю. При обычном ДТП, когда пострадали несколько автомобилей или людей, никаких сложностей с применением закона не возникает. Причинение кому-либо вреда бесспорно, общественно опасно и виновный должен нести за это ответственность. Если же в ДТП пострадал сам нарушитель и только он, общественная опасность отсутствует - следовательно, нет и правонарушения как такового. По аналогии с преступлением - никто не станет наказывать самоубийцу (даже если он останется жив) по ст. 112 УК РФ "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью" или по ст. 111 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". И в том ив другом случае отсутствует общественная опасность деяния и как следствие - состав преступления. Вернемся к письму. В приведенной ситуации не важно, что явилось причиной происшествия. Важно, что оно не имело последствий, предусмотренных статьей 118, - не являлось общественно опасным и не причинило вреда обществу. Автор письма, по сути, сам стал пострадавшим. А если ДТП произошло в результате нарушения водителем Правил дорожного движения, то ответственность за это предусмотрена совсем другими статьями КоАП. Кстати, Законом "О безопасности дорожного движения" определено, что дорожно-транспортным происшествием считается "событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства ис его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб". Отсюда следует, что дорожно-транспортное происшествие - не обязательно следствие нарушения Правил дорожного движения. 0Ш118ЗР 1/99