Едва ли найдется столь наивный человек, чтобы верить всяким рыбацким и охотничьим рассказам. А вот шоферским байкам почему-то верят, хотя правды в них не больше. Одно из наиболее распространенных поверий в России - "машины с автоматической коробкой передач непригодны для зимней езды". Мы решили это проверить.МОРСКИЕ свинкиВ качестве подопытных выступили два "Мицубиси-Галант" последнего поколения. Полностью идентичные по комплектации, эти машины с мощными V-образными шестицилиндровыми моторами, АБС и противобуксовочными системами были обуты в совершенно одинаковые шины "Бриджстоун-Потенца RE 88" размером 195/60R15. Единственное различие - коробки передач. Один автомобиль был оснащен пятиступенчатой механической коробкой, другой - новейшей разработкой "Мицубиси" - четырехступенчатым гидромеханическим "автоматом" INVECS-II с адаптивной настройкой переключения. Не будем останавливаться подробно на конструктивных особенностях "автомата", отметим только его основные возможности В автоматической коробке - четыре ступени, у селектора управления соответственно четыре положения для движения вперед: D - с использованием всех передач, 3 - е использованием трех низших передач; 2 - е использованием двух низших передач; L - на первой передаче. При нажатой кнопке "Hold" во всех положениях34ЗР 2/99 *%ЕГ ПО КРУГУ Почему по кругу? Потому что это своего рода бесконечный поворот, на котором можно проанализировать поведение машины на пределе сцепных свойств шин. В нашем случае водитель должен был вести автомобиль по кругу диаметром 80 метров с максимально возможной скоростью. При этом оба "подопытных" выполняли задания как с включенной, так ис отключенной противобуксовочной системой. Полученные результаты приведены в табл. 1. Медленнее всего прошел круг (37,7 км/ч) автомобиль с механической коробкой передач и включенной противобуксовочной системой. Машину с трудом удавалось удержать на траектории, она с большим запаздыванием реагировала на фсброс газа, недостаточно активно шла внутрь поворота. Еще хуже обстояло дело при выходе из начинавшегося заноса противобуксовочная система "душила" двигатель, не давая ведущим колесам "вытянуть" автомобиль. С отключенной системой дело пошло на лад - Талант" превратился в хорошопрогнозируемую переднеприводную машину. И хотя неважные сцепные качества шин и мощный мотор требовали виртуозной работы рулем и педалями, скорость заметно возросла (40,5 км/ч). Самой легкой в управлении проявила себя машина с автоматической коробкой передач и противобуксовочной системой. Занос при сбросе газа начинался плавно и медленно, позволяя справиться с ним, не срывая ведущие колеса в пробуксовку. В результате - высочайшая стабильность от круга к кругу и наивысшая скорость (41,3 км/ч). С отключенной противобуксовочной системой "автоматический" "Мицубиси" стал более активно реагировать на действия водителя. Однако точно дозировать тяговую силу на колесах оказалось весьма непросто, и скорость немного снизилась (40,2 км/ч), СПРИНТЕРСКИЙ ЗАБЕГ Разогнать машину на укатанном снегу до 100 км/ч не простое занятие. Мощный двигатель 'Таланта" легко срывал колеса в пробуксовку даже на более высоких скоростях, так что противобуксовочная система казалась совсем нелишней. Машина с механической коробкой передач разгонялась уверенно, но противобуксовочная система не давала мотору показать свою мощь. Опыт водителя-испытателя с многолетним стажем позволил легко одержать победу над бездушной электроникой - с отключенной противобуксовочной системой время разгона сократилось в среднем на 2,7 с (табл. 2). Автомобиль с "автоматом", наоборот, вышел вперед с помощью электронной противобуксовочной системы, а не мастерства водителя. Ощутить начало пробуксовки колес с "автоматом" весьма и весьма трудно. А вот режим "Hold", благодаря которому разгон проходил на второй передаче, позволил отыграть еще попторы секунды при включенной противобуксовочной системе. В режиме "Hold" даже без помощи электроники удалось разогнаться на 4с быстрее, чем в стандартном. Надо особо отметить "интеллект" коробки передач, даже при интенсивной пробуксовке и сбросе газа не включалась высшая передача. В резупьтате автомобиль с автоматической коробкой вышел в лидеры со значительным отрывом. ТОРМОЗЯ, ТОРМОЗИСЬ Что важнее; разогнаться на зимней дороге или затормозить? Ответ очевиден. Как и подобает современному скоростному автомобилю, оба 'Таланта" оснащены антиблокировочной системой тормозов (АБС). Со своими обязанностями она справляется превосходно, позвопяя автомобипю сохранять возможность маневра даже при экстренном торможении. Однако на укатанном снегу торможение с АБС менее эффективно, чем с частичной блоки-Табтца 1 СКОРОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ КРУГОВОГО МАРШРУТА. покрытие - укатанный снег. темпес-aTVDa - 7° С Автоматическая КП ВыклюАБС,ПБС Выключены чены Средняя по 10 35.2/37,7' 40.5/40,3' 41,3/40.5' 40,2/38,7' кругам, км/ч ' На I передаче механически* КП или е положении