128
шыилюглf)№,тшновременно - тормозной педали. Расторможенные колодки как бы повисают на рычагах ручника, а не на своих основных ограничителях. Вспомните, в автомобилях ВАЗ-2101 первых выпусков это были специальные эксцентрики, с помощью которых колодки - по мере их износа - нужно было подводить к барабану. На ВАЗ-2103 уже появился (правда, не очень совершенный) авхПочему отказывает стояночный тормоз, как он влияет на рабочую тормозную систему автомобиля и как добиться его надежной и долгой работы?Анотолий БОГОМОЛОВ Трудно найти другую систему автомобиля, которая претерпела бы столь мало изменений за всю свою историю. Конструкция ручного тормоза проста и практически одинакова у "копейки" 70-х годов и многих современных иномарок: рычаг (или педаль, как в "Мерседесе") натягивает систему тросов (рис. 1), а те - уже через другие рычаги - приводят в действие тормозные колодки. Казалось бы, и ломаться нечему. Однако дефектов хватает. Главный из них - потеря подвижности тросов из-за коррозии, вызванной солью, грязью, водой. Но есть факторы, резко ускоряющие саму коррозию - о них и пойдет сегодня разговор. В качестве примера возьмем "Жигули", хотя и владельцам других машин наши рекомендации, надеюсь, пригодятся. В мастерской вам отрегулировали ручник. Прекрасно. Теперь, медленно вытягивая рычаг до упора, посчитайте, сколько будет щелчков. Многие механики стремятся затянуть трос чуть ли не до двух-трех щелчков. Дескать, ручник будет держать лучше, да и гаишник не придерется, а когда трос вытянется и колодки износятся, то и до четырех-пяти щелчков, упоминаемых в руководстве по ремонту, - рукой подать... Но беда в том, что при этом ход тросов 3и 11 (см. рис. 1), как и колодок, очень мал, а это-то и благоприятствует... коррозии: малоподвижный трос не смазывается даже теми остатками смазки, которую, будем полагать, заложили при сборке, и не очищается от ржавчины. В итоге рычаг 1 придется тянуть двумя руками. Но этим работа коррозии не ограничивается! Перетянув трос ручника, вы получаете уменьшенный ход колодок (малые зазоры между ними и барабаном) и одется времени, чтобы вновь "закис" и застопорился один из поршней. В этом случае его колодка уже не прижмется к барабану, другая же работает, вызывая упругий перекос всего тормозного щита и его самовозбуждающиеся ("срывные") колебания, пугающие водителя и пассажиров. Так что, если при торможении вы ощутили сильную вибрацию задних тормозов, то виновником беды скорее всего оказался усердно перетянутый ручник. Кстати, хотя "смелого пуля боится и штык не берет" (любителей ездить с неисправными тормозами у нас достаточно!), все же учтите - эта вибрация далеко не безобидна и очень успешно разрушает машину! Наконец, при малых зазорах между колодками и барабаном зимой вы можете вообще не отъехать от стоянки, если вечером была оттепель, а к утру ударил мороз. Примерзшие к барабану колодки - отличное противоугонное средство! Итак, ход ручника не должен быть меньше положенного, можно даже увеличить его до шести-семи щелчков собачки. Предоставьте автомату возможность работать, а поршням - хорошенько шевелиться, вовремя заменяйте тормозную жидкость, чаще проверяйте состояние пыльников, защищающих поршни, - и риск коррозии будет сведен к минимуму. Как правильно вы1 брать, установить ив2 дальнейшем обслуживать 1 ручник? Предвижу реплиJJKW недовольных: "Еще и| обслуживать! Автосервис I" этого не делает, а самому лежать под машиной... томат в виде фрикциона в самой колодке, Увольте!". Что ж, времена меняются: кто-то решавший эту задачу. Сегодня зазоры мене замечает даже алых контрольных ламжду колодками и барабаном устанавливает почек на панели приборов! Можно ежегодавтомат, встроенный непосредственно в но менять трос ручника - позволили бы рабочий тормозной цилиндр: свободный средства. Но почему - с меньшими затраход поршней составляет 1,25-1,65 мм. тами! - не поддерживать его в работоспоПри перетянутом ручнике ход колодок собном состоянии? Мой опыт показывает, и поршней гораздо меньше - малоподвижчто при несложном уходе ручник служит ность последних обычно и решает их судьуже восемь лет даже в Москве с ее набу: коррозия быстро делает свое дело. сквозь просоленными зимними улицами. Дальше происходит то, что знакомо многим: Покупая новый ручник, проверьте качепри торможении слышен страшный рык задство троса: проволочки должны быть плотно них тормозов - кажется, что от вибрации свиты, без каких-либо огрехов. На месте ли машина разваливается. Заменишь тормоззащитные резиновые трубки? Они предохраной цилиндр - дефект на время исчезнет, няют оболочки троса от контакта со штангачтобы через месяц, два или год возникнуть ми подвески и выпускной трубой. Если вмевновь. Вопрос лишь в том, сколько потребусто толстых резиновых трубок вы видите128ЗР 2/99