7**wi змию mРепортаж с попыткой исторического экскурса.* В трехстах километрах от Москвы, в пятидесяти от Смоленска на речке Вопь стоит небольшой городок Ярцево. Энциклопедический словарь сообщает: "Железнодорожная станция, хлопчатобумажный комбинат, чугунолитейный и дизельный заводы; 55 тысяч жителей". Город тихий, спокойный - обычный российский райцентр.ПКНШЕИИ0С1ИВ одном корпусе расположились пять цехов. Между ними свободно проезжает автобус. Оборудование - современные импортные линии (увы, жестко настроенные на один тип моторов). Сборочный конвейер в варианте "150 тысяч дизелей" - всего 112 рабочих мест и 24 (!) автоматизированных поста. На испытательной станции проверяют все до единого двигатели: максимальные мощность, крутящий момент, температуру масла, охлаждающей жидкости, газов... Один мотор из партии разбирают для детального контроля. Заводчане надеются - поверит покупатель в ярцевские моторы, ЗИЛ станет брать больше агрегатов. Выпускаемые ныне ежемесячно примерно 1000 грузовиков семейства 4331 делят поровну трое: производство двигателей самого АМО, ярославский и ярцевский моторные. Для рентабельности надо ежемесячно собирать 500-600 дизелей. Или... менять производство.В начале 80-х, в рамках программы "дизелизации автопарка страны", здесь решили отстроить гигантский моторный комплекс, филиал ЗИЛа. В чистом поле за городом возвели два мощнейших завода: моторный на 150 тысяч дизелей в год и чугунолитейный на 500 тысяч тонн продукции. Само собой, второе предприятие стало бы крупнейшим в Европе (моторному "помешал" КамАЗ). В 1987-м запустили литейный; четырьмя годами позже пришел черед дизельного. % Промышленный бум Ярцево переживало дважды.Пока завод делает две модификации 1995-м - до 300, в 1996-м - как говорят в мотора (185 и 210 л. с). Попытки расширить сводках погоды, около нуля. Это при сдангамму предпринимают конструкторы-двиганых мощностях на 44 тысячи моторов в телисты. Сейчас готовят версию с турбонадгод, введенных площадях - на 75 тысяч, дувом (225 л. с), укладывающуюся в нормы Евро II. Но и этот агрегат не ждет ажиотажпроекте-на 150! Хлудову тоже не особенно везло с фабный спрос. Есть идея мотора поменьше V-образной "шестерки", которую можно пусрикой. Прославилась она... стачкой. В 1880-м тить по жестким линиям с "двухцилиндрорабочие, раздраженные штрафами и снижевой" фальшсекцией. В тисках несгибаемой Своим появлением на картах оно обянием зарплаты на 10%, забастовали. Акция зано индустриальному подъему прошлого окончилась через три дня вызовом воинской массовой технологии не разыграешься... века. В 1872-1877 гг. купец Хлудов построкоманды. К январю 1881-го состав работаюНа хлудовской фабрике, если верить ил здесь бумагопрядильную фабрику. До щих почти полностью обновился. (До стачки истории, бастовали частенько - в 1905, на советских "строек века" предприятию, кофабрике трудились 2600 человек.) 1906, 1911, 1913, 1916 годах. С 1917-го, санечно, было далеко, но по тем временам Кстати, столько же сегодня на дизельми понимаете, установилась тишина. Одфабрика была довольно крупной. ном (а было 10 тысяч). Ярцево, построив нако хлопчатобумажное "дело" есть в ЯрУвы, заявленных объемов производзавод, обзавелось и новым жилым райцево и поныне. Ходят даже легенды, что ства филиал ЗИЛа так и не достиг. Ярцевоном Пионерный, едва ли не большим, чем именно ему город обязан появлением диский "Двигатель" пал жертвой гигантомастарый город. Но автограда, как в Тольятзельного колосса. На х/б-комбинате трудинии. Ну куда, скажите, каждый год девать ти или Набережных Челнах, из него не полись в основном женщины. Демографиче150 тысяч одинаковых дизелей несуразной лучилось. Разочарованные в "Двигателе" ская ситуация в Ярцево давала крен... Чтоб ее выправить, и придумали в Госпламощности 185 л. с ? Грузовики такого класуходили на вольные хлеба - благо, Смоса (способные везти 5-10 тонн) во всем ленск рядом, и Москва недалеко, и оживне именно здесь заложить "мужские" литейное и моторное производства. мире весьма малочисленны, применяются ленная трасса "Беларусь". в довольно узких областях. В общем, когда Крестник бунтарской фабрики ХлудоТеперь, наверное, трудно посчитать, машины перестали распределять, выяснисколько и какой валюты вложили некогда в ва получился ей под стать - с негладкой лось, что добром их покупать в прежних два гиганта. Литейный, обросший непосудьбой. Те начали с купца, "довоевались" количествах никто не собирается. мерными долгами, закрыли вовсе. Молодо революции. Эти - наоборот, стартовали дые березки, стихийно разросшиеся вокруг унылых корпусов, начинают походить на лес. А дизельный... в эпоху социализма, с немеряным капиталом, сейчас мыкаются. Может, что-то в зеркале подправить?Двигатель ЗИЛ645: "тренировочный" макет для обучения рабочих.Пик производства дизельных двигате# л ейв Ярцево пришелся на 1994 год, тогда делали около 1200 моторов в месяц. ВЗР 3/9967