123
kпрохода воздуха. Смявшись, эта нежная деталь перекашивается в гнезде и портит его - ведь материал корпуса мягкий. После этого даже с новым жиклером избавиться от "левого" бензина удается не всегда. Однажды пострадав, многие закручивают ЭМК только рукой, без ключа. Но при плотной резиновой прокладке клапан порой оказывается недовернут иногда на 1-1,5 оборота! Прикиньте-ка, каков расход бензина через такую щель! В исправном карбюраторе правильно затянуть ЭМК несложно. Положим, двигатель работает на холостом ходу при отключенном электропитании клапана. Не спеша доворачивайте его: пока смесь нормализуется, обороты увеличиваются, а когда мотор заглохнет - значит, клапан затянут. После этого пустите двигатель и, подключая и отключая провод, убедитесь в том, что клапан действительно работает. Правда, если вы еще не трогали винтов количества и качества, может оказаться, что обороты холостого хода слишком велики. Причина в том, что смесь из переобогащенной теперь превратилась в нормальную. Поэтому - заметьте - исчезла и копоть из выхлопной трубы, а мотор начал реагировать на поворот винта качества, что позПхх,% воляет получить требуемый 100 состав выхлопных газов, а также отрегулировать обороты холостого хода."Солекс" без автономной системы холостого хода снова изменится состав смеси и, соответственно, содержание СО. Регулировку придется повторить, иногда не раз, пока последовательными приближениями не удастся достичь приемлемых оборотов и состава выхлопных газов. Подробнее об этом вы могли прочитать в ЗР, 1998, № 2 . Разумеется, если карбюратор неисправен (например, не довернут до места клапан), подобная регулировка исключена. Кстати, мастера на постах контроля СО это обычно знают. И проверят затяжку ЭМК до регулировки, а не наоборот. Владельца "Солекса", установленного на ВАЗ-2108, 2109, 2110, могут подстерегать и другие неприятности, - заметьте, довольно экзотические. На одной из наших "восьмерок" "Солекс" - нормально собранный! - за несколько сотен километров успевал "саморазобраться"! Повидимому, на переднеприводных машинах ВАЗа порой действует весьма вредоносный для карбюратора спектр вибраций, незнакомый владельцам обычных "Жигулей". Из-за него (другой причины мы так и не нашли) неоднократно выво-ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПри замене воздушного фильтра на ВАЗ-21053 я обнаружил, что корпус фильтра изнутри сильно замаслен, а сам фильтр тоже пропитан маслом. Откуда оно сюда попадает? При хорошем состоянии двигателя масла в воздушном фильтре быть не должно (допустимы лишь незначительные его следы). Вспомните, как работает двигатель: во время рабочего хода поршня газы, действующие на него сверху, стремятся прорваться через зазоры между поршнем и цилиндром вниз, в картер. Этому препятствуют исправные поршневые кольца, работающие по гладкой (без задиров, продольных рисок и т. п.) поверхности цилиндра. Чем выше компрессия, тем меньше газов проникает в картер. По мере износа деталей двигателя все большая часть газов прорывается в картер, откуда их излишки выбрасываются через систему вентиляции в карбюратор, причем двумя путями. Часть газов отсасывается в задроссельное пространство (в основном, на режиме холостого хода и при небольших мощностях), другая - в корпус фильтра, где смешивается с воздухом, поступающим в диффузоры карбюратора. Эти газы выносят из картера пары масла, которое конденсируется в системе вентиляции I - и чем мощнее поток картерных газов, тем больше паров масла он увлекает. Вот почему обилие масла в корпусе фильтра почти всегда означает, что двигатель нуждается в ремонте. При этом важно понимать: любые дополнительные устройства - маслоотражатели, маслосборники, "эжекторы", в свое время изобретавшиеся многими автолюбителями, проблему по-настоящему не решают, а лишь облегчают работу карбюратора, предотвращая его загрязнение. Неисправный двигатель таковым и останется. Еще хуже (как делают некоторые) - вывести вентиляционный шланг вниз, под машину, в результате чего токсичными, с неприятным запахом, картерными газами дышит не только горе-изобретатель, но и другие водители.ОбеднениеОбогащениеКстати, поскольку этот вопрос продолжают задавать, еще раз напомним, как получить требуемый состав Ф выхлопных газов, не имея специального прибора. Если / на холостом ходу менять только состав смеси, то маРис. 2. Зависимость оборотов холостого хода от состава ксимуму оборотов соответстрабочей смеси в цилиндрах. вует немного обогащенная "мощ ностная" смесь. Но содержание СО при этом может достичь 4-5%, что, рачивались винты, стягивающие верхконечно же, недопустимо. Установив этот нюю и нижнюю части карбюратора, хотя режим винтом качества, теперь нужно мы добросовестно затягивали их при заворачивать его, обедняя смесь, - обосборке. Пришлось установить под них роты начнут падать. Их снижение пришайбы "гровер", которых в штатном исмерно на 15% от максимума означает, полнении карбюратора нет. что смесь достаточно обеднена и содерНе менее коварно (это было даже на жание СО не превышает нормы. СказанВАЗ-2110) ведут себя эмульсионные ное иллюстрирует график (рис. 2). трубки первичной и вторичной камер. Пример: с помощью винта качества вы нашли максимум оборотов - около 1000 об/мин. После этого закрутите винт, пока обороты не снизятся примерно до 850 об/мин. Содержание СО не превысит 1,5%. Однако если после этого вы захо• тите изменить обороты холостого хода винтом количества, то в карбюраторе Они тоже полностью выворачиваются, но, к счастью, потеряться не могут - мешает верхний корпус. Признак дефекта машина начинает вроде бы беспричинно "киснуть". К сожалению, законтрить эмульсионные трубки куда сложнее, чем упомянутые винты. Остается лишь затягивать потуже...ЗР 3/99123