32
33
rflflMl"Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора и Владимира Князева масло, что залили на заводе, смените сразу после покупки автомобиля, не дожидаясь окончания обкатки. Учтем пресловутый человеческий фактор: что там плещется в картере и сколь чисты каналы для смазки, мы не знаем... Сложный двигатель требует квалифицированного обслуживания и ремонта. Увы, на большинстве станций, где занимаются ремонтом "девяток" и "десяток", о шестнадцатиклапаннике знают пока только понаслышке. А коли жизнь вынуждает ряд операций проводить самостоятельно, нелишне будет усвоить следующее. Обозначение ш, мотора "сто третьей" в каталогах - ВАЗ-2112. В системе зажигания используются свечи непривычного для нас размера - под ключ "на 16". Их делают в Энгельсе под индексом АУ17ДВРМ. Зазор между электродами 1,00-1,15 мм, ресурс 30 000 км. В продаже пока встречаются редко. Из зарубежных аналогов подходят "Бош" F(R)7DCX и "Чемпион" RC9YC4, RC9YCC4. При обрыве зубчатого ремня поршни могут ударить по клапанам. Чтобы этого не случилось, регулярно контролируйте состояние ремня - благо, в кожухе есть специальный лючок. На ВАЗе устанавливают ремни Балаковского завода. Купить их за пределами Тольятти нелегко. Вот данные для поиска по ка- • талогам зарубежных компаний: ширинаВ достоинствах нового ВАЗ-21103 убеждать не приходится. На другую чашу весов легли первые дефекты.Обычные "десятки" не стали для покупателей откровением: слишком много общих узлов с семейством ВАЗ-2108, 2109. Другое дело "сто третья" - шестнадцатиклапанный мотор с распределенным впрыском топлива, четырнадцатидюймовые колеса, вентилируемые дисковые тормоза увеличенного размера и еще многое ВАЗ предлагает впервые (ЗР, 1999, № 1). То, что в нынешних условиях заводчанам удалось наладить серийный выпуск этой машины - достижение. Главный козырь "сто третьей", конечно же, двигатель. Заводская инструкция сулит мощность не менее 92,5 л.с. при 5600 об/мин. На беговых барабанах стенда "Бош FLA203" мотор редакционного автомобиля выдал больше - 96,9 л.с. Когда первым срываешься с перекрестка под ласкающий ухо звук шестнадцатиклапанника, готов простить машине любые недостатки. Но к теме разгона и максимальной скорости лучше вернуться весной, когда солнце подсушит дороги и можно будет воспользоваться профессиональным измерительным оборудованием. Сегодня коснемся особенностей эксплуатации нового мотора. Купив автомобиль с новейшим силовым агрегатом, забудьте о дешевых маслах. Наиболее приемлемы масла уровня качества SG, SH, SJ по API вязкостью 10W-40, 5W-40 - круглогодично и 5W-30 - в ходе обкатки и зимой. То32ЗР 3/99 ремня - 25,4±0,8 мм, количество зубьев 136, шаг-9,525 мм. Тем, кто достаточно подкован, чтобы устранять дефекты в топливной системе, потребуется специальный инструмент набор ключей со сменными насадками под головки винтов с внутренней "звездочкой" (такие насадки называются TORX). Он необходим при работе с крепежом, так или иначе связанным с впрыском, - например, при замене датчиков этой системы. Начало производства "сто третьей", увы, сопровождается дефицитом и высокими ценами на запасные части. Даже литературу по обслуживанию и ремонту купить весьма непросто. Мы выяснили на столичном рынке, какие детали для ВАЗ-21103 пользуются повышенным спросом (см. табЩ лицу). Отметим, что некоторые позиции появились в списке из-за характерных болезней всего "десятого" семейства, передавшихся по наследству "сто третьей". Признаемся, что не удалось в полной мере насладиться возможностями новыхРЕЗУЛЬТАТЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОБЕГЕ 2200 кмкрытой зимней трассе (в щадящем режиме). При перегоне из Тольятти в Москву неисправностей было немного. Отказал контроллер управления отопителем - оказалось, блок еще из самой первой партии. После замены контроллера отопитель работает исправно. Поводкам стеклоочистителя нашей "сто третьей" придана аэродинамическая форма - на высоких скоростях щетки "не отлетают". Обратная сторона медали в том, что по дороге домой штатные щетки поцарапали стекло металлической арматуБолт крепления петли набил вмятину в коробе двери. Кожух зубчатого ремня теперь приходится привинчивать так.