98
99
БЫЛОЕВЕРНЫЙ ВЫБОР "ОПЕЛЯ"Ставка на массовый автомобиль обеспечила марке долгую жизнь и всемирную популярность.Владимир АРКУША Фото из архива 'Опеля"• Й4а '//шЪЯтЖШтатвШт..!Сразу уточним: в нынешнем году отмеря 1899 года, положило начачают не юбилей фирмы "Опель", а 100-летие ло автомобильному заводу ее автомобильного производства - пред"Опель" в Рюссельсхайме, приятие родилось почти на 40 лет раньше, в близ Франкфурта-на-Майне. 1862-м. Попутно заметим, что Адам Опель Знакомство с моделями основатель фирмы, чье имя она носит по конкурирующих фирм вскосей день, - не выпускал автомобилей: соре убедило братьев, что мастояние и известность он приобрел, налашины "Опель-Лутцманн" не див промышленное изготовление швейных поспевают за техническим машин. В 80-е годы Опель не без колебаний прогрессом. Собрав 65 авблагословил производство велосипедов - томобилей, фабриканты в эти машины претендовали на роль общедо1901 году расторгли согластупного транспортного средства. шение с Лутцманном; их ноПерспективы автомобиля многие оцевым партнером стал француз Александр нивали более сдержанно - однако сыновья Даррак. Детально изучив особенности его Адама Опеля (см. ЗР, 1998, № 12) унаследоконструкций, уже в 1902 году братья предвали от отца, скончавшегося в 1895 году, ставили на Гамбургском автосалоне "Мообостренный интерес к техническим новинторваген" собственной разработки. Дело кам и изобретениям, а еще - особое предпринимательское чутье. Оно не только подсказало, что за автомобилями - будущее, но и заставило искать, как сказали бы нынче, стратегического партнера. Им стал Фридрих Лутцманн - владелец мастерской под громким названием "Анхальтише моторвагенфабрик", где за четыре года было изготовлено"Опель патент-моторваген системы Лутцман- ' на" (1899 год). Справа, за штурвалом - Генрих Опель. Двигатель - 1 цил., 1545 см3, 3,5 л. с, расположен горизонтально. Скорость - 20 км/ч.мобилей - высокой. Говорить об их массовости рановато; моторный велосипед- вот он по карману "трудящимся массам"! Фирме, строившей велосипеды уже полтора десятка лет, карты в руки: в 1901 году появляется ее первый мотоцикл. Цена - 700 марок против 5000 за самый дешевый автомобиль "Опель-Даррак"...Лицензионное соглашение с Дарраком расторгли зимой 1906 года, посчитав, что собственные конструкции достигли необходимого со- ^ вершенства. Лучшее подтвержде"Опель 4/8 л. с. Докторваген" (1909) - перние этому - модель "4/8 л. с." 1909 вый шаг к массовому потребителю. Двигагода, окрещенная "Докторваген". В тель - 4 цил., 1029 см3, 8 л. с. при 1600 об/мин; масса шасси - 525 кг. попытках расширить круг покупателей "Опель" предложил компактный, простой в устройстве и обслуживании, надежный автомобиль для повседневных деловых поездок - престижность сознательно отодвинули на второй план. Такой автомобиль вправду идеально от"Опель" 1914 года с 4-цилиндровым 16-клапанным 12-литровым (!) мовечал запросам врачей "Опель 4/12 л. с. Лаубфрош" (1924) - тором (260 л. с. при 2900 об мин) дои нашел быстрое признапервая модель конвейерной сборстигал 228 км/ч. Из-под капота торние: всего за год продажи ки. Двигатель - 4 цил., 951 см3, 12- чат... клапанные пружины. Машина 14 л. с. при 2400 об/мин; масса маучаствовала в гонках вплоть до удвоились, достигнув шины - 570 кг, скорость - 60 км/ч. 1926 года и дожила до наших дней. 1556 штук в 1910 году; в около 60 автомобилей конструкции самого Лутцманна. Оценив ситуацию, братья налаживалось: 64 машины в 1902 году, 178 канун первой мировой завод "Опель" стал Опель решили купить не только патент на - в 1903-м, 244 - в 1904-м... И все же прокрупнейшим среди автомобильных предконструкцию, но и всю фабрику на корню. изводство оставалось, по сути, ремесленприятий Германии. Этому способствовали ф Соглашение об этом, подписанное 21 янва- ным. выпуск - штучным, стоимость авто- рациональные методы производства - уни-98ЗР 3/99 фикация и сокращение модельного ряда. "подсмотренные" на заводах Форда. Бурное развитие машиностроения побуждало к активности в смежных областях: в 1911 году "Опель" построил свой первый авиационный мотор; здесь выпускали пожарные машины и мощные моторные плуги, делали также престижные шестицилиндровые автомобили - но приоритет отдавали массовым моделям. Они позволили прочно стать на ноги перед войной - они были жизненно необходимы в послевоенные годы, когда на страну легла печать поражения и бедности. Исправно снабжая бюргеров недорогими практичными авто, "Опель" копил силы для рывка. А в 1924-м, инвестировав миллион марок золотом, освоил сборку на конвейере - первым среди автозаводов Германии. Рост производительности труда сопровождался ростом спроса на новую модель "5/12 л. с", прозванную "Древесной лягушкой" - это позволило даже в условиях инфляции снизить ее цену с первоначальных 4500 марок до 2980, а позднее - до 1990! Успех оказался поистине скандальВ конце 20-х вели рискованные эксперименты с ракетным двигателем - как на автодроме, так и на рельсах, где в первой по1 пытке "ракетный" "Опель" развил 254 км/ч. I Резонанс от рекордов был огромен.