102
103
104
Н0П0Л0СНАЯЧасть вторая*Мы решили рвануть по хайвею до Детройта, а уже оттуда "по Америке" - провинциальными дорогами. Сокращая путь и усиливая впечатления.шин. Плюс еще постоянные ремонты (вернее, расширения) дороги. Этим в Америке занимаются везде и круглосуточно. Ночью ремонт - феерическое зрелище из красных огоньков и светящихся полосатых стрелок. Полет на космическом корабле, да и только. Причем все "констракшены" организованы так, что даже не приходится снижать скорость. Максимум - вильнуть в сторону и перестроиться в один ряд. Кстати, окончание работ отмечается особым знаком: мол, благодарим водителей за проявленное мужество и терпение. Вот так, летя по заданному беспосадочному коридору, незаметно оказались у водопада. Роскошное зрелище, эта Ниагара! Если не подходить близко. Шум падающей воды, разноцветные прожекторы и Канада на том берегу. На самом деле гдето за скалой шипит и пенится, а с американской стороны - лишь брызги. СДЕЛАНО В АМЕРИКЕ В Детройте мы поменяли автомобили. По сравнению с "Линкольном" "Экспедишн" выглядел скромно. Зато - высоко, да так, что нас сторонились гориллоподобные траки. Образно говоря, архинавороченный, электрически-кожано-краснодеревянный символ престижа мы сменили на аскетичный трактор. Забегая вперед, резюмируем важный для нас момент: ни в одной машине, даже при 600 милях за день, мы не уставали: эргономика, понимаешь! Кстати, и в США "форды" славятся удобством, простотой и надежностью. А "Экспедишн" в прериях, горах и каньонах позволил почувствовать себя настоящими ковбоями.Дмитрий ЖЕРНОВ, Дмитрий КОПЫЛОВСАМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ За один "присест" - 670 миль. Рывком, не придавая значения дорогам, помеченным на карте зеленым цветом, пока перед нами не вырос шлагбаум. Да это же платная дорога! Хорошая, прямая, мало транспорта, нет грузовиков, но денежки! 25, 30, 50 центов, доллар, полтора... Время - деньги? Насколько маленькие города приятнее больших (хотя потрясающе однотипны. Спасает только то, что сделала сама природа). В них всегда можно быстро развернуться и найти место для бесплатной парковки. Разумеется, в каждом городке есть свой Бродвей, небоскребыши, музей, десяток разноидеологических церквей, огромный универсам, два десятка автосалонов и сотня мест изготовления гамбургеров. (Кстати, о гамбургерах! Мы видели настоящуюАЗС "ЛУКОЙЛа" в Колорадо.котлету.) Именуются городки не менее "разнообразно". Мы насчитали (по карте): Лондон - 4, Париж - 8, Мадрид - 3, Детройт - 6, Москва - 3. Не считая Трои, Гамбурга, Сиракуз, Амстердама, Женевы, Лиона, Одессы, Петербурга, Ватерлоо и Нью-Йорчиков. "Встав" на маршрут Ильфа и Петрова, мы заезжали в центры "Больших маленьких" городков и мечтательно представляли, как шестьдесят лет назад здесь бродили авторы "Одноэтажной Америки". Вот здание "Дженерал электрик компани" в Скенектади. В 1935 году понятие "домашний рефрижератор" было настолько далеко от строителей коммунизма, насколько сегодняшнее американское "здрасьте" от нашего неистребимого желания набить морду окружающим. Вот старое кафе. На его стене написано "1892". Не здесь ли они ели опостылевшую яичницу с беконом? При небольшой фантазии легко вообразить атмосферу тех лет. Особенно вечером, когда городки вымирают. Ни одного прохожего, только машины, да кошмары, летящие на крыльях ночи под оглушающие звуки "реггей" - "отмороженные" негры. Знакомо, не правда ли? К Буффало подъезжали ночью. На дороге коридор из светящихся огоньков: справа - белые, слева - желтые. Кругом темень и только где-то слева вдалеке точечки фар встречных ма*Начало - ЗР, 1999, № 1 .ЗР 2/99 Главное, что ждало нас в Детройте музей Форда. Здесь "сосредоточена" вся Америка. Старик Генри начал "собирать историю" еще при жизни. Сегодня это огромнейший комплекс, расположенный рядом с заводом и полигоном. Музей состоит из здания под названием "Сделано в Америке" и парка, где собрано все из области культуры и быта, накопившееся за 200 лет существования США. Здесь и дома первых поселенцев, заводы, мастерские, школы, ранчо, магазины, церкви, пароходы, поезда, автомобили, самолеты, электростанции и даже мастерская Эдисона с одноименной лампочкой. Но... Удивительно не это. Нас, почтенных глав семейств, выращивающих малолетних банI дитов (чтоб они были здоровы!), потрясло, КАК подают музейные экспонаты. Они все действующие! Вы можете поработать на конвейере, покосить траву на комбайне, выдуть бутылку, выработать электричество, постричь овцу, выковать подкову и т. д.