I " селектора АКП. Скорость АБС, ПБС Таблица 2 РАЗГОН С МЕСТА ДО 100 км ч. покрытие - укатанный снег, температура • 7° С Автоматическая КП Механическая КП Время ПБС Выключена ПБС ПБС "Hold" Выключена "НокГ Среднее значение 28,3 25,6 22,6 22,9 21,1 26,9 по 5 заездам Лучшая попытка, с 21,6 18,2 20.9 19,1 19,5 18,6 Механическая КПЗР 2/9935 ровкой колес, которые нагребают перед собой снег. В этом случае машина останавливается быстрее. Правда, пользоваться приемом нужно аккуратно. Замеры это подтвердили (табл. 3). Преимущество же машины с "автоматом" можно объяснить только тем, что на передние колеса у нее приходится на 20 кг больший вес. Кстати, усилие на педали тормоза на машине с механической коробкой оказалось выше, что позволяло точнее дозировать замедление, но не помогло победить в этой дисциплине. УМНЫЙ В ГОРУ НЕ ПОЕДЕТ? Обледенелый подъем на зимней дороге - вещь обыденная. И хотя Московская область не Швейцария, уклоны до 12% встречаются и здесь. Какова же разница в преодолении подъемов на машинелишь с третьей попытки, после того, как пробивали колею. Тогда решили попробовать трогаться с места по накатанной колее. Подъем крутизной 10 % остался неприступен, а вот 8процентный неожиданно выявил разницу. При плавном нажатии на педаль газа "Мицубиси" с автоматической коробкой легко трогался и даже разгонялся, а машина с "механикой", несмотря на все старания водителей, срывалась в пробуксовку и... оставалась на месте. Более того, даже на подъеме в6 % тронуться с обычной коробкой передач было крайне сложно - противобуксовочная система занимапась явным саботажем, убирая тягу на колесах в самый неподходящий момент. Только отключив ее и ювелирно работая педалями сцепления и газа, с большим трудом и далеко не с первой попытки удалось сдвинуться с места. Таблица 3ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (• скобках - данные для модификации с АКП) Общие данные число мест - 5: снаряженная масса - 1290 (1310) кг: полная масса - 1880 кг: максимальная скорость - 225 (215) км/ч; расход топлива в условном загородном и городском циклах - 6,7; 13 (7; 13,3) л/100 км; запас топлива - 64 л. топливо - неэтилированный бензин АИ-95. Размеры, мм: длина - 4630; ширина 1740; высота - 1415: база - 2635; колея спереди/сзади - 1510/1505; дорожный просвет 140 мм; обьем багажника - 470 л; радиус поворота - 5,7 м. Двигатель: шестицилиндровый, Vобразный, с распределительным впрыском топлива, четыре клапана на цилиндр; расположен спереди поперечно: рабочий обьем 2498 см 3 ; диаметр цилиндра и ход поршня 81,0x80,8 мм: степень сжатия - 9.5; мощность 120 кВт/163 л.с. при 5750 об/мин; максимальный крутящий момент - 223 Нм при 4500 об/мин Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая (автоматическая четырехступенчатая); передаточные числа: I - 3.58 (2,84); II - 1,95 (1,53): III - 1,38 (1.0); IV - 1.03 (0,71); V - 0.77; з.х. - 3.36; главная передача - 3,72 (3,77). Подвеска: независимая, со стабилизаторами поперечной устойчивости, спереди - на двойных поперечных рычагах, сзади - многорычажная. Тормоза: дисковые гидравлические, с вакуумным усилителем и АБС, передние - вентилируемые Рулевое управление: реечное, с усилителем. Размер шин 195/60 R15ТОРМОЖЕНИЕ СО СКОРОСТИ 100 км'Ч, покрытие - укатанный снег, температура - 7° С Автоматическая КП Механическая КП Тормозной путь, АБС, нейтраль АБС, передача нейтраль передача АБС, нейтраль АБС.О нейтраль Dм 156.4 146,5 143,8 134 9 1639 Средний по 5 заездам 159,6 148,5 142,5 142,2 140.5 151,2 1473 140,1 155,8 Лучшая попытка 128,8 122,8с "автоматом" и с механической коробкой передач? Обильный снегопад подготовил прекрасную "полосу препятствий" - подъемы крутизной 6 , 8 , 1 0 % , засыпанные свежим снегом. По 15-сантиметровой цепине обеим машинам удалось взять лишь 8-процентный подъем. Подъем в10 % (100 м на 1 км) без разгона не дался никому, а с разгонаПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДЪЕМОВ Подъем, Механическая КП покрытие ПС Отключена Б 6%, рыхлый +/-• •/8% рыхлый 10%, рыхлый 6%, укатанный +/+/+ 8%. укатанный +/10%, укатанный +/+/* Преодопент'троганьеТаблица 4В чем причина? На подъемеоченьважно плавно увеличивать крутящий момент на колесах, не допуская пробуксовки. Увы, обычное сцепление даже под руководством опытного водителя сделать это не в силах, а гидротрансформатор может передавать крутящий момент и при минимальной скорости вращения колеса. Плавность работы и есть ключ к успеху.Автоматическая КП ПС Отключена Б-/ч-+н-+/+/+/+ +/+ +/-+/+/--/--/ЩФ +/-#•ВМЕСТО ВЫВОДА 3:0 в пользу "автомата" - честно скажем, мы такого не ожидали. Но цифры свидетельствуют: с механической пусть данный лишь частный доверяя коробкой "автомату", передач. И зимой можно ездить даже уверенней, чем материал случай подтверждаетс "Мицубиси-Гаочень современлант", оборудованным казателен.ным и "умным" автоматом", он весьма поРедакция благодарит СП "Диамант" за предоставленные автомобили. Подробная информацияв разделе "Цены дилеров". •