96
97
ЗАБЫТЫЕ МАРКИГИГАНТ "МДЙБДХftТе, кто видел "живьем" автомобили, названные именем великого немецкого конструктора, рассказывали о них легенды.Сергей КАНУННИКОВ. Рисунок Александра Краснова способный соперничать по мощности, комфорту и надежности с самим "Роллс-Ройсом". Даже эмблема "Майбаха" - две буквы М ("Майбах Моторенбау") намекала на со- л перничество с двумя британскими R. " Начали, как и подобало моторостроительной фирме, с постройки достойного двигателя. Его назвали "Майбах-\Л/2". Это была рядная "шестерка" объемом 5,8 л, которая развивала 72 л.с. Моторы поначалу устанавливали на автомобили "Спикер-С4" - их выпускала известная в то время авиационно-автомобильная голландская фирма. Но уже в 1921 году в Берлине состоялась премьера модели "Майбах-\Л/3" с этим двигателем. Конструкторам удалось воплотить в машине все достижения автомобилестроителей того времени, дополнив их богатым авиационным опытом. "Mau6ax-W3" стал первым немецким автомобилем с тормозами (правда, механическими) на всех колесах. Не доверяя никому производство наиболее ответственных узлов, на мотор поставили сдвоенный карбюратор Щ собственной конструкции и собственного изготовления. Но кузова, по тогдашней традиции, все же поручали делать признанным мастерам, коих в Германии хватало. Как и многие другие производители автомобилей высокого класса, фирма строила только двигатели и шасси. Величественные кабриолеты и лимузины выходили из мастерских Кристиана Ауэра, Йозефа Нейсса, Франца Паплера и Германа Шпона. Довольно скоро "Майбах-У\/3" стали называть Traumauto" - автомобилем-мечтой. Ездить на "Майбахе"? Гражданам разоренной войной Германии такое могло только присниться. Это был автомобиль элиты, самых преуспевающих и богатых. Модель "W-3" выпускали до 1928 года, когда ее сменил "Майбах-У\/5" с почти семилитровым двигателем (6995 см3) мощ- Г ностью до 120 л.с. Наиболее старый из со-Едва ли не самым притягательным для публики в дни Токийского автосалона 1997 года стал роскошный экспонат под полузабытым именем "Майбах". У любителей истории эта громкая премьера, естественно, вызвала ассоциации с другим автомобилем, многих сводившим с ума в 20-е-30-е годы своей огромностью, совершенством и комфортом. Он тоже назывался "Майбах". Фирма "Майбах Моторенбау" была основана в 1910 году в городе Фридрихсхафене на берегу Бодензее одним из отцов современного автомобиля, человеком, которого уже при жизни называли королем конструкторов - Вильгельмом Майбахом (ЗР, 1998, №2). Моторостроительное предприятие довольно быстро приобрело известность, и прежде всего мощными двигателями для популярных тогда летательных аппаратов - дирижаблей "Цеппелин". После первой мировой войны, когда старший Майбах уже отошел от дел, завод под руководством его сына Карла готовился к произ- р> ,% * ? водству новой продукции. Это было вынужденное решение: Версальский мирный договор запрещал Германии иметь собственную авиационную промышленность. На "Майбахе", как и на некоторых других, как теперь сказали бы - оборонных предприятиях, объектом производства вы-Первый автомобиль из Фридрихсхафена - "Майбах-№3". Лимузин "Майбах-WS".Легендарный "Цеппелин". брали автомобиль. Но большинство "конверсионных" заводов взялись за суперпро-_ стые и дешевые машины - так называемые циклокары, а возле Боденского озера не покладая рук проектировали автомобиль,96ЗР 2/99 БРАТ ЦЕППЕЛИНАхранившихся по сей день "майбахов" именно такой. Некогда на нем ездил личный врач знаменитого тенора Карузо. Симпатии сильных мира сего были уже завоеваны. А нельзя ли удивить их, а заодно и конкурентов, чем-нибудь еще более впечатляющим, достойным фирмы, основанной Вильгельмом Майбахом? В том же 1928 году была представлена версия "W5 SG" (Schnellganggetriebe - быстрое переключение передач). Первую передачу и задний ход двухступенчатой коробки включали обычным рычагом, а для включения второй достаточно было просто сдвинуть маленький рычажок под рулем и нажать педаль сцепления. Труд водителя облегчала хитрая пневмосистема. Стилистика кузова "майбахов" несла в себе что-то граничащее с гигантоманией в сочетании с типично немецкими строгостью и рационализмом. Покупателями автомобилей из Фридрихсхафена были не просто богатые, а очень богатые, потому и цены на "майбахи" выглядели астрономическими. В начале 30-х только шасси "W-6" стоило 16 000 рейхсмарок. Для сравнения: за шестицилиндровый седан "Вандерер" просили 6250 марок, а за спорткабриолет НАГ с восьмицилиндровым мотором - 1 5 000. В год смерти Вильгельма Майбаха (1929) завод напомнил о своем "воздухоплавательном" прошлом, представив модель "Майбах-ОЭ7 Цеппелин". Суперавтомобиль оснастили мотором, который стал, по сути, развитием двигателя знаменитого дирижабля "LZ-129 Граф Цеппелин". Двенадцатицилиндровый агрегат рабочим объемом 6962 см 3 развивал 150 л.