свою страну. Хотя, что такое сами американцы, из каких частей света приехали, что оставили от своей культуры... РУКИ ЗА ГОЛОВУ, НО ЧЕРЕЗ АДВОКАТА Недалеко от Мемфиса (разумеется, мы зашли в музей Элвиса Пресли и, передавая друг другу платочек, от имени всех российских поклонников положили цветы на могилу легенды рока) увидели указатель "Москва". Ну как не заехать! На единственной городской заправке, стоящей на единственной улице, нас спросили: "А вы из какой Москвы?" Осталось вызвать полицейского и вместе сфотографироваться на память.Музей Форда. лось?"Ты помнишь, как все начинаИ о полиции! На многих американских автомобилях нет переднего номера. Коп может догонять машину только сзади. А между Где бы мы ни были, везде наблюдали тем в некоторых штатах за превышение скоэтот процесс: в Америке все стараются сдерости на 20 миль могут отдать под стражу. До лать познавательным. В аэропорту Сан- суда: "Там разберутся, прав ли инспектор..." Франциско - миниатюрная (два метра) мо- Проехав 11 тысяч километров, мы ни разу не "контактировали" с полицией. Хотя частенько миль на 5-10 превышали лимит скорости. Вместе с тем организация движения, отношение к водителям (и самих водителей) не провоцируют на нарушение. Например, в городах с непривычки трудно проехать перекресток. Нерегулируемый: со всех четырех сторон стоит знак "Стоп". Оказывается, порядок такой: останавливаются все, но первым проезжает тот, кто подъехал первым. Или разрешение повоМотель в городке Вега. Преемственность поколерачивать направо на красный свет, если ниний: что может произойти с автомобилем за 70 лет! кому не мешаешь. И еще. Мы пытались представить, что было бы, если на автомобили дель... "Торнадо". С фотографиями, подробвсех американских банкиров, депутатов, гуным описанием принципа действия и послебернаторов и их охраны раздали мигалки и дующих несчастий. Вдоль дорог стоят несирены. Правда, смешно? Зато когда едет большие щиты: "Историческое место" с над"Скорая помощь", пожарные, полиция - все писями типа: "Здесь Боливар не выдержал врассыпную. двоих". В любом городке с особой тщательностью берегут памятники и свои праздники. Большой маленький город. И гордятся ими. Перед посещением пещеры Тома Сойера (город Ганнибал) - краткая лекция (с поглощением поп-корна) об образовании пещер. В этом городе родился Марк Твен. В Путеводителе написано: "... увидели на заборе табличку: "Здесь был дом Марка Твена". Мы же видели сам дом. И дома, где жили Том и Бекки. Да, это иллюзия. Очень красивая. И лучше в нее верить. И любитьл о ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ В сопровождении утомительного "кантри" мы въехали на заменитую 66-ю дорогу вблизи городка Амарилло. Именно по ней ехали Ильф и Петров! Самой дороги уже нет. Есть небольшие участки, километра по два вдоль хайвеев. Сохранилась даже разметка! Представив, как тут со скоростью 40 миль в час пилили авторы Путеводителя, мы пошли "вверх" на Денвер. Прощаясь с Техасом, отметили, что количество остроносых сапог и широкополых шляп здесь не больше, чем в других штатах. Цивилизация уже давно размыла внешние признаки, но, очевидно, оставила их в глубине души. То же самое - и с индейскими резервациями. На карте они есть. Внешний признак - магазины с мокасинами и томагавками по 40 долларов. А так, чтоб вигвам и беспокойство за скальп - догадывайся сам, глядя на окружающую прерию, взятую из декораций к фильму "Золото Маккены". Глядя на карту, нужно ехать в заповедники. Умники американцы еще в пятидесятых годах огородили все природные достопримечательности и назвали их национальными парками. (Возможно, последними, кому посчастливилось увидеть "дикую" природу, были Ильф и Петров.) По ним проложены так называемые "сценик роуд", то есть, не выходя из машины, созерцаешь все прелести природы. (Вот незадача, у нас, на многострадальной родине этого добра немерено, а никому не нужно.) Сперва мы посетили парк окаменелых деревьев. Едешь, а вокруг тебя разбросаны остатки леса, которому 200 миллионов лет! При въезде в парк есть магазин, где за семь тысяч долларов можно приобрести отпо-ЗР 2/99103 лированный пень и использовать его как журнальный столик. Следующий - секвойный лес. Чтобы попасть в гости к секвойям, нужно минут сорок