122
ш.шмлишлВ редакционной почте оказалось несколько писем, авторы которых просили продолжить разговор о неисправностях карбюраторов, в частности "Солекса".Эдуард КОНОП. Рисунок автора Многие считают карбюратор типа "Солекс" вполне надежным. Так, важнейший элемент карбюратора - игольчатый клапан, от которого во многом зависит стабильность характеристик, на нем подводит куда реже, чем на "Озоне". Но "Солекс" тоже не застрахован от неисправностей. Вспомним одно из важнейших для карбюратора правил: если в корпус установлен на резьбе какой-нибудь жиклер, то он должен быть завернут плотно - до упора, без каких-либо послаблений! А если уж жиклер утерян, попытки отрегулировать ту или иную систему (например, холостого хода) бессмысленны. Это, впрочем, касается любых элементов карбюратора - в нем нет "лишних" деталей. А теперь - к конкретной ситуации, которая часто досаждает владельцам. Вы выключили зажигание, но двигатель продолжает давать вспышки, дергаться. Часто это происходит оттого, что в систему холостого хода, несмотря на исправный и закрытый электромагнитный клапан (ЭМК), проникает бензин - в количестве, достаточном для получения горючей смеси. Вспышек может и не быть, если, например, "левого" бензина настолько много, что вырабатываемая системой холостого хода смесь воспламеняться от "дизелинга" не хочет. (Природа дизелинга описана в ЗР, 1998, №2.) Вспомните, как устроена система холостого хода (ЗР, 1996, № 6; 1997, № 12). Каким образом в нее попадает "левый" бензин? Если жиклер холостого хода (рис. 1) не достает до седла из-за того, что ЭМК (или держатель, если ЭМК нет) не довернут до конца, то через эту щель бензин из канала А, свободно обтекая жиклер снаружи, сливается в канал В, где изза этого образуется переобогащенная топливно-воздушная эмульсия. Каков состав "эмульсии" сейчас в канале В, можно лишь предполагать. Известно: если постепенно отворачивать ЭМК при работе двигателя на холостом ходу, то рабочая смесь в цилиндрах переобогащается, в отработавших газах появляется сажа, обороты падают - и мотор останавливается... Но если резиновое уплотнительное кольцо изношено, то с определенного момента по резьбе в систему может подсасываться воздух, в свою очередь влияя на состав смеси. Значит, все дело в нарушении правила, с которого мы начали беседу: работа всех элементов карбюратора тщательно согласована. И не удивляйтесь, что при прогазовках вы видите густые клубы черной копоти - с 9-10-процентным содержанием СО! (Тут и без какихлибо замеров этого ингредиента почувствуешь себя преступником.) Конечно, пробуете регулировать режим холостого хода винтом качества. Но не тут-то было. Мотор очень слабо реагирует на ваши манипуляции или вообще никак! "Левого" бензина в канале В так много, что винт качества просто не способен нормализовать состав смеси, на этот случай его не рассчитывали. Одновременно заметим, что чрезмерно богатая смесь горит замедленно -не случайно обороты холостого хода при этом чересчур низкие. Наконец, при разгоне (например, после переключения передачи) в первый момент происходит провал с характерным "клевком" автомобиля - мотор почти глохнет. В отличие от тех провалов, что связаны с обеднением смеси, этот вызван прямо противоположной причиной: к смеси, и без того слишком богатой, добавляется солидная порция топлива от ускорительного насоса. Двигатель захлебывается - и лишь инерция не дает ему заглохнуть. Правда, потом он подхватывает, чтобы в клубах копоти унести вас вперед. Это явление обычно исчезает, стоит довернуть ЭМК до упора в седло. Но только в том случае, когда и клапан, и седло исправны. Многие, пытаясь покрепче закрутить ЭМК, получали противоположный результат: стенки эмульсионной части жиклера очень тонкие, притом ослаблены отверстиями для123 45А6 tРис. 1. Фрагмент системы холостого хода: 1 - электромагнитный клапан; 2 прокладка; 3 - игла; 4 корпус; 5 - топливный жиклер; 6 - воздушный жиклер; 7 - дроссельная заслонка; 8 - винт качества; А иВ - каналы.122ЗР 3/99