58
59
ш\1ттт,шш.\Четверть восьмого утра. Сквозь открытую форточку доносится глухой дизельный рев, грохот переворачиваемых мусорных баков, завывание гидравлики... Кого из нас, разбуженных шумом за окном, не раздражает это?Александр МЕЛЬНИК. Фото "Даймлер-Бенц"МУСОРЩИКДвигатель также позаимствован у семейства "Атего". Шестиципиндровый рядный дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха выпускается в двух вариантах - 231 и 279 п. с. при рабочем объеме 6370 см 3 . Столь высокие мощность и крутящий момент - соответственно 810 и 1100 Нм при 1300 об/мин - необходимы грузовику полной массой 18 и 23 (трехосный вариант) тонны, чтобы не отставать в городском потоке. Незаменимой помощницей в интенсивном уличном движении и, главное, при сборе мусора послужит автоматическая пятиступенчатая трансмиссия "Аллисон" - гидромеханическая, с электронным управлением. Оценят водители мусоровозов и мощную тормозную систему с пневматическим приводом и вентипируемыми дисками, а также точное рупевое управпение. Угол поворота передних копес 46 градусов делает этот большой автомобиль удивительно маневренным в узких городских двориках. И все же больше всего привлекает в "Эконике" не скрытое от глаз, а первое, на что обращаешь внимание - его необыкновенная кабина. Инженеры фирмы "Заксен-Между тем работа у мусорщиков врагу, как говорится, не пожелаешь. Чтобы заполнить восьмитонный КамАЗ, нужно объехать не менее ста мусорных контейнеров. Сто остановок - сто раз затормозить, выбраться из кабины, подойти к погрузочному устройству, снова забраться в кабину, тронуться, затормозить... Даже еспи стыдливо умолчать о запахе, пара часов такой работы совершенно изматывает. Правда, техника выходит из строя еще чаще. Вот почему требования к автомобильным шасси для мусоровозов необычайно высоки: мощный двигатель, выносливая трансмиссия, эффективные тормоза, особая маневренность, как можно более низкая рама, да еще и низкий уровень шума, возможно, менее дымный выхлоп. В Европе немало фирм строит специальные шасси для коммунальной службы. Одна из них - в швейцарском городе Арбон выпускает тяжелые тягачи на базе грузовиков "Мерседес-Бенц", шасси для автобусов и троллейбусов, а также мусоровозов. Став в середине 90-х годов полновластными хозяевами завода (до этого часть акций принадлежала двум швейцарским фирмам), немцы активизировали инженерно-конструкторскую деятельность. И первым результатом стал "Мерседес-Бенц-Эконик". Задумывалась машина как шасси для мусоровозов, но в итоге оказалось, что область применения ее гораздо шире. На "Эконике" можно монтировать противопожарное оборудование, цистерны, использовать его при перевозке прохладительных напитков и даже автомобилей! Основа такой универсальности (в прямом и переносном смысле) - очень низкая и прочная рама. Скпепанная из двух стальных швеллеров 7-миллиметровой толщины, в передней части она понижается на 193 мм, позволяя разместить необычайно просторную кабину с ровным низким полом. Пневматическая подвеска со стабилизирующим контуром ранее хорошо зарекомендовала себя на грузовиках семейства "Актрос". Ее электронное управление сводит к минимуму разницу в поведении подвески груженого и порожнего автомобиля. Передняя ось - от модели "Атего" (ЗР, 1998, № 6), а вот сзади благодаря универсальной конструкции рамы можно разместить стандартный ведущий мост (есть несколько вариантов колесной базы) - тогда получится грузовик колесной формулы 4x2 - или дополнительную, третью пару колес. Причем, по выбору заказчика, ее сдепают ведущей (6x4), поддерживающей, с гидравлическим подъемным механизмом или управляемой (6x2).Мусоровоз с задней загрузкой фирмы "Геезинк" на двухосном шасси "Мерседес-Бенц-Эконик 1823 L" с высокой кабиной и 231 -сильным мотором.58ЗР 2/99 ВО ФРАКЕпяции и кондиционирования воздуха с автоматической регупировкой заданной температуры. По заказу установят пылевой фильтр и более мощный (4,5 кВт) охладитель. В кабине роскошного (если в данном случае такое определение позволительно) мусоровоза разместится экипаж из четырех человек. Кресло водителя оснащено пневматической подвеской, остальные располагаются на более жестком трехместном диване. Все сиденья снабжены ремнями безопасности. На задней стенке кабины - крючки для верхней одежды, а над ними четыре объемистых шкафчика для рабочей одежды. За сиденьями - держатель на четыре бутылки. Да что там бутылки, тут есть стандартные разъемы для телефона и факса! Разумеется, обойдется вся эта роскошь в кругленькую сумму, хотя широкое испопьзование серийных агрегатов и позволяет несколько снизить себестоимость "Эконика". Тем не менее в Германии одно лишь шасси стоит 248-321 тысячу марок. Трудно представить, чтобы даже московское - самое богатое в нашей стране - городское правитепьство раскошелилось на десяток-другой "золотых" машин - у него много других, более насущных забот. Но давайте подумаем: может, создание нормальных условий для рабочего человека - это вовсе не роскошь, а настоятельная необходимость? Может, более производительный автомобиль с неизмотанным работой экипажем сможет заменить несколько других мусоровозов и окажется в результате более экономичной альтернативой?Благодаря алюминиевому каркасу и пластиковым облицовочным панелям кабина весит всего 740 кг. Кабина мусоровоза просторна, удобна и очень функциональна. Обивка выполнена из легкочистящихся материалов, покрытие пола - сверхизносостойкое. Любопытная деталь - чтобы увеличить пространство в салоне, вентилятор с радиатором системы охлаждения отнесены от расположенного над передней осью мотора в переднюю стенку кабины.ринг Аутомобильтехник" изготовили легкий и прочный алюминиевый каркас и навесили на него пластиковые, армированные стекловолокном, наружные панели. Но суровым мусорщикам куда важнее, что первая ступенька - на высоте всего 45 см, а ровный пол лишь на 80 см отстоит от дороги. Внутренняя же высота кабины -1935 мм! Это позволяет экипажу свободно перемещаться в ней, ведь зачастую работать ему приходится в таких узких проездах, что выйти из машины можно только через одну дверь. Ровный пол и высокий потопок окажут им при этом неоценимую услугу. Впрочем, по заказу - для пожарных машин, цистерн, автовозов и мусоровозов с передней или боковой загрузкой - можно установить и низкую кабину, ее внутренняя высота - 1485 мм. В обоих вариантах предлагается панорамное стекло с большими "дворниками" и огромные обогреваемые зеркапа заднего вида (правое с эпектрической регулировкой), гарантирующие отличную обзорность. Микроклимат в кабине поддерживает объединенная система подогрева, вентиСтупеньки оснащены подогревом и подсветкой. В стандартном варианте правая дверь - складывающаяся. Несмотря на кажущуюся хрупкость, кабины успешно прошли испытание на лобовое столкновение - европейский стандарт ЕСЕ R29.ЗР 2/99