всякий раз при необходимости надо выполнять на дороге, то есть установка самих "пауков". Это уже совсем просто: монтажный диск отпирают приложенным гаечным ключиком, надевают "паук" (у него восемь лап, заходящих на протектор) и запирают его. На все это при некоторой сноровке уходит, пожалуй, не более минуты. Теперь о езде. Прежде чем подобраться к достойному сугробу, пришлось ехать по чистому асфальту. На нем фирма не рекомендует превышать 50 км/ч, что вполне оправданно: с ростом скорости выступающие лапы, да еще оснащенные шипами противоскольжения, начинают довольно громко жужжать, однако никаких помех движению не создают. А какие ощущения в сугробе? Если •я вам приходилось ездить с цепями на колесах, то они вам знакомы. Иными словами, вполне можно без посторонней помощи выбраться из снежной западни или ехать по изрядно занесенной дороге. Надо только трезво оценивать свои возможности и не терять голову: все-таки "Жигули" остаются легковой машиной, а не превращаются в армейский вездеход. Что касается летней распутицы, то нетрудно предположить, что эффект будет аналогичным. На гололедице заметно сходство с обычными ошипованными шинами, но езда на Spikes-Spider, пожалуй, резче, точнее сказать - жестче. И, конечно, медленнее. Но иного ждать не приходится. Зато с "пауками" можно не опасаться быть застигнутым гололедицей где-то в пути и "улететь" в кювет. Завершение теста - снятие противобуксовочных приспособлений. Оно не сложнее установки, за исключением одного момента. Если какая-то лапа оказалась между колесом и дорогой, машину придется чуть-чуть прокатить. И только. Отметим, что вся эпопея с установкой и снятием "пауков" оставит одежду незапачканной, вот только руки придется помыть (хотя особо аккуратные могут работать в перчатках). А теперь о главном, то есть о деньгах. Spikes-Spider - удовольствие не из дешевых, цена комплекта для двух ведущих колес примерно такая, как у небольшого японского телевизора. Как это прокомментировать? Если водитель ездит по одним и тем же дорогам, всегда в хорошую погоду ив его жизни ничего не происходит экспромтом - тогда ему просто нет смысла выкладывать столь серьезную сумму. В других случаях даже большие затраты на безопасность и расширение возможностей ф могут оказаться оправданными. Словом, в таких вопросах каждый сам себе советчик.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬВ материале "Что может диод" (ЗР, 1998, № 9) рассказано о способе повышения напряжения в бортсети автомобиля с помощью диода, включаемого в цепь возбуждения генератора. Почему провод "+12 В" идет от клеммы "Ш", хотя с батареей соединены выводы "Б" и "В"регулятора напряжения? Можно ли использовать описанный способ для других генераторов и как? Провод "+12 В" от вывода "15" замка зажигания идет на вывод генератора, обозначенный как "Ш", хотя внутри щеточного узла этот вывод действительно соединен с выводом "Б" или "В" регулятора напряжения. Вообще предлагаемый способ применим для повышения напряжения любых генераторов с вынесенным или встроенным регулятором напряжения. В первом случае диод включают в разрыв провода! идущего от клеммы "15" замка зажигания к клемме "15" регулятора. При встроенном регуляторе (Я112А или В) диод подключают к единственному выводу на щеточном узле (иногда его обозначают буквой "Ш"). Для генераторов с дополнительным выпрямителем, как, например, 37.3701, этот способ неприменим, так как у него нужные цепи находятся внутри и недоступны. Напомним, что повышение напряжения на 0,5-0,7 В может оказаться полезным в случае коротких пробегов автомобиля с частыми пусками двигателя, а также при езде преимущественно в темное время суток с включенными фарами и отопительной установкой. В других случаях повышенное напряжение чревато перезарядом аккумулятора и его преждевременным выходом из строя. В статье "Жигулевское меню" (№ 11 и 12 журнала за прошлый год) указаны марки масел, смазок и жидкостей, допущенных ВАЗом к применению на своих машинах. Почему в этом перечне приведены только три марки моторных и три - трансмиссионных масел зарубежного производства? Можно ли использовать другие сорта материалов? В 1996 году ВАЗ разработал технические условия, на соответствие которым провел испытания материалов, предоставленных ему изготовителями. Те, что получили одобрение, были включены в Руководства по эксплуатации автомобилей и приведены в нашем журнале (1996, № 5). В прошлом году ВАЗ определил новые требования к топливу и материалам ТТМ ВАЗ 1.97.0715—98, более высокие, чем прежде. Из испытанных заводом им отвечают, например, 19 отечественных марок масел и три иностранных (см. ЗР, 1998, №11). Возможно, другие - класса SF/CC по API и не хуже, но фирмы или дистрибьюторы не сочли целесообразным предоставить свою продукцию на испытания ВАЗу, поэтому в список не попали. Использовать такие масла можно, как говорится, на свой страх и риск, ориентируясь на рекомендации изготовителей. Мне 16 лет, но я уже не раз ездил на отцовском "Москвиче". И у меня есть вопросы к вам. Например, в холодную погоду из глушителя вырывается водяной пар. А "Тосол" никуда не уходит. В чем же дело? Никакого чуда в этом нет. При сгорании бензина образуется целый ряд различных химических соединений - если написать соответствующие уравнения, то в числе других окажется и вода. В зависимости от особенностей процесса сгорания (регулировки и исправности двигателя) доля Н20 несколько меняется в ту или другую сторону. Но, как известно, пар (в том числе водяной) невидим. А то, что видите вы, - это уже туман, то есть пар, сконденсировавшийся в мельчайшие капельки. Именно поэтому в летний день такого эффекта нет, поскольку вырвавшийся из выпускной трубы пар, смешиваясь с теплым воздухом, не конденсируется. При низкой температуре воздуха картина иная, причем в некоторых случаях, когда влажность воздуха высока (плотность водяного пара в нем близка к состоянию насыщения), выхлоп автомобильного двигателя играет роль "провокатора": в воздух попадают частицы, служащие ядрами конденсации, - и за машиной растет туманный шлейф. Но особенно часто работу этого "механизма" вы видите в небе - это инверсионные следы самолетов. На высоте происходит то же самое: пересыщенный водяной пар находится в неустойчивом состоянии - достаточно попасть в него продуктам сгорания, как тотчас происходит конденсация.ЗР 3/99121