подниматься по узким, непрестанно петляющим горным дорожкам на высоту три тысячи метров. Здесь нам и удалось "оторваться" на "Экспедишине". Ехали мы мирно (миль 10 в час), любовались пейзажем, вдруг на большой скорости нагло обходит "Мустанг". Ну, мы и возмутились этим неуместным московским замашкам! За рулем "Мустанга" - мужик в бейсболке, а рядом дама в платочке. На следующем повороте мы его догнали. Он - "по газам". Вот так, со скоростью 40-45 миль в час, под свист резины мы неслись вверх. "Мустанг" не ушел от нас. На верхней площадке, перед осмотром (вернее - объездом) парка мы подошли к "бейсболке" (глядевшего на нас обезумевшими глазами) и подарили журнал. Он говорит: 'Я не плохой водитель, но чуть не умер от страха, когда на хвосте висел ваш монстр! А это моя шестидесятилетняя мама. Ей очень понравилось". ВДРУГ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ... Мы все едем, а совсем не говорим о двигателе внутреннего сгорания. Вернее, о том, что там сгорает. Понятно - бензин. Кстати, если "Линкольн" требовал "92", то "Экспедишн" - "87". Расход на их огромные, под пять литров двигатели составлял приблизительно 11 л/100 км. В зависимости от штата и названия заправки цена за галлон (примерно 3,7 литра) варьировалась от 1,05 до 1,36 доллара. Под Денвером приспичило нам заправиться. Ну, в смысле, сходить в туалет. Едем, оглядываемся. Вы знаете, это как дома побывал. Рядом с огромным универмагом - АЗС "ЛУКОЙЛа"! Наверное "проникновенье наше по планете" заслуживает отдельной статьи. Но поверьте: В США уже шесть (!) НАШИХ заправок, а строитсяВот такая она полиция, в Москве. Кстати, перед городом велось обширное дорожное строительство.Как всякий "золотой штат", Калифорния избалована океаном и солнцем. Дорога № 1 из Лос-Анджелеса в СанФранциско ведет вдоль побережья и заставляет думать о прокуренном за редакционным столом здоровье. Кругом яхты, серфинг, загорелые девушки... Что делать, жизнь коротка и хочется купаться в ней подольше. Их проблемы. В огромном аэропорту мы заблудились: где "Херц"? Только вышли узнать, как тут же полицейский погнал нас прочь: "Стоянка запрещена!". Однако едва мы объяснили, что заблудились, он приказал ехать за ним, и через минуту мы были на стоянке "Херца". Спасибо, неизвестный страж порядка, ты настоящий друг человека! В аэропорту, у стойки Аэрофлота нас приветствовали по-российски: "Молчать! Отвечать только на мои вопросы!" - угрожающе кричала русская дама из отдела некой охраны полетов. Ее работа сводилась к произношению только одного вопроса: "Без вашего ведома никто не проникал в ваш багаж?" И на какой ответ она рассчитывала?.. ЭПИЛОГ Мы очень любим свою Родину, которая может позволить себе строить АЗС в стране, переполненной заправками, и ездить на американских автомобилях. Любим свою работу и своих читателей. И эта экспедиция, и тысячи километров через четыре часовых пояса - только ради вас, ради того, чтобы вы знали: наш водитель нигде не пропадет! А нам, вашим покорным слугам, еще многому предстоит учиться, поскольку всю поездку мы не могли отделаться от мысли: ничего не нужно писать, достаточно взять "Одноэтажную Америку" и просто двумя строчками добавить штрихи современной жизни. Спасибо вам!еще пять! Первая открылась летом 1997 года. Причем "ЛУКОЙЛ" действует умней американцев: "учреждает" свои АЗС рядом с огромными универсамами (супермаркетами). Идея проста, как все гениальное: заправился - скидка в магазине, и наоборот. А американцы страсть как любят всякие скидки. Кто это знает лучше нас? Если даже основатели студии "Уорнер Бразерс" были выходцами из-под Одессы.И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОДЛос-Анджелес, Голливуд мы проехали мимо, со второго яруса объездного хайвея наблюдая скопище ненавистных небоскребов. Нам хватило Лас-Вегаса, а впереди ждал Сан-Франциско. А перед ним... Санта-Барбара. Вы знаете... Мы не будем рассказывать про этот город. Слишком много он значит для той части населения России, что называется прекрасным полом. Не позволим себе прикасаться плохо мытыми руками к мыльным шедеврам душевно...го творчества.Гран-Каньон. Любопытно, при въезде на смотровую площадку стоит памятник человеку, придумавшему брать деньги за просмотр Каньона. Национальный герой!Это - секвойя. Ей две тысячи лет, диаметр ствола - 1 1 метров, высота -80. Маленькое беленькое существо у подножия - человек, ему...LIIZ