147
148
1РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫРЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ "Волга" ГАЗ-24-10: регулируем газораспределительный механизм "Газель": меняем ремни ТЕХОСМОТР "Жигули": тормоза на инструментальном контроле ЭКСПЕРТИЗА С хрустом или с треском? РЕМОНТ Рулевой механизм КамАЗа ' "Гранаты" под машиной Принципиальная схема электрооборудования автомобиля "Рено-19" выпуска с 19881та 1994 г. (карбюраторные версии) 12 ОСНАСТКА Универсальный "специалист" БЕЗ КУВАЛДЫ Каждой головке свои втулки"ВОЛГА" ГАЗ-24-Ю: РЕГУЛИРУЕМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМВладимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР "Можайский"3 195810 161820На учебных пособиях - распиленных "волговских" моторах - выросло не одно поколение автомобилистов. Тем не менее этот антикварный двигатель до сих пор в строю. Видимо, ему уготована участь стать "вечным" а потому больше знать о нем - совсем нелишне. Газораспределительный механизм здесь прост и бесхитростен, почти не ломается и вполне отвечает своему назначению - обслуживать малооборотистый, слабофорсированный мотор. Распределительный вал расположен в блоке и получает вращение от коленвала через пару косозубых шестерен. Нагрузки в зацеплении невелики, поэтому шестерня распредвала из текстолита. Это позволило снизить шум и сэкономить металл, а обильная смазка зубьев через специальную трубку делает привод почти безызносным. На шестернях есть метки, совместив которые даже самый неопытный автолюбитель добьется согласованной работы механизма. На распредвал опираются цилиндрические стальные толкатели. Их торцевые поверхности слегка выпуклы (0,11 мм), а кулачки распредвала чуть конические. При работе двигателя кулачок, набегая на толкатель, не только поднимает его, но и проворачивает. Износ у такой конструкции незначительный и равномерный. В толкатели вставлены дюралевые штанги со стальными закаленными наконечниками. Длина штанг для двигателя 24Д 283 мм, для 24-01 (деформированного, под бензин А-76, А-80) - 287 мм. Верхние торцы штанг упираются в регулировочные винты коромысел. Внутри винтов - масляные каналы, сообщающиеся через коромысла и их ось с главной масляной магистралью. Бывает, каналы забиваются продуктами износа, и тогда масло к наконечникам штанг не поступает. Они изнашиваются, теряют свою сферическую форму, и установить нормальный зазор между клапаном и коромыслом неудается. Чуть провернулась штанга - клапан зажат, еще чуть - зазор велик. В нормальном состоянии при работающем двигателе по штангам обильно стекает масло. Это хорошо видно, если пустить двигатель со снятой крышкой головки блока. Масло в ось коромысел поступает через четвертую, последнюю, стойку оси (там есть специальный канал), и поэтому она невзаимозаменяема с остальными. Это, кстати, иногда не учитывают при сборке механизма. Между тем, если стойки поменять местами - масло в ось коромысел поступать не будет. "Плавающие" зазоры могут появиться и при значительном износе втулок и упорного фланца распредвала - кулачки-то конические, а донышки толкателей - сферы. К тому же изношенная втулка первой опоры распредвала, стравливая масло через зазоры, ухудшает смазку газораспределительных шестерен. Клапаны движутся в направляющих втулках, сделанных методом спекания смеси железного, медного и графитного порошков - очень износостойкий, но, увы, не вечный материал. Износ этих втулок ведет к тому, что вдоль стержней впускных клапанов в камеры сгорания попадает масло. Не спасают и маслоотражательные колпачки. Двигатель в этом случае источает голубой дым и непомерно расходует масло. Но это достаточно сложные случаи, когда для ремонта требуются и место, и время, не говоря уже о каких-то знаниях и опыте. Визит на станцию техобслуживания - удовольствие сомнительное и дорогое. Впрочем, на наших машинах полно такого, что должен уметь делать каждый. В газораспределительном механизме это, пожалуй, регулировка тепловых зазоров. Операция хоть и простая, но крайне важная для хорошего самочувствия двигателя. Зазор между клапаном и коромыслом сам по себе не нужен. Но он - гаранЗР 2/99СвоимиСвлами147 тия плотной посадки клапана на седло. Малый зазор, установленный на холодном двигателе, на прогретом исчезнет вовсе, клапан не сядет на седло, будет перегреваться и вскоре прогорит. Ведь он омывается раскаленными газами, а тарелка не сможет прильнуть к спасительному, относительно холодному седлу. Если зазор велик - грохот услышит и глухонемой Герасим. Ударные нагрузки разбивают сопряженные детали торцы стержней клапанов, коромысла, наконечники штанг. Уменьшаются высота и продолжительность открытия клапанов, ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, падает мощность. Конечно, неприятно, но все-таки лучше, чем вариант с зажатыми клапанами. Впрочем, обеих неприятностей можно избежать, если своевременно и правильно отрегулировать тепловые зазоры клапанов. Сделать же это совсем несложно.• Проворачиваем коленчатый вал пусковой рукояткой до тех пор, пока кляп не "выстрелит" Доворачивая рукоятку, совмещаем метку на шкиве коленчатого вала с выступом на крышке газораспределительных шестерен.Снимаем тросик газа через разрез в кронштейне. На штатном кронштейне этого разреза нет, а жаль, поэтому его придется сделать самостоятельно. Для этого вывернем упор троса и распилим ушко ножовкой.Проверяем зазоры между клапанами и коромыс- , лами первого цилиндра. Они должны быть в пределах 0^5-0,40 мм. (У крайних - первого и восьмого - клапанов головки - 0£0-0£5 мм.) Проверять и регулировать зазоры надежнее последовательно двумя щупами: толщиной 0,35 (0,30) - проходит Ключом "на 12" ослабляем крепление троса газа свободно, 0,40 (0,35) - нет. В скобках на секторе дроссельных заслонок карбюратора и толщина щупов для первого и восьмого клапанов. снимаем трос.На остывшем до комнатной температуры двигателе ослабляем два хомута патрубков вентиляции картера и снимаем их с клапанной крышки.Отворачиваем шесть винтов крепления клапан ной крышки... Отрегулировав зазор, ключом "на 10" или отверткой удерживаем регулировочный винт, а ключом "на 14" затягиваем контргайку и еще раз проверяем зазор. Выставив зазоры на первом цилиндре, поворачиваем коленчатый вал на пол-оборота и повторяем операции 9-10 с клапанами второго цилиндра. Еще пол-оборота - четвертого и, последний раз, через пол-оборота коленчатого вала - третьего. Этот способ регулировки наиболее достоверен - он гарантирует плотную посадку клапанов в момент начала рабочего хода, когда давление и температура в цилиндрах наибольшие. На старых двигателях даже после самой тщательной регулировки стук клапанов может сохраниться из-за неравномерного износа кулачков распредвала. Увы, устранять его, уменьшая зазоры, нельзя - клапаны прогорят! СвоимиСилИМИКлючом "на 10" отворачиваем штуцеры вакуумной трубки от прерывателя и карбюратора и снимаем ее. ...и снимаем ее.Иаж!Ключом "на 19" отворачиваем две гайки упора Выворачиваем свечу первого цилиндра и вставляем в отверстие пробку из скомканной бумаги. троса на кронштейне клапанной крышки.148ЗР 2/994