рой. Впоследствии мы долго подбирали "дворники", пока не остановились на любопытном сочетании: левая щетка - "Чемпион", правая - "Бош". В любой другой комбинации они либо чистят плохо, либо царапают стекло. По прибытии в столицу настали беспокойные деньки. На протяжении двенадцати дней подряд (!) каждый выезд заканчивался поломкой - чаще всего не "смертельной", но такой характерной для почерка российского автопрома. Не работает указатель уровня топлива, отказали две нитки в обогреве заднего стекла, на холостом ходу система управления впрыском дает перебои, болт крепления петли левой передней двери при ее закрывании набил вмятину на коробе. Эти "сюрпризы" пока устранить не удалось. Кое-что отремонтировали сами в лабораторно-техническом центре "За рулем". Закрепили разболтавшуюся контактную группу гудка на ступице руля, устранили течь масла по стыку коробки передач, заменили генератор. Тот, что отказал, тоже восстановили, купив регулятор напряжения и выпря-Мощность двигателя (стенд "Бош FLA-203") 71,3 кВт/96,9 л.с. при 5430 об/мин; компрессия П цилиндрам, кгс/см 2 - 1-14; 11-14; О IIM3.5, IV-14; углы установки колес - развал: левое колесо - 0'01'. правое колесо +0°30'; ПРОДОЛЬНЫЙ угол наклона оси поворота: левое колесо +0°29'. правое колесо +0°49', схождение: +0°36'. передних тормозов. На скользких зимних дорогах резко не потормозишь, к тому же в нашем случае этого не позволяют покрышки! Дело в том, что в тесные колесные ниши "сто третьей" легко влезают шины единственной размерности - 175/65R14. На конвейере автомобили комплектуют либо летней импортной резиной Тайгер", либо летней же Л-5 из Нижнекамска. Нам требовалась обувка по сезону - зимняя. Тут-то и выяснилось, что отечественных зимних шин 175/65R14 в продаже не бывает! Импортные тоже редкость, да и слишком дороги. Недефицитные тринадцатидюймовые колеса, ясное дело, несовместимы с большими тормозами. Пришлось нарушить заводские рекомендации - поставили ярославские покрышки Я-438 размерностью 185/65R14. Но и они при попытке резко затормозить смещаются в колесной нише и трутся о нижнюю часть передних крыльев. Решение "резиновой" проблемы зависит от расторопности шинников. (В том, что завод возьмется переделывать колесные ниши, есть сомнения.) Обкатывали автомобиль по зимним шоссе - 1400 км, почти столько же по улицам города и чуть меньше 300 км по за-НЫ НА ЗАПЧАСТИ ПОВЫШЕННОГО СПРОСА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-21103| Детали (комплектующие) Зубчатый ремень | Натяжной ролик | Трос сцепления Шкив привода генератора (демпферНомер по каталогу |Цена, руб. I Импортный (отечественных211СИ60а"о^^150^Т2112-3701010 | 750-800 | 250 2112-3706040 2112-3843010 | 250 | Стандартный Цельнометаллический КЗАТЭ-9402 3701 БВ01-105 В продаже нетI Выпрямительный блок генератораЩВ•' »гчик фаз I Датчик положения коленчатого вала тчик положения [Датчик скорости дроссельной заслонки | Регулятор холостого хода1з11 3843 в пластмассовом корпусе2112 1148300 ^ ^ ^ 5 О ^ 7 0 |I Топливный фильтт) 2112-1117010^02^|100^Т Цветной альбом ВАЗ-2110.2111.2112. Москва, Третий Рим, 1998 Устройство и эксплуатация" BAJ-2110.2111,2112. Руководство Москва, Ливр, 1998 30 по ремонту. Каталог запчастей" Примечание. Цены приведены по состоянию на январь 1999 г на рынках Москвы*