10
12
13
14
16
17
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫПрощаясь с веком, очень уместно бросить еще один взгляд на его самые высокие вершины. Автомобильные компании, не сговариваясь, избрали для автошоу в Детройте именно такую тактику.За океаном все давно регламентировано. Нет, вы не подумайте, что ктото составил устав Североамериканского интернационального автошоу и теперь навязал его колоссам автопромышленности. Ни в коем случае. Просто сейчас, когда этот - безусловно, один из авторитетнейших в мире - автосалон прошел в 83-й раз, ни один из его участников ни на секунду не усомнился в необходимости свода неписаных правил, который сложился за прошедшие годы. Что же потребовалось тем, ктоАркадий АЛЕКСЕЕВ, Михаил ТЕПЛОВ рекламный слоган, и более убедительное, чем посулы дилера. И бал состоялся по правилам. Причем интересно, что большинство самых увлекательных гостей оказались в костюмах "ретро". Немудрено - менеджеры решили, что посетители салона тоже не прочь оглянуться на достопамятные золотые времена, что вскоре окажутся отрезаны от нас рубежом тысячелетий. Окунемся и мы в волны ностальгии. Той странной прагматичной ностальгии, которая, видимо, только и возможна в Америке. Где за звуками оптимистичного блюза "Не так уж все и изменилось" слышен тем не менее перезвон ключей, которыми открывают дверь в завтра.Шоплатил аренду своей площадки на без малого 56 000 м2 циклопического павильона "Кобо-центр"? Красивые автомобили, световые и звуковые эффекты, очаровательные стендистки? Да, все это, но не только. Самое первое - первейшее! - то, что американцы зовут "шоу-стопперы". Это не просто экспонаты, мимо которых не сможет пройти никто из избалованных посетителей (завтрашних покупателей). Это квинтэссенция технических и эстетических воззрений создателей. Нечто более доходчивое, чем"Крайспер-РТ Круйзер10 /они ВОЗВРАЩАЮТСЯБудто из глубины времен, всплывают полузабытые названия, выступающие покатые крылья, напряженные, вздувшиеся боковины, энергичные мускулистые обводы... В последние годы самым большим любителем "воспоминаний о будущем" прослыл "Крайслер". И теперь, присоединившись к "Даймлер-Венцу", он не утратил этой приверженности. Назовем лишь две машины. Во-первых, конечно же, "Крайслер-РТ Круйзер". Продолжение темы прошлогоднего "Пронто-Круйзера", которое уже настолько приблизилось к конвейеру, что даже определен завод и срок начала производства Мексика, весна 2000 года. А вот - типичный "мускулистый автомобиль" середины шестидесятых. В прошлой жизни - прожорливый и расточительный символ чрезмерной мощи и успеха. Теперь другие времена: аппетиты пришлось умерить, подружиться с экологией. Но непоказная мощь сохранилась, что отражено ив названии "Додж-Чарджер R/T", в вольном переводе "Заряжатель для дорог и треков". "Мерседес", старший брат "Крайслера", также не избежал искушения возродить какую-нибудь легенду. Подходящую модель определили довольно быстро, и почитатели марки с восхищением рассматривали реин карнацию 300SL той самой, что за необычные двери получила название "Галл винг" - "Крыло чайки". Двери, правда, теперь стали гильотинными, разросся список оснащения - целый сонм невиданных прежде электронных систем призван уберечь водителя "Мерседеса-Вижн SLR" от ошибок в управлении. Ему не доверили даже тормоза: педаль в кабине связана лишь с датчиком угла и скорости нажатия. Не беспокойтесь, все остальное машина сделает сама, да так точно, как вам вряд ли удастся даже после многолетних тренировок. Как и "Мерседесу", не пришлось долго искать подходящую модель прошлого и12ЗР 3/99 "Форду". Раз "Мустанг" еще относительно свеж, стоит вернуть из тьмы времен "Тандерберд". Нет, не тот чемодан, в