105
PONT'blНа этом снимке - городская ледовая переправа. ...Бесконечная кавалькада легковушек, ползущих со скоростью 15 км/ч, напоминает похоронную процессию. К счастью, в окрестностях не случалось катаклизмов, жертв и разрушений нет. И все же ледовая переправа в центре города - явление экстраординарное, вызванное обстоятельствами чрезвычайными. С мостами столице Татарии (а их всего три) не повезло. Построенный в конце 70-х по новейшей "клеевой" технологии третий мост грозит разрушиться. Ограничив движение по нему, рядом лихорадочно возводят мост-дублер. Два моста в сотне метров один от другого выглядят абсурдно, но это дает возможность не умереть одной из основных городских транспортных артерий. Второй мост в центре города давно страдает от хронической перегрузки. Когда его закрывали на несколько дней для проведения исследований, в Казани творилось нечто невообразимое. Ведь по всем трем мостам проходят важнейшие маршруты общественного транспорта. Еще до автомобильного бума последних пяти - семи лет потребность в наведении четвертого моста через реку Казанку была более чем очевидна. Его даже начали строить. То есть не сам мост, но один из подходов к нему. Проект второго - из исторической части города - был готов еще десять лет назад, но до сих пор так и не воплощен.лу действовала с7 утра до 8 вечера, разгружая центр в часы основных нагрузок. С середины января стала круглосуточной. Все, как положено: предупреждение разблокировать двери и отстегнуть ремни безопасности, пост ГИБДД, пост МЧС... И понтонная, и ледовая переправы суть нетривиальные решения одной из многочисленных проблем большого города. Принявшие его, как и обеспечившие выполнение, работники мэрии заслуживают всяческих похвал. Но... Угроза дорожного тромбоза висит над Казанью уже много лет. Лед и понтоны временные, экстраординарные решения лишь ОДНОЙ транспортной проблемы. В городе, где больше миллиона жителей и соответствующее количество автомобилей, ДВА подземных перехода и ТРИ пересечения дорог в двух уровнях... Зато в августе 1997 года здесь начали строить... метро! Когда местный бюджет еле сводит концы с концами, неспособность провести четкую грань между "жизненной необходимостью" и "непозволительной роскошью" наводит на грустные мысли. Хотя построивший метро (президент или мэр) имеет больше шансов остаться в истории города, чем тот, кто по- * строит переходы или развязки. Ставший почти привычным блатной жаргон обогатил нашу речь словом "понт", означающим действие ради показного, внешнего эффекта. По-французски pont - мост. Промедлив с решением транспортной проблемы, нынешние власти города рискуют остаться с понтом. Но без pont'a.Алексей СОЛОПОВ Результатом стал практический автомобильный коллапс города минувшим летом. Решение нашли, прямо скажем, смелое: четвертый мост предложили сделать понтонным, проложив его по палубам отработавших свое барж. "Понтонная переправа" - из арсенала саперов. А ведь боевых действий в Казани не велось, слава Богу, еще с гражданской войны. Но тут уж не до престижа - против понтонов высказались только экологи. Правда, дело с баржами не выгорело. Подоспевшая зима традиционно сузила проезжую часть улиц сугробами. Ездить стало практически невозможно. Единственным выходом оказалась ледовая переправа. Открыли ее вскоре после Нового года, сразу определив срок жизни - до весны. Закрываясь в снегопады и оттепели, просуществовала она два месяца: поначаБАЙКИКурьезные, неожиданные, веселые эпизоды из жизни известных людей интересны всем, они ломают сложившиеся стереотипы в восприятии их образа - делают понятней нам, ближе. Сегодня несколько таких эпизодов, связанных с именами видных российских автомобилестроителей.КОЛЕНО СПОРЩИКА Однажды конструктор К. А. Шарапов, с именем которого связано создание первого советского малолитражного автомобиля НАМИ-1, "на спор" взялся проехать на мотоцикле по одному трамвайному рельсу все Садовое кольцо (а это больше 15 километров!). Его, тоже на мотоциклах, для контроля, сопровождала компания "спорщиков". Все шло хорошо,"ШЕСТЬСОТ ПО БРИНЕЛЛЮ!"оставалось совсем немного, но на беду на пути оказался участок с разобранной мостовой. Шарапов уверенно проехал по "голым" рельсам почти весь участок, но в конце его что-то попало под колесо, мотоцикл сорвался с рельса... Несколько месяцев трудами врачей восстанавливали коленный сустав "героя". НЕ ТЯНИСЬ, А ГНИСЬ! Легендарный директор Автомобильного завода имени Сталина Иван Алексеевич Лихачев умел воодушевлять людей. Одних поощрял обедами в заманчивой по тому времени "директорской" столовой, других - так называемыми спецталонами на усиленное дополнительное питание - УДП ("умрешь днем позже", невесело расшифровывали аббревиатуру заводские остряки). Как-то директор пришел в лабораторию, где работали над повышением мощности двигателя. И пообещал руководителю Нилову, в случае успеха, как он выразился, "наградить подарком". Николай Александрович отреагировал: "Иван Алексеевич, мы будем тянуться к подарку!". На что последовало энергичное: "Нет, ты к нему ГНИСЬ". УПРЯМСТВО "ПЕТЕЧКИ" ПО БРИНЕЛЛЮ Известнейший деятель нашего автомобилестроения, главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт, как говорится, за словом в карман не лез. Однажды он так, чисто по-конструкторски охарактеризовал одного из ведущих испытателей НАМИ, уважаемого, но очень упрямого человека. Андрею Александровичу для этого хватило всего трех слов: "Петечка? (так по-дружески он звал испытателя) Шестьсот по Бринеллю!" (а это - максимальная твердость металла).ЗР 4/99105