78
79
шшшшшКЙКОИ НАПОРИСТЕЕСравниваем бензонасосы для "Самары".Александр БУДКИН, Михаил ЧУТЬ-ЧУТЬ ТЕОРИИ Карбюратор на автомобиле расположен выше уровня топлива в баке, поэтому самотеком бензин в поплавковую камеру не пойдет. На карбюраторных машинах обычно используют механические насосы, приводимые в действие толкателем от эксцентрика распределительного вала. Упрощенная схема такого насоса приведена на рисунке. КОЛОДОЧКИН КТО КОГО Представленным на тест образцам выпала тяжкая доля - испытания на специальной установке. Из пяти насосов - три "россиянина", один "итальянец" и один "англичанин". Последний немного странноват: без рукоятки ручной подкачки топлива, да к тому же корпус намертво завальцован. Вопрос Що его ремонтопригодности отпал сам собой. Будучи подключенными к одной жиз"Итальянец" - всем хорош, но почти втрое ненно важной артерии, бензонасос и кардороже российских конкурентов (кстати, бюратор привыкли счигость из туманного Альбиона не дешевле). Среди отечественных изделий саратовский насос - чуть по"ПЕКАР" симпатичнее, димитровградПроизводитель - Россия (Санкт-Петербург). ский - чуть поизвестнее, пеЦена - 80-100 руб. Продается без упаковки, прокладки и тербургский - чуть необычнее. защитных колпачков. В отечественных насосах исКонструктивные особенности: встроенный фильтр с пользуют три мембраны: две металлической сеткой, все внутренние детали имеют гальваническое покрытие, крепление пакета для подачи топлива и одну для мембран к штоку - неразборное, отверстие для герметизации. При прорыве слива - между пакетом мембран. первых двух бензин должен Обнаруженные дефекты: деформация попасть в сливное отверстие, фильтрующей сетки. находящееся между мембранами - лучше наружу, чем в картер с маслом. В насосах РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ Саратовзарубежного производства ски^ мембрана одна, но более т Давление нулевой подачи (при частоте вращения "мощная", а нижняя полость 0,36 0,26 0,3 коленвала 2000 об/мин), кгс/см 0,26 0,28 Производительность на свободный слив (при часто сделана герметичной со слив73 те вращения коленвала 2000 об/мин), л/ч 74 92 80 76 таться друг с другом. Стоит ным отверстием. В поПериод всасывания при частоте вращения игольчатому клапану карколенвала 200 об/мин, с следнем случае поГерметичность клапанов при давлении 0,3 кгс/см бюратора преградить путь 20 (утечка топлива в течение 10 мин), см 8 топливу в поплавковую каСтоимость, руб. 80-100 60-80 60-80 меру, насос согласно поубаМесто вит пыл, разве что подпор оставит (по-научному - давДААЗ ление нулевой подачи). Производитель - Россия (Димитровград). Рабочий орган насоса Цена - 60-80 руб. Продается без упаковки, прокладки и мембрана, совершающая защитных колпачков. возвратно-поступательное Конструктивные особенности: со встроенной движение. Поскольку колипластмассовой фильтрующей сеткой, внутренние чество необходимого топлидетали без покрытий, крепление мембран к штоку разборное, отверстие для слива - между пакетами ва меняется в широких премембран. делах - от нулевого на режиме принудительного холостого хода до максимального при полмается, оставаясь на месте. Чтобы такого падание бензина в ной нагрузке, механический привод обесне случалось, в системе топливоподачи масло исключено не только при прорыве печивает только всасывание, прогибая предусматривают сливную магистраль, мембран, но и при подтекании по штоку. мембрану вниз. Нагнетание же происхокак, например, на "Самаре". Кстати, о бенДанные стендовых испытаний насо-ф дит только за счет усилия сжатой пружи- зонасосах для "Самары" и пойдет речь. сов - в таблице.2 23ны. Если бензин не нужен, в нагнетательной полости создается противодавление, мешающее пружине распрямиться. При малом расходе бензина через насос топливо успевает заметно нагреться (под капотом довольно жарко, особенно если близко к насосу расположен коллектор). А нагрев бензина чреват возникновением паровых пробок, которые могут нарушить работу насоса: мембрана будет тщетно пытаться вытолкнуть паровую пробку, а та знай себе сжимается и разжи-78ЗР 3/99 САРАТОВСКИЙщф-\V4Производитель - Россия (Саратов). Цена - 60-80 руб. Продается без упаковки, но с защитными пластмассовыми колпачками. Конструктивные особенности: со встроенной пластмассовой фильтрующей сеткой, внутренние детали с ) гальваническими покрытиями, ^ крепление мембран к штоку Ч> разборное, отверстие для слива между пакетом мембран.ОТАПроизводитель - Италия. Цена -140-180 руб. Продается в упаковке. Конструктивные особенности: со встроенной пластмассовой сеткой, есть защитные покрытия, крепление мембран к штоку неразборное, слив - в герметичной нижней части корпуса насоса.Наша справкаг% авление нулевой подачи- максимальное давление, развиваемое насосом при заглуж11шенном сливе. Производительность на свободный слив - максимальная производительность насоса при отсутствии противодавления. Период всасывания - время от начала закачивания топлива с глубины 800 мм ниже уровня насоса до начала подачи на высоту 1000 мм / Схема механического выше уровня насоса. Характеризует легтопливного насоса: кость пуска после длительной стоянки. Герметичность клапанов определяет ка- f чество их изготовления и эффективность работы насоса.QHПроизводитель - Англия. В ^ Цена -140-180 руб. Продается i упаковке. Конструктивные особенности: полностью неразборный (корпус завальцован), есть защитные покрытия, слив - в герметичной нижней части , корпуса насоса, нет ручной подкачки.тРЕЗУЛЬТАТЫК сожалению, насосы из Саратова и Димитровграда не назовешь образцовыми. Например, по такому параметру, как период всасывания, их проигрыш лучшему образцу оказался трехкратным. Приятно констатировать, что этим лучшим стал санкт-петербургский "Пекар". Зато по другому показателю - давлению нулевой подачи - он дал худший результат. Неремонтопригодный "англичанин" мог бы побороться за высшую ступень "пьедестала", но, как выяснилось позже, он не имеет встроенноЕЗЮМЕ. Если "лишние" сто руб го фильтра. И как оценить отсутстлей цены вас не смутят, пред вие ручной подкачки? Насос от почтительнее окажется итальянДААЗа, когда его разобрали, разочаский насос. Из недорогих хорошим ровал грубым изготовлением. В обвыбором будет "Пекар". Но, несмотщем, распределение мест такое: ря на место в рейтинге, все насосы первое и второе разделили между двумя иностранцами, за ними - "Пеработоспособны и могут исправно служить. кар", ДААЗ и Саратов.•1 - всасывающая полость; 2 - нагнетательная полость; 3 - нагнетательный клапан; 4 мембрана; 5 - шток мембраны; 6 - пружина; 7 - возвратная пружина приводного рычага; 8 - приводной рычаг; 9 - ось рычага ручной подкачки; 10 - возвратная пружина рычага ручной подкачки; 11 - рычаг ручной подкачки; 12 - головка штока; 13 - уплотнитель штока; 14 - дренажное отверстие; 15 - сетчатый фильтр; 16 - всасывающий клапан.РЗР 3/9979