107
НЕ ПО ПРАВИЛАМТЕЛЕГА НА ПЕРЕКРЕСТКЕДмитрий ЖЕРНОВСколько раз говорено: перекрестки - самое аварийное место! И не обязательно изучать статистику, чтобы соблюдать осторожность на пересечениях дорог. Достаточно элементарных знаний порядка их проезда и хоть чуть-чуть чувства самосохранения. Но... Перед нами три читательских письма. Три автора настаивают на своей невиновности, утверждая, что действовали на перекрестке правильно. Однако возьмем в руки Правила. На рисунке 1 - схема Тобразного перекрестка в Иркутске. По улице Ленина идет плотный поток транспорта. Желающие быстрее всех повернуть налево нетерпеливо выстроились на трамвайных путях. Первым стоит ВАЗ-2109 Андрея М. Зажглась "стрелка". Машины повернули на улицу Дзержинского и... попали в руки сотрудников ГИБДД. Водителям вменялось в вину нарушение пункта 8.5 ПДД. Никто не спорил, кроме владельца "Самары". Его аргументы: пункт 9.6 ПДД разрешает движение по трамвайным путям, а пункт 8.5 обязывает водителя совершать поворот именно с них. Знак 5.8.1 "Направления движения по полосам" освобождает водителя от данной обязанности, но самого поворота не запрещает, поскольку относится к группе "Информационно-указательные". Очевидно, это называется "железной логикой". Попробуем разобраться, рассматривая ПДД применительно к конкретной ситуации. Пункт 9.6 действительно разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, когда заняты все полосы и не создается помех трамваю. В данном случае условия соблюдены. В тексте ПДД говорится: "с учетом пункта 8.5". Он, как известно, обязывает водителей поворачивать с на дорогу с односторонним двитрамвайных путей. НО! "...если жением". Да и трамвайные пути знаком 5.8.1 не предписан иной - это совсем не проезжая порядок движения". А что говочасть. Движение по ним разрерит знак? Он указывает число шено только в одном случае, полос и направления движения указанном в пункте 8.5, и никого ни от чего "не освобождает". по каждой из них. Согласен: наши Правила, Тем более, тех торопливых вомягко говоря, не всегда кондителей, которые в плотном покретны и нередко позволяют токе норовят подстроиться двойное толкование своих по"еще левей", обскакать всех и ложений. Однако в рассматрина пустом месте создать ававаемом случае они дают весьрийную ситуацию. На рисунке 2 - сложный ма четкие указания. Знак 5.8.1 перекресток. К сожалению, таких у нас немало. Можно долго Улица Ленина спорить, почему нельзя их упроj нряф| Щ} стить и вообще избавить водителей от сомнений "как проехать". Можно ругать бывшую ГАИ, дорожников и местные власти, но с фактом приходится считаться. Тем более, что большинство перекрестков все-таки "оформлены" с учетом требований ПДД. Хотя сама организация движения никак не удается. БМВ и "Жигули" ехали почти параллельно по московской улице с односторонним движением. И хотели повернуть направо. Водитель БМВ - на ближнюю улицу, а водитель "шестерки" - на дальнюю. В результате ДТП. Кто виноват? Оба! указывает, что на перекрестке, справа от трамвайных путей две полосы движения ис левой - разрешен только поворот. Следовательно, замечание "...если знаком 5.8.1 не предписан иной порядок движения" однозначно устанавливает, с какой полосы нужно поворачивать. В конце концов, знак не просто информационный, а еще и указательный! Ведь никто не спорит со знаком 5.7.1 "Выезд Посмотрите внимательно. Перед перекрестком установлен знак 4.1.2 "Движение направо". Кстати, предписывающий. Действие знака распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым он установлен. Следовательно, с той улицы, по которой ехали автомобили, единственно разрешенное направление движения - направо, на ближайшую улицу. Водитель "Жигулей" - бесспорный нарушитель, но и водитель БМВ тоже. Знак он принял во внимание, но нарушил требования сразу двух пунктов ПДД: на выбор 8.4 и 8.5. Начнем с того, что при повороте направо водитель БМВ должен был занять крайнее правое положение. Допустим, из-за "пропадающей" левой полосы и расположенного близко к перекрестку знака 4.1.2 он не успел занять правый ряд, но пропустить "помеху справа" был обязан. Итого - "обоюдка". Третья ситуация даже не нуждается в иллюстрации. К сожалению, вне улиц и магистралей водители часто вообще забывают о существовании ПДД. Произошло это на территории завода "Омский каучук", где на площадке величиной 15x20 метров не смогли разъехаться две машины. ВАЗ-2106 повернул направо. Навстречу - ВАЗ-21013, водителю которого ив голову не пришло, что он находится на самом обычном равнозначном перекрестке. Тот, что был за рулем "шестерки", как и положено, держался правой стороны, а водитель "тринадцатой", видимо, по привычке, несся по заводской территории. Вспомните, мы так же ездим по дворам, деревням, дачным поселкам - там, где нет светофоров, знаков, разметки и где руководствоваться нужно только здравым смыслом, помня ПДД. А потом приезжает патрульный автомобиль, и веселые сотрудники ГИБДД составляют протокол, забирают "права" и рекомендуют не тянуть с возмещением вреда пострадавшему. Как должен был ехать водитель ВАЗ-21013? Элементарно: вспомнить о том, что у нас установлено правостороннее движение. В любом месте, где может проехать автомобиль. Формально в ПДД об этом говорит пункт 1.4. Три взятые из писем ситуации дают ответ на вопрос: почему наши перекрестки аварийные? Да прежде всего потому, что не знаем ОСНОВ Правил и всегда ищем оправдания своим действиям. Остается удивляться, почему до сих пор мы живы.ЗР 2/99107