с. "Майбах-Цеппелин" поражал не только техническим оснащением и размерами, но и идеальной отделкой, бесшумностью работы двигателя и трансмиссии. Правда, этого руководству фирмы показалось мало. В следующем году на родине "испано-сюиз" и "деляжей", в Париже выставили роскошный черный кабриолет ателье "Саутшик"-"Майбах-ЦеппелинDS8". Рабочий объем мотора увеличили до 8 л, а мощность возросла до 200 л.с. Гигант развивал скорость 160-170 км/ч. Не каждый спортивный автомобиль того времени мог похвастаться такой резвостью. Характеристики двигателя позволяли на четвертой (!) передаче разгоняться с 10 до 60 км/ч за 10 секунд. Не только сверхмощный мотор и огромный кузов (вес у ,. "DS8" - около трех тонн) - у Щ^ "майбахов" все должно было быть самым-самым. В 1937-1939 гг. на "цеппелинах" устанавливали семиступенчатую (!) коробку передач, а по заказу их оснащали вакуумным усилителем тормозов. Кузова как правило, лимузины и пульман-кабриолеты - поставляла известная фирма "Спон". Салоны "майбахов", даже по современным меркам, были роскошны и изысканны - экзотические отделочные материалы, радиоприемник, мощный отопитель. Модель "DS-7" выпускали до 1933 года, а модель "DS-8"-до 1939-го. "Майбахи" попадали в гаражи богатейших промышленников, финансистов и, конечно, звезд кино, эстрады. Скажем, знаменитый американский певец и актер Эл Джолсон был владельцем не только "Изотты-Фраскини" и "Мерседеса", но и "Цеппелина". Автомобили для избранных строили как океанские лайнеры - медленно, кропотливо и, конечно, в очень ограниченных количествах. В 1931 году, например, было сделано всего 67 машин. 1935 год отмечен попыткой фирмы стать чуточку демократичней - она начала производство "дешевого" "Майбаха-SW 35", с новым шестицилиндровым двигателем (3350 см 3 ,140 л.с). Передняя и задняя независимые подвески обеспечивали пассажирам неплохой комфорт. На салонах в Берлине и Париже выставляли прототип на шасси "SW 35" с обтекаемым аэродинамическим кузовом работы знаменитого Пауля Ярая. Впрочем, дешевыми шестицилиндровые автомобили можно было назвать только вОдна из последних моделей - "SW 42".ftСпортивный кабриолет работы ателье "Шпон" на шасси "Цеппелина".*»сравнении с "Цеппелином". В 1938-м "Майбах-SW 38" стоил 17 600 рейхсмарок, в то время как маленький "ДКВ Майстер-класс" 2350, а популярный БМВ-326 - 5500 марок! Последней шестицилиндровой моделью стал "Майбах-SW 42" 1939 года (140 л.с). "Майбаху" не суждено было стать официальным автомобилем Третьего рейха. Гитлеровское окружение предпочитало "мерседесы", а начавшаяся война и вовсе вынудила фирму свернуть производство автомобилей. Тогда уже самым богатым было не до сверхдорогих лимузинов. После 1939-го завод продолжал производить мощные двигатели - их устанавливали на разного рода военную технику, в том числе выпускаемую концерном "Ауто-Унион". Всего было построено около 2000 "майбахов", но слава этих автомобилей с годами только росла. Сохранившиеся экземпляры бережно хранят коллекционеры. Даже в каталогах автоантиквариата их практически не встретишь. В 60-е годы в Германии учредили клуб поклонников знаменитой марки, и среди основателей его был граф Меттерних и внучка Вильгельма, дочь Карла Майбахов - Ирмгард. Примерно тогда же завод в Фридрихсхафене перешел в собственность концерна "Даймлер-Бенц АГ". Круг замкнулся - Вильгельм Майбах большую часть жизни проработал на фирме "Даймлер" и во многом способствовал ее расцвету. Сейчас предприятие выпускает мощные дизели для тепловозов и судов. "Майбах" конца 90-х, представленный фирмой "МерседесБенц", базируется на платформе и узлах "Мерседеса" S-класса. Время великих одиночек прошло. Сейчас даже мощнейшему концерну не под силу создать "с нуля" автомобиль, ставший бы достойным преемником традиций, заложенных машинами великой марки "Майбах".ЧЗР 2/9997