той поры: "Никакие таможенные барьеры не могут воспрепятствовать проникновению в страну американских машин... Водитель оценил преимущества тормозов у всех колес, пневматических баллонов, бесшумности и надежности достаточно мощного мотора. За свои деньги он получает достойный товар". Не правда ли, как созвучно нынешним дискуссиям о российском автопроме? Вот только итог был иным: в 1929 году фирма "Опель", преобразованная в акционерное общество, стала собственностью "Дженерал моторе". Как отметил президент "Джи-Эм" Альфред Слоун. важную роль в этом решении сыграл высокий уровень производства на "Опеле". Заокеанские технологии, менеджмент, дизайнерские идеи оказали немалое влияние на предприятие и его автомобили. В 1935-м дебютирует "Опель-Олимпия" - первый немецкий автомобиль с цельнометаллическим несущим кузовом, годовой выпуск достигает 100 тысяч штук. Год спустя появ-лем трофейных "опелевских" легковушек. Выходит, принадлежавшая американцам фирма работала на армию противника? Именно так: узнав, что немецкое правительство (читай - командование) в форме ультиматума потребовало перевести "Опель" на военные рельсы, руководство "Джи-Эм" выразило резкий протест, но вслед за тем надолго (до 1948 года) устранилось от управления дочерней фирмой, признав, что ее фактическим хозяином стал Гитлер... Послевоенные модели "Опеля", особенно 50-х-60-х годов, выглядели еще более американизированными. Впрочем, многие считали это скорее достоинством - на фоне вечно неизменного "Фольксвагена" и чопорных "мерседесов". Наибольший успех, как всегда, имели массовые серии - "Рекорд" и "Кадет", известные в нескольких поколениях (см. ЗР, 1998, № 10). Глобальная стратегия "Дженерал моторе" сделала популярность "Опеля" всемирной: по планете бегает око-"Опель-Кадет" (1938): испытатели будто готовили его к российским дорогам... Двигатель - 4 цил., 1073 см3,23 л. с. при 4000 обмин. Масса - 757 кг, скорость - 98 км/ч. С 1947 по 1956 год четырехдверный вариант выпускался в Москве.шш "Опель-Капитан" (1958): по последней американской моде. Двигатель - 6 цил., 2473 см3,80 л. с. при 4100 об/мин - ведет родословную от довоенной модели. Масса -1310 кг, скорость -142 км/ч.ным: французский промышленник Андре Ситроен обвинил "Опель" в плагиате - так сказать, пиратском копировании своей модели "5 л. с." - и потребовал компенсации. Судьи, однако, вняли аргументам ответчика, что в "Древесной лягушке" использованы общепринятые технические решения, а насчет внешнего сходства - всякий знает, что "ситроены" окрашены в желтый цвет, тогда как "Опель" - в зеленый... В 1928 году продажи "Опеля" достигли 42 771 шт., а его доля рынка в Германии 37,5%. Но владельцы семейной фирмы не обольщались: они пришли к выводу, что выпуск общедоступных автомобилей хотя и вывел фирму в лидеры, но прибыль от них была недостаточна для интенсивного развития. Тем более, что рынок испытывал , мощное давление сравнительно недорогих Щ американских моделей. Заслуживает внимания цитата из журнала "Райхсмеханикер"ляется "Кадет"; изготовив 120 293 автомобиля, "Опель" выходит на 1-е место в Европе. В 1940-м сделан миллионный "Опель" модели "Капитан". На новом предприятии в Бранденбурге без устали собирают легкие и средние грузовики "Блиц". Все эти названия отлично помнят и наши автомобилистыветераны: ведь "Блиц" был одним из основных транспортных автомобилей вермахта, тысячи советских офицеров сидели за руло 50 млн. машин разных марок, в основе которых - разработки фирмы "Опель". Это бразильские "шевроле" и американские "кадиллаки", английские и австралийские "воксхоллы", собственно "Опель", собираемый во многих странах. Среди бывших стран СЭВ "Опель" делают Венгрия и Польша; что касается России, о перспективах сотрудничества с ней говорят с осторожным оптимизмом - вот уже лет пятнадцать...ЗР 3/9999