52
53
НАША МАРКА"НАВИОР" УКАЖЕТ ПУТЬВ навигационном оборудовании "мерседесов" и БМВ используют российские датчики и программы.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ зме навигационных спутниковых сиi мы обращались не раз (ЗР, 1997, № 5 и 11; 1998, № 9). Напомним основные принципы систем ориентирования. У водителя имеется специализированный микрокомпьютер, похожий на ноутбук, только еще меньших размеров. На его цветном жидкокристаллическом экране развертывается подробнейшая карта нужного города или трассы, которую легко купить в магазине в виде лазерного диска. Перед поездкой вы "тыкаете" в нужный пункт на экране так называемым световым пером, и компьютер автоматически определяет оптимальный маршрут с учетом всех тонкостей организации движения. Если вы желаете исключить из этого маршрута какие-либо улицы (например, чрезмерно загруженные в часы пик), электронный штурман тут же проложит новую трассу. По мере движения к цели вам не надо будет постоянно отвлекаться, чтобы смотреть на дисплей. Звуковой сигнал вовремя напомнит о необходимости перестроения, предстоящем повороте. Понятно, что для работы системы одной карты недостаточно. Электронный штурман должен в любой момент точно знать, где вы реально находитесь. Вот тутто и приходят на помощь навигационные спутники, местоположение которых в пространстве известно с высочайшей степенью точности. Они излучают кодированные сигналы, принимаемые вашим навигатором. Приемник определяет расстояние до каждого из них, а компьютер, решив систему уравнений, строит виртуальную пирамиду, вычисляя координаты ее вершины, сиречь - вашего автомобиля. Такая глобальная сеть под названием GPS (Global Positioning Systems) была создана американскими военными уже давно. Не отстали и наши оборонщики, запустив свои спутники системы ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система). Ясно, что, построив не одну, а две виртуальные пирамиды, компьютер сможет определить координаты значительно точнее. А теперь внимание: одновременно принимать и обрабатывать по-разному закодированную информацию способен лишь наш российский датчик "НАВИОР14"! Вот почему его столь охотно покупают именитые фирмы. Ведь он позволяет определить даже полосу, по которой вы едете. А это, согласитесь, впечатляет. В городах автомобильной "навигации" активно мешает экранирующее воздействие плотной застройки, тоннелей и эстакад. Поэтому автомобиль оборудуют не только датчиком, но и мощным микрокомпьютером, обрабатывающим сигналы от датчиков скорости вращения колес (системы АБС) и угла их поворота (датчик положения руля). Эти данные позволяют корректировать вычисляемые координаты, даже тогда, когда устойчивый сигнал со спутников отсутствует. В результате впервые появилась реальная возможность "определяться на местности" с точностью до 1 метра! Вот эта точность и обеспечила успех детища российских разработчиков на мировом рынке, создав одновременно трудности на внутреннем. Впрочем, о них несколько позже. Сперва добавим еще толику патриотизма. Мозг системы - микрокомпьютер "Ньютон-2100" или "Тошиба-Либретто" - зарубежного производства, зато программное обеспечение - наше. Как и уникальный двухсистемный датчик "НАВИОР-14", массой чуть более 100 г размером 110x115 мм. При более чем скромном габарите его плата включает в себя 14-канальное радиоприемное устройство, цифровой процессор сигналов, компьютер. Уникальные сверхминиатюрные фильтры обеспечивают помехоустойчивость приемника, так что пользоваться им можно даже вблизи аэропортов и других источников радиоизлучений. Прокладкой маршрута и штурмански услугами возможности отечественного ноу-хау не ограничиваются. Разработана и создана спутниковая диспетчерская система, которая не только показывает в каждый данный момент, где находятся оборудованные ею автомобили (это могут быть такси, автобусы, инкассаторские машины и т. п.), но и выдает на центральный пульт полную телеметрическую информацию. Эта функция тоже нашла своих заказчиков. К тому же, если машину угонят, искать ее не придется, пусть даже она окажется в чеченской "черной дыре". В зависимости от комплектации колеблется и цена. Так, самая сложная навигационнодиспетчерская система обойдется в $4-6 тыс. на автомобиль, отказ от диспетчерской функции сэкономит около тысячи, а уменьшив требования к функциональным возможностям, можно уложиться в $2000. Продается ли эта система у нас? Пока электронные карты с необходимой информацией охватывают лишь Москву, СанктПетербург и Киев, но ив этих городах у будущих пользователей возникнут сложности. Дело в том, что из глубин тоталитарных времен с их манией засекречивать все и вся до наших дней дошла инструкция, объявляющая всякое определение положения объекта на местности точнее 30 метров закрытой информацией! Поэтому частное лицо не имеет права получить лицензию на пользование системой. Если помните, не так давно доблестными органами был задержан иностранец, обвиненный в шпионаже только из-за того, что имел при себе на вигационный приемник GPS. Потом, правда, его отпустили, но готовы ли вы рискнуть? Говорят, несколько "новых русских" решились, но будущее системы в России видится не за ними, а за оборудованием, на первых порах, прокатных машин, инкассаторского транспорта и автомобилей, обслуживающих VIP-персоны. Если же в дальнейшем наша жизнь станет-таки побогаче, то в один прекрасный день и рядовой автолюбитель приобретет это чудо современных технологий, которое явно полезнее некоторых не менее дорогих, но бессмысленных "наворотов". Вот только дождемся ли мы прогрессивных законодателей?52ЗР 3/99щГг.im CJg>О ДАЙТЕ, ДАЙТЕ МНЕИ я ВАМ ШАР ЗЕМНОЙ шэаыэи !