154
155
РЕМОНТРУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ КАМАЗАВладимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР "Можайский' Руководство по эксплуатации и ремонту автомобилей КамАЗ предписывает ремонтировать рулевой механизм исключительно в специализированной мастерской и поручать это квалифицированным специалистам. Только где таких напасешься? К тому же дорого. Но небольшой ремонт вполне можно одолеть своими силами. Замена манжет и втулок вала сошки - типичная неисправность, которая поддается ремонту "на коленке" Провоцирует беду неподходящее или грязное масло в системе гидроусилителя, длительное движение с вывернутыми до упора колесами или пренебрежение прогревом масла. После долгой зимней стоянки, пустив двигатель, нелишним будет слегка покрутить рулем. Если этого не делать - масло разогреется лишь в насосе и золотниковом механизме, а в рулевом останется холодным - отсюда и износ втулок, разрывы манжет. Со временем из-под вала сошки начинает сочиться масло. Сначала каплями, дальше - больше. Насос гудит, а руль становится "тяжелым" Не принять меры - значит вывести насос из строя: без масла быстро изнашивается его статор и лопасти ротора. Вскоре доливка масла в бачок насоса гидроусилителя становится ежедневной операцией. Пора браться за ремонт. Если заменить только манжету результата не будет. Изношенные втулки оставляют валу такую свободу, что никакая резина не устоит. Для ремонта снимаем рулевой механизм с автомобиля.Наносим несколько сильных ударов по бобышке сошки вдоль оси, пока палец не отделится от гнезда. Если сошка закреплена гайкой - отвернуть ее лучше на автомобиле, используя сам гидроусилитель. Для этого выворачиваем руль вправо, затем ключ, удлиненный трубой, надеваем на гайку, а трубу опираем о пол. Пускаем двигатель и поворачиваем руль влево. Проворачиваясь, вал сошки освободится от гайки. Отворачиваем от рулевого механизма подводящую и отводящую трубки и, чтобы не стекало масло из бачка насоса, закупориваем их подручными средствами (деревянными пробками или ветошью).Шестигранником "на 12" отворачиваем пробку картера рулевого механизма и, вращая руль влево-вправо, сливаем масло. Разрезная сошка снимается легче - достаточно отвернуть два стяжных болта.Расшплинтовываем...Прежде чем снять сошку, пометим кернером ее положение на шлицах. Предусмотренные для зтого сдвоенные шлицы можно потом не разгляРасшплинтовываем клиновой палец нижнего ф карданного шарнира... деть и неправильно закрепить сошку. Своимимшми 10154ЗР 2/99 I*..отворачиваем гайку. Снимаем упорное кольцо наружной манжеты...Обстукивая молотком по периметру, устанавливаем наружную манжету, поверх нее резиновый пыльник и стопорное кольцо.щ ...выбиваем палец и сдвигаем вилку кардана с вала рулевого механизма.Изнутри картера устанавливаем стальное кольцо ...изнутри выбиваем старую наружную.. и манжету. Обратите внимание: самоподжимные кромки обеих манжет ориентированы внутрь рулевого механизма. Ключом "на 24" отворачиваем четыре болта, крепящих рулевой механизм к кронштейну рессоры. Собираем и устанавливаем на ав ­ томобиль отремонтированный механизм, доливаем масло в бачок насоса гидроусилителя, но прежде чем соединить сошку с рулевой трапецией, прокачиваем гидросистему...и снаружи внутрь - внутреннюю манжету.Снимаем механизм с автомобиля, моем и ключом Ъ"на IT отворачиваем девять болтов крышки.Надеваем на клапан резиновый шланг и опускаем другой его конец в подходящую емкость (удобна пластиковая бутылка). Оправкой для запрессовки выбиваем изношенТяжелым молотком со стороны сошки аккуратно выбиваем вал вместе с крышкой. 20 • ( ную втулку и вместо нее устанавливаем новую. Дапьше порядок такой: 1. Пускаем двигатепь. 2. Поворачиваем руль до упора влево и ключом "на 14" немного отворачиваем клапан. Скопив1 ш:шиеся под ним воздух и масло будут вы ­ ходить до тех пор, пока мы удерживаем руль в крайнем положении. 3. Через несколько секунд отпускаем руль, заворачиваем клапан и доливаем масло в бачок насоса. 4. Поворачиваем руль до упора вправо и снова возвращаем влево. Повторяем пункты 2, 3, 4 до тех пор, пока из клапана не будет выходить масло*Снимаем большое и малое резиновые уплотнительные кольца. Если они не повреждены, то можно вторично использовать их при сборке.без примеси воздуха, и, лишь после того Разверткой диаметром 58 мм обрабатываем запрессованную в картер втулку. как гидросистема полностью прокачана, соединяем сошку с рулевой трапецией. ЗР 2/9911СВОИМИСИЛ!ами155