112
113
ПОРТРЕТ ДВОРНИК Шжш^-•ПШНЩ:ЕленаВАРШАВСКАЯ.Фото Александра ПолунинаКогда н,а улице холодно и мы мерзнем, для работников дорожно-эксплуатационных служб наступают/извините за каламбур, горячие деньки. Знаете, какие в России нормативы? Если идет снег, то счищать его с дороги надо уже при высоте покрова в пять сантиметров. Кончился - убирать прочь с покрытия, все до миллиметра. Так что нашим дорожникам на протяжении долгой и снежной зимы приходится сгребать, буквально, горы снега. Трудное это дело, хоть и предложено умными инженерами множество механизмов в подмогу. Говорят, в наших условиях лучше всего сгребает снег хорошо знакомая многим машина, иронически (а может, любовно?) называемая в народе "золотыми ручками". Та, что захватывает и обледенелую корку, и комья грязи, и плотно слежавшиеся сугробы и отправляет все это на ленту транспортера, под которую самосвалы подставляют свои кузова. Корявые наши "ручки" дают фору "чужеземным". Им под силу справиться лишь со свежим, чистым снегом. Зато как красиво они это делают!федеральных трасс. Идет такая, сбоку вгрызаясь в толщу сугроба, разрезает его, как мороженое, заглатывает белую массу и выдувает ее в сторону от дороги. Есть огромные пожирательницы снега, "заглатывающие" сотню-другую килограммов за раз, есть совсем миниатюрные, чей аппетит ограничивается десятком кило. У комбинированных дорожных машин (КДМ) - несколько иные задачи: их дело - счистить снег до асфальта. Поэтому они оснащены плугами, щетками, ав кузове у них - противогололедные материалы. С утречка пораньше у ваших окон рычит трактор "Беларусь" - сдвигает снег в сторону и потом заметает его остатки на проезжей части крутящейся щеткой. Это - плужно-щеточная машина, в самом, так сказать, простецком виде. Ее иностранные "коллеги" весьма разнообразны. Представьте себе: со скоростью 60 км/ч несутся по четыре в ряд по дороге яркие оранжевые "мерседесы". Впереди плуг, сбоку - еще один, толькоснежная пыль столбом! Те, что едут слева, сдвигают тем, что правее, слой пятисантиметровой высоты, а правые сгребают уже настоящий сугроб высотой в двадцать сантиметров. Ширина захвата у этих гигантов - пять с лишним метров (для сравнения, на ЗИЛе - 2,5 м)! А если нужно, за 15 минут плуги меняют на щетки, и вот уже дорога подметена, чиста, как паркет в танцевальном зале. Конечно, "Мерседес-Бенц-2638АК" с колесной"Мерседесы" очищают (вверху слева). МКАД1. 20-е годы. Снегоуборочный... автобус разгребал себе путь самостоятельно. 2. Чтобы "разгрызать" сугробы и кидать снег, нужна недюжинная сила. В ящике за кабиной стоит отдельный двигатель - 12цилиндровый дизель мощностью почти 400 (I) л. с. 3. Снегопогрузчику торопиться некуда. Наоборот, конструкторы предусмотрели возможность ехать со скоростью 0,07 км/ч. 4. Когда-то таких компактных, маневренных и сильных "мерседесов-унимогов" в Москве было довольно много. "Мелкие" машины очистят узкий переулок, пролезут через подворотню во двор, даже заберутся на тротуар. 5. Подобные машины (ратраки) работают в горах, укатывая горнолыжные трассы.На вооружении наших доДревнейшее из дошедших рожников в последнее время до нас снегоуборочных приспопоявились фрезерно-роторные соблений, естественно, лопата. машины известной швейцарсВ конструировании л. человечекой фирмы "Бухер" для уборки ство достигло больших успехов. снега с обочин гордости нашей Для снега подходит широкая и столицы - МКАД и оживленных легкая л. Ей одинаково удобносгребать, бросать, а также грузить во что-нибудь ездящее. Еще в 20-х борьбу с сугробами начали поручать автомобилям. Правда, сначала они только сгребали снег к обочине дороги. Со временем машины научилимногому другому, но лопата попрежнему самое универсальное снегоуборочное средство. Ведь, по сути, среди снегоуборочной техники большинство - лопаты... приспособленные к автомобилям. Бери больше, кидай дальше!W112ЗР 2/99 В ЗИМНЕМ ПЕЙЗАЖЕформулой 6x6 - это не шутка. То же название - кадээмка, а какая разница! Различаются машины не только по шасси, но и по оснащению. В Москве из противогололедного оборудования выше всего оценивают немецкий "Шмидт". С виду - ничего особенного: кузов с емкостями, в которых что-то плещется, по бокам. Таких машин сейчас ' всего 120 на весь огромный гоФрезерно-роторные "рольбы" справляются с сугробами любой высоты.алов есть компьютеры, которые дозируют количество смеси. Причем, в зависимости от скорости, с которой едет машина. Если автомобиль движется медленно, то и сыплется из него чуть-чуть, ровно столько, сколько положено. Кстати, по нормативам на квадратный метр, в зависимости от силы снегопада, температуры воздуха и влажности, полагается до 50 граммов смеси. И компьютер все точнехонько рассчитывает. Но привлекают "шмидты" не только электронным "умом". У них есть система увлажнения. Благодаря ей на проезжую часть попадает уже влажная соль, которая сразу же начинает "работать", разрыхляя снег. Ее не отбрасывают к обочине колеса машин, поэтому требуется ее еще меньше. А есть ли менее дорогие, но с теми же возможностями? - Наш ПР-1 (новинку, разработанную фирмой "Экомтех", начали выпускать на Ряжском авторемонтном заводе в позапрошлом году) на шасси ЗИЛ-433362 тоже оборудован компьютером, управляющим дозировкой, и работает он не хуже иностранного. Есть у нас и похожие литовские распределители - "Медмета", - говорит Юрий Башев. - Но мы надеемся, что скоро Ряжский завод выпустит свой аналог "Шмидта" с системой увлажнения. Он позволит сыпать соли на 30% меньше, чем сейчас. Такой уже заказан, и работы по его созданию близки к завершению.Наш ЗИЛ с системой ПР-1, может, не красавец, но дело свое знает.род, и эксплуатационники ими не нахвалятся. Потому что умеет "Шмидт" то, чему пока не научились наши. - Без противогололедных материалов зимой не обойтись никак, - говорит Юрий Башев, заместитель генерального директора фирмы "Доринвест", занимающейся содержанием и ремонтом главных дорог в Москве. - Но даже если самую нейтральную смесь сыпать килограммами, природе и людям пользы не будет. Значит, надо, чтобы на дорогу попадало строго ограниченное, только необходимое количество антиобледенителей.Так что снег идет, но и борьба с ним не стоит на месте. В России его уборкой занимаются все более и более современные машины, наши и зарубежные. Может быть, скоро снегопады перестанут быть Вот тут-то и помогает серьезной заботой дорожных "Шмидт". В его распределитеслужб, а станут чем-то приятлях противогололедных материным и легким?ЗР 2/99113