Великий Архимед даже не предполагал, что на пороге XXI века ему представится счастливый случай... Во многом — благодаря новаторским разработкам фирмы"БелМаг".Олег ЖЕЛЕЗКОВОПОРУОсенью прошлого года читателям журнала было представлено НПО "БелМаг" из Магнитогорска, производящее шаровые опоры для автомобилей ВАЗ ( см. ЗР, №9, 1998). Отвечая на многочисленные отклики и вопросы читателей, в этой статье хотелось бы подробнее рассказать о технических особенностях конструкций шаровых опор, выпускаемых "БелМагом", а также новых разработках специалистов фирмы. Нижняя опора выпускается традиционной, хорошо и давно зарекомендовавшей себя конструкции (см. рис.). Из шести основных комплектующих изделий: шарового пальца (1), подшипника (2), верхнего (3) и нижнего (4) корпусов, вкладыша (5) и пробки (6) - наиболее ответственными и сложными в изготовлении являются первые четыре детали. Именно от качества их исходных материалов и способа производства этих деталей зависит работоспособность всей опоры в сборе (см. Nota bene). Верхняя шаровая опора НПО "БелМаг" (см. рис.) сохраняет в себе все известные преимущества традиционной заливной конструкции - низкий коэффициент трения в зоне контакта вкладыша (7) со сферой пальца (8), плавность работы, высокая чистота обработки сферы пальца, оцинкованные корпуса (9,10), - и в то же время имеет ряд усовершенствований, разработанных специалистами фирмы на основе проведенных исследований. Во-первых, создана новая конструкция вкладыша (7), повышающая долговечность опор. В отличие от традиционного цельного вкладыша (12) с несколькими лепестками (13), разделенными прорезями (14), новый вкладыш (7) состоит из двух частей, плотно стыкующихся между собой. При этом он не имеет прорезей, через которые заливочный материал (11) контактировал бы с поверхностью сферы шарового пальца (8), вызывая ее повышенный износ. Кроме того, сам вкладыш изготавливается из нового антифрикционного износостойкого материала, не требующего дополнительной смазки в процессе эксплуатации. Во-вторых, опора заливается также новым, специально разработанным композиционным материалом (11), упрочненным высокомодульным углеродным волокном и спецдобавками. Этот материал хорошо выдерживает как циклические знакопеременные, так и высокие ударные нагрузки. Проведенные испытания шаровых опорРис. Конструкции нижней и верхней опор. Поз. А. Упрочненный нитроцементированный слой. Поз. Б. Зона закалки ТВЧ.усовершенствованной конструкции показали увеличение ресурса их эксплуатации в среднем на 40%. Описанные усовершенствования конструкции заливной опоры защищены в патентном отношении. Качество основных исходных материалов и комплектующих, используемых в производстве НПО "БелМаг", гарантируется стратегическим партнерством с АО "Автонормаль" (г. Белебей) и его дочерним предприятием "Автокомплект", а также с Магнитогорским металлургическим комбинатом и его машиностроительным комплексом. Качество готовой продукции подтверждается сертификатами и лицензиями ГНЦ НАМИ. "БелМаг" - единственный российский производитель автозапчастей, использующий для защиты своей продукции голограммы, а его шаровые опоры являются одними из самых надежных и безопасных.Nota bene: ВАМ ВЕДЬ НЕ ВСЕ РАВНО, ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА ВАША ОПОРА???В опорах "БелМага" используются лучшие в СНГ шаровые пальцы производства АО "Автонормаль" (г. Белебей), изготавливаемые из стали 38ХГНМ самым эффективным способом - холодной высадкой на специальных автоматах за несколько переходов с последующей термообработкой. При этом формируются оптимальная внутренняя структура и высокое качество поверхности, недостижимые другими методами, например поперечно-клиновой прокаткой или горячей штамповкой. Подшипник, получаемый методом порошковой металлургии в Магнитогорске, обладает пористостью, что обеспечивает удержание и подачу смазки на трущиеся поверхности, тем самым повышая износостойкость деталей шарнира и плавность его работы. А если не будет выполнена нитроцементация с закалкой (а такое бывает сплошь и рядом в опорах кустарного производства), то уже через тысячудругую километров подшипник будет "съеден" трущимися об него пальцем и корпусом. И тогда на дороге неминуема беда. Верхний корпус нижней опоры, как и все остальные корпуса изготавливаемый в Магнитогорске из стали 08Ю, после штамповки и механической обработки также подвергают нитроцементации, а затем зона контакта с подшипником еще и закаливается с использованием нагрева ТВЧ. Готовую опору, с корпусом которой не выполнили этих операций, визуально отличить трудно, но встретить на рынке, увы, ставит максимум 2-3 тонны, а не 6, как легко (ориентир - подозрительно низтого требуют техусловия АвтоВаза. "БелМаговские" же нижние опоры гакие цены). Усилие вырыва пальца из нетермо- рантированно держат усилие вырыва обработанного корпуса такой опоры соне ниже семи тонн!ЗАО НПО «БелМаг»455001.Г. Магнитогорск, ул. Первомайская, 9 тел: (3f.il) 33-51-75,28-69-84, 32-20-64, факс 33-07-49 Е-marl: [email protected] WEB- серзер: http://www.ingn.ru/enlerprise/belmag Представительство в Москве: (095) 925-22-52 Дилеры но регионам: г. Нижний Новгород «ПигМа»:(8312) 63-01-11, 69-06-52 г. НОВОСИБИРСК '•Автостандарт.: (3832) 51-39-51 г.Самаре «Волгокомллекс»: (8462) 51-16-11,25-25-90 г. Санкт Петербург -Балт-Сервисс (812) 183-80-14 •Авто-Лада»: (812) 104-18-24,104-18-65 Внимание! Проверяйте наличие фирменной голограммы с эмблемой "БелМага" и знаком соответствия Рссстандарта. Только она гарантирует подлинность изделия.N