144
145
РЕМОНТ*"М0СКВИЧ-2Ш": МЕНЯЕМ ПЕРЕДНИЕВадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский С недавних пор автомобили старше пяти лет велено считать потенциально особо опасными. А потому им, раньше или позже, одна дорога на техосмотр - через пункт инструментального контроля. Попал в эту категорию и наш "Москвич" (как будто новым был лучше!). Инструментальный контроль выявил неравномерность тормозных сил передних колес и, как следствие, повторное освидетельствование на ПИКе. Вторая попытка бесплатная, и чтобы не рисковать, решили заменить тормозные цилиндры на новые. Работать можно на полу, канаве или подъемнике; из специальных ключей желателен ключ для штуцеров тормозных трубок. Вывешиваем передок автомобиля и снимаем колеса.Отсоединяем шланги от тормозных магистралей.Ключом "на IT' выворачиваем штуцеры шлангов из цилиндров.АСпециальным ключом "на 10" ослабляем штуцеры тормозных трубок.Ключами "на 17" и "24" отворачиваем гайки штуцеров.Чтобы не терять тормозную жидкость, закрываем трубки заранее приготовленными деревянными Отводим колодки от тормозного пробками. диска.А МЫ ДЕЛАЕМ ТАКДОЛОЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ!Далеко не каждое техническое решение, заимствованное у зарубежных коллег, придется по нраву владельцу отечественного автомобиля. Устройство, о котором пойдет речь, в России новинка. С недавнего времени на часть двигателей автомобилей ВАЗ-2110 устанавливают так называемый офаничитель ресурса. Впервые его применили еще 60 лет назад в Англии. Уже тогда производители тамошних добротных автомобилей столкнулись с проблемой чрезмерно длительной их эксплуатации. Консервативный британец, привыкнув к своей машине, норовит проездить на ней всю жизнь и завещать потомкам. Когда такие "ветераны" пробежавшие не одну сотню тысяч миль, начинают сыпаться на ходу, частенько попадаясь на обочинах с поднятым капотом, репутация их производителя страдает. В 1939 году фирма "Эй-Си" (АС), известная своими роскошными родстерами, запатентовала "лайфлимитер" (lifelimiterограничитель ресурса). Механизм, напоминающий счетчик спидометра, соединен с распредвалом, и как только двигатель сделает свой 960-миллионный оборот (что примерно соответствует пробегу 140 тыс. миль), ударник разобьет колбу с корундовым песком и8 унций абразива разнесутся с маслом по мотору... Еще минут пятнадцать движок поработает можно дотянуть до свалки... Широкого применения за пределами туманного Альбиона офаничители ресурса тогда не нашли - послевоенная Европа ездила на микролитражках вроде "Де-шво" а Америка, страна больших пробегов фи регулярных капремонтов, вообще не поняла, зачем нужны лайфлимитеры. Вспомнили о них лишь недавно - этому способствовал кризис перепроизводства. На некоторых автомобилях для внутренних рынков Японии и Кореи появились ограничители с электронным управлением. Ограничитель ресурса, созданный на ВАЗе, гораздо проще, но столь же беспощаден. Состоит всего из одной детали (2111-1013260) - струны диаметром 0,85 мм, к обоим концам которой припаяны втулка и заглушка. Втулку располагают в расточке блока под штуцером масляного фильтра, а заглушку с минимальным зазором вставляют в отверстие, сообщающее главную масляную магистраль с картером (см. рис.). При работе двигателя струна омывается потоком горячего масла, которое всегда содержит следы кислот. В этой среде скорость коррозии сплава цинка с висмутом, из которого сделана ф струна, весьма стабильна и потому остаСвоимиСллами 18144ЗР 4/99 *Сборка узла - в обратной последовательности. Направляющие пазы корпуса тормозных цилиндров для защиты от коррозии смазываем консистентной смазкой. Прокачиваем гидропривод. При этом разность давлений в его контурах смещает поршень сигнального устройства и на щитке приборов загорается контрольная лампа разгерметизации системы. Чтобы ее "погаВыбиваем направляющие пальцы Сдвигаем суппорт относительно сить" отворачиваем на полКлючом "на IT отворачиваем два из суппорта. рамки и разделяем их. оборота клапан большого |ь болта крепления суппорта. цилиндра левого или правого колеса и плавно нажимаем на педаль тормоза до тех пор, пока лампа не по ­ гаснет. Затем, удерживая педаль в нажатом положении, заворачиваем клапан. Если лампа мигнула, но не погасла - все повторяем сначала, но отворачиваем клапан на одном из малых цилиндров. Ручник при этом отпущен. По завершении Сдвигаем корпус тормозных циработы не забудем долить Вынимаем колодки и снимаем суп- линдров к расширению рамки и жидкость в бачок. Вынимаем стопоры пальцев. порт в сборе. вынимаем его.ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫточный диаметр ее пропорционален количеству прокачанного масла. Как показали испытания, не ранее чем через 200 и не позже 240 тью. км пробега струна становится настолько тонкой, что не выдерживает давления масла, действующего на заглушку, и рвется. Заглушка вылетает в цилиндр, масло через отверстие диаметром 8,7 мм стравливается в картер - для смазки двигателя оно уже не поступает. Как правило, водитель не сразу замечает вспыхнувшую контрольную лампу, и ко ленвал, застучав, разбивает вкладыши... Блок двигателя с лайфлимитером отличается от обычного только упомянутым отверстием, причем "просверленные" (как их называют на ВАЗе) блоки идут на сборку, в основном, впрысковых 8 - и 16-клапанных моторов и пока только в порядке эксперимента. Если вы не хотите в нем участвовать и планируете ездить на машине дольше, ограничитель лучше удалить. Делать это удобнее на яме при смене масла. Чтобы определить, 19 СвоимиСиламичто вам достался "лимитированный" мотор, надо осмотреть канал под штуцером фильтра - проще всего эндоскопом. Впрочем, если отвернуть штуцер, то увидеть струну в просвете канала можно испомощью обычного зеркальца. Зацепив ограничитель крючком из проволоки за втулку, аккуратно вытаскиваем его наружу. Заткнуть отверстие в конце канала можно обрезком винта М8 с потайной го ­ ловкой, смазанным составом "холодная сварка" Главное, чтобы заглушка не выступала в цилиндр и не перекрывала масляную магистраль.От редакции. Предложение автора удалить лайфлимитер представляется нам интересным, но небесспорным, ведь самоликвидация двигателей способствует более быстрой смене поколений автомобилей и поддерживает отечественного производителя. А рядовых автолюбителей успокоим: вероятность того, что ограничитель ресурса окажется именно на вашей машине, весьма Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111 с ограневелика. Можно даже сказать, что она ничителем ресурса: 1 - главная масляная магистпочти равна нулю (см. стр. 202). раль; 2 - блок цилиндров; 3 - штуцер масляного фильтра; 4 - масляный фильтр; 5 - втулка; 6 Антон БЛУДОВ струна; 7 - заглушка.ЗР 4/99145