который превратилась со временем эта машина, а самый первый, бескомпромиссно двухместный, относительно компактный, буквально весь пропитанный дьявольским очарованием спортивного стиля. Третий в нашем повествовании, но первый по значимости американский концерн "Дженерал моторе", как выяснилось, куда менее своих коллег заражен тягой к "ретро". Пожалуй, один "Понтиак-GTO", что красуется на нашей обложке, в определенной мере подходит к этому типу. Да и то: лишь имя из середины шестидесятых, внешность же машины скорее футуристична, и только три характерных молдинга на передке и крыльях напоминают, что перед нами модель "с историей". Впрочем, какая там "модель" - скорее, просто красивая скорлупа, в которой агрегаты всерьез еще не обживались."Ниссан-Кстерра" ("Земля Икс")**Всем известно, сколь сильны на американском рынке позиции японских фирм; тем удивительней, что они избежали соблазна поиграть на ностальгических струнах. Отличился разве что "Ниссан", своевременно припомнивший весьма удачное двадцати- Ч| летней давности купе 240Z, известное в Штатах под маркой "Фэйрледи". Машина вернется под вполне ф прозрачным обозначением "Z", а скрытность "Ниссана" и интерес прессы явно говорят в пользу скорого освоения новинки. БЕЗ НОСТАЛЬГИИ Если без конца оглядываться, немудрено и просмотреть какие-то вновь нарождающиеся секторы рынка. Однако участники Детройтского автошоу - опытные игроки - такой ошибки, конечно же, не допустили. Другим полюсом "шоу-стопперов" оказались никогда прежде не встречавшиеся сочетания "Кадиллак", вдохнов ленный успехом "Линкольна-Навигатор", выпустил первый в своей истории вседорожник "Эскелейд". Догнал конкурента? Ничуть не • бывало: "Линкольн" уже показал (первый в истории и т. д.) пикап "Блэквуд"! "Кадиллак" обескуражен? Нисколько - он предпринял обходной маневр и продемонстрировал компактный родстер "Эвок" (опять-таки впервые в истории "Кадиллака"). Нельзя сказать, что игру в расширение границ придумали менеджеры именно этих престижных марок. Сейчас таков закон самой природы (в смысле, рынка). С почти вседорожником "Ацтек" дебютировал "Понтиак", никогда прежде не замеченный в поползновениях съехать с асфальта. А к "Ацтеку" прицепили даже тележку с водным мотоциклом, явно намекая: эта машина предназначена для сторонников активного образа жизни, столь популярного в Америке. Пугал посетителей вседорожником и "Олдсмобил": хотя его смахивающий на броненосец "Рекон" пока лишь концепт, он все-таки открывает новую страницу в истории фирмы. И ко нечно, дает почувствовать общее направление ее дизайнерских изысканий. Ставка - на традиционный "нос" без воздухозаборников, силуэт в стиле "грубая сила" и... распашные боковые двери - характерная черта многих перспе ктивных разрабо- * ток американско- , го рынка. — Чтобы уж покончить с продук цией "Джи-Эм", упо мянем еще два кон цепт-кара. Один из них - "Шевроле-Номад" - демонстрирует нынешний подход к проектированию многоцелевого автомобиля. На первый взгляд, машина напоминает универсал, однако обе задние двери сдвижные, что роднит "Номад" с мини-вэнами. Впрочем, и к пикапам он имеет самое непосредственное отношение: достаточно снять заднюю часть крыши, и перед нами - типичнейший пикап. Концепт не мог, конечно же, обойтись без двигателя объемом 5,7 л от "Шевроле-Корвет" и электронноуправляемой коробки передач. Кстати, подобную модель "пикапоуниверсала" показало "фордовское" отделение "Меркьюри", только боковые двери там распашные. Наконец, "Бюик-Сьело" - машина с кнопкой, отправляющей в багажник жесткий верх. В отличие от уже немалого числа других моделей, где для этой цели служит сложный рычажный механизм, здесь крыша уезжает... по рельсам, по пути разделяясь на части-панели. А когда она убрана, водитель сможет наблюдать красоты природы,14ЗР 3/99 не отвлекаясь на всякие рычажки и кнопки. Большая часть оборудования - климатическая установка, навигационная система и телефон управляются голосом. Кстати, "сьело" по-испански означает "небо". Если вспомнить о неамериканских производителях, то наиболее выдающийся концепт-кар - конечно, "Мицубиси-SSUVR4". В пресс-релизе, впрочем, значилось и другое имя новинки - "Мэд Макс" или, понашему говоря, "Безумный Макс". Вполне подходящее наименование, если речь идет о машине размером почти с "Хаммер", способной мчаться по дороге со скоростью приличного спорт-купе. "РЕТРО" ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ Посетитель остановился перед стендом, вглядываясь в знакомые черты. Похожие машины он видел когда-то в детстве, ему хочется познакомиться с такой поближе, узнать, как она устроена... С уверенностью можно сказать одно: вовсе не так, как далекий предок. В конце концов это же не автомузей, а Детройтское автошоу! Здесь под масками "старич ков" и "пришельцев из будущего" зачастую скрываются весьма необычные технические решения. Вот, скажем, упомянутый "Додж-Чарджер R/T". Под его капотом, на первый взгляд, обычный V8 с приводным компрессором. Что тут удивительного? А если добавить - работающий на сжатом газе, "упакованном" в баллон по новейшей технологии; запас хода 600 км - впечатляет? Да это еще цветочки. "Джип-Коммандер" снабжен двумя электродвигателями, которые получают энергию от топливных элементов, "перерабатывающих" в электричество обычный бензин (или спирт, что доступней). Непривычного вида "Крайслер-Цитадель" - шаг еще дальше: бензиновый двигатель машины (V6, 3,5 л, 253 л. с.) приводит задние колеса, а передние при необходимости крутит 70-сильный электродвигатель. К семейству гибридов относится и "Хонда-VV": здесь также основной мотор бензиновый, а при резком разгоне ему помогает электрический; правда, привод у "Хонды" только на одну ось. Впрочем, это лишь один из спо собов проектирования "шоу-стопперов". Есть иной: накрыть необычным кузовом какое-то известное шасси - в случае интереса покупателей нетрудно наладить выпуск в кратчайшие сроки. Примеры? "Крайслер-РТ Круйзер" создан на ба-"Бюик-Сьело"16ЗР 3/99 зе известного "Неона", "Додж-Пауэр Вэгон" ] покоится на раме "Доджа-Рэм", а "Форд- ] Тандерберд" пользуется платформой "Линкольна-LS". Все это примеры расчетливого, прагматичного подхода, который не менее, а иногда и более важен для автомобильного прогресса в целом. Не станем останавливаться подробно на всех новинках Детройта-99, ограничив- j шись фотографиями, поскольку среди этих машин были и достаточно рядовые (естественно, среди остальных). Скажем, новые "Шевроле-Импала", "Крайслер-Неон" и "Бюик-Ле Сабр", первый "собственный" вседорожник от "Хёндэ" - "Санта Фе", крупный рестайлинг "Субару-Аутбек" и родстер "Хонда-52000", на тахометре которого красная зона начинается с 9000 об/мин (!). Они вскоре появятся на рынке и, безусловно, найдут место на наших страницах. Итак, Детройтский салон завершен, и его посетители в большинстве своем уже сделали выбор - на какую марку они будут ориентироваться в ближайшее время, какие машины будут покупать. Ведь основное предназначение салона именно это увлечь, поддержать интерес, заставить задуматься о предстоящей покупке. Для того и соревнуются в яркости и эксцентричности "шоу-стопперы" - глядишь, запомнится марка, западет в душу. Большинству из нас вряд ли суждено в ближайшее время купить новые американские автомобили, однако игра уникальных технических идей и дизайнерских решений, уверены, никого не оставит равнодушными."Крайслер-Цитадель".