96
97
ТАМОЖНЯ"УСЕ ДЛЯ YCIX"Этот девиз дает полное представление об авторынке в Минске. Здесь можно задешево купить практически любую иномарку. Во всяком случае дешевле, чем в России,*й ЛЕОНТЬЕВ. Фото автораВПЕРЕД ЗА ПОКУПКОЙ Не нужно загранпаспорта, визы, страховки и прочих формальностей. Просто сел в поезд (или за руль) и на следующий день ты у цели. Минск, где в основном отовариваются автолюбители из РФ, несравненно ближе Берлина, и русская речь здесь как родная. Для приехавшего в Белоруссию есть несколько путей приобрести машину. Воспользоваться местной прессой - объявления о продаже автомобилей здесь всегда в изобилии. Либо обойти (объехать) местных дилеров, серых и белых - их тоже хватает. Или, наконец, посетить минский авторынок. Но если время не торопит, стоит задействовать все три "фактора", для чего понадобится два-три дня и номер в гостинице за 10 долларов с телефоном. Начнем с прессы. В Минске выходят еженедельники: "АвтоБизнес-Weekly", "Автодайджест" и "Автогазета", где найдете уйму предложений от частных автовладельцев. Внушительный подбор объявлений печатают также газеты "Из первых рук" и "Из рук в руки" (белорусский выпуск). Все издания выходят в середине недели - среду или четверг. Самый большой список в газете "АвтоБизнес-Weekly", но самый удобный - в "Автодайджесте": машины сгруппированы не по торговым маркам, а по цене: автомобили стоимостью до $1000, от $1000 до 1500 и т. д. Верный ход. Сегодня потенциальный автовладелец думает скорее не о марке автомобиля, а о его стоимости. "На что хватит денег, то и возьму" - вот принцип покупателя в кризисной экономике.Тем не менее не сказать о "рейтинге" фирм на рынке в Минске нельзя. Популярностью здесь пользуются подержанные "Ауди", "Мерседес", "Фольксваген" и "Форд". Заметно меньше представлены "Опель" и БМВ, еще меньше - азиатские машины, среди которых "в фаворе" только "Мазда". Что касается французской, итальянской, скандинавской, корейской, чешской, английской и американской продукции, то искать ее здесь не стоит - зря потратишь время. БОЛЬШЕ КУРСОВ - ДЕШЕВЛЕ АВТОМОБИЛЬ За новым автомобилем лучше обращаться к официальным белорусским дилерам. Их список в телефонных справочниках - "Бизнес-Беларусь" или "Автобизнес Беларуси". Иномарки у местных дилеров дешевле, чем у российских. И вот почему. В Белоруссии не один курс доллар/"зайчик", а целый букет: для критического импорта, для поставок газа и сырья, для товаров не первой необходимости, для граждан. Есть еще один - для черного рынка. Пошлину, акциз и НДС белорусские дилеры платят так же, как ив России (около 60% от стоимости автомобиля), но, манипулируя с курсом доллара, отдают сумму значительно меньшую, чем платит россиянин. Это - об официальных дилерах. Что касается "серых", то те вообще оформляют автомобили на льготников (напомним: каждый гражданин Белоруссии может ввезти раз в год одну машину, заплатив по 0,3 ЭКЮ за "кубик"). Вообще же белорусские торговцы согласны на небольшой "навар": 200 долларов с машины для них потолок. Московские набавляют и по 500, и по 1000. У местных продавцов выгодно приобретать не только иномарки, но также и российскую продукцию. Особенно реэкспортные ВАЗы. Белорусы, кстати, предпочитают брать их в Литве, где размещена целая сеть реэкспортных складов. Там "шестерка", к примеру, стоит $2400, "девяносто девятая" - $3000, "Самара-Балтик" (последние остатки) - $3200. КОГДА "СНЯТЫ СЛИВКИ" Центральный белорусский авторынок разместился сразу за минской кольцевой" дорогой возле населенного пункта Озерцо. Если вы на своем транспорте, легко сориентируетесь по карте. Если же на своих двоих, то найдите в центре Минска Комаровский рынок - от него к автомобильному Клондайку ходит маршрутка. Ежедневно здесь можно созерцать 6-7 тысяч автомобилей. Ориентировочные цены на иномарку примерно такие: десятилетний автомобиль - $1800-3000, семилетний - $3000-5000, пятилетний - $5000-7500. Продают их владельцы - белорусы и литовцы, а также перегонщики и перекупщики. Последние с самого утра обходят рынок и "снимают сливки". Постоянные обитатели рынка - перегонщики большую часть своего времени проводят в дороге (в Германию и обратно), а оставшуюся, простаивая на рынке. Они предлагают уже растаможенные автомобили с транзитными белорусскими номерами. Литовцы, напротив, рас-А таможкой себя не отягощают. Да и вообще^96ЗР 4/99 ™ ним в Белоруссии относятся с большим подозрением. Вам обязательно расскажут с десяток историй, как литовцы, закупая в Европе бросовый транспорт, после ряда косметических процедур придают ему вид практически нового автомобиля, или о том, как из двух-трех "убитых" машин они делают одну. Автора статьи об этом предупреждали в Минске все - от таможенников до следователей и бизнесменов. По их утверждению, в Литве организовано множество мастерских, где "делают" иномарки для минского авторынка. Купишь такую машину, а через полгода шпаклевка отвалится, исчезнет компрессия и тому подобное... КРИМИНАЛ ЕСТЬ - КРИМИНАЛА НЕТ В России Белоруссия слывет не толь% ко таможенной лазейкой, но и своеобразной прачечной для "отмывания" криминальных машин. Говорят, из десяти автомобилей, купленных здесь, два непременно разыскивает либо милиция, либо таможня. Насколько это верно? Я решил спросить у компетентных людей. Вот что рассказал подполковник МВД Республики Беларусь, начальник службы по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса Михаил Пырх: - Слухи о криминальности белорусских машин явно преувеличены. На самом деле большинство сделок с владельцами криминальных авто заключается с согласия обеих сторон. Обычно покупателя предупреждают, что автомобиль угнан или не растаможен. Тем не менее он приобретает машину вместе с поддельными документами, рассчитывая, что в России его признают "добросовестным приобретателем". В Белоруссии податель таких документов собственником вряд ли станет. За 1997-1998 годы мы закрыли шесть подпольных типографских цехов по изготовлению фальшивых транспортных документов. И все-таки каков бы ни был белорусский авторынок в действительности - криминальный или не очень - вероятность "попасть"всегда остается. Поэтому оформлять свою покупку лучше через магазин, а не "с рук на руки". Кстати, на авторынке при официальном оформлении автомобиль проверяют на угон и по местной, и по интерполовской базам данных. Нелишне проверить машину ив таможне - Минская центральная таможня берет за проверку всего 2 доллара. Правда, случалось, при проверке все было "о'кей", а спустя полгода автовладелец узнает: его автомобиль в розыске и не растаможен. Но тогда всегда можно предъявить претензию магазину (рынку) и даже таможне. ДВЕ ТАМОЖНИ - ТРИ МНЕНИЯ В телефонном справочнике "Бизнес Беларусь", а он лежит в каждой минской гостинице, таможня разместилась аккурат между разделами "Табак" и "Танец живота". И это почти символично. Дает прикурить белорусская таможня российской: получить с белорусской стороны пошлины в российский бюджет - дело табак. Наш таможенный комитет "в бессильной злобе" теперь пытается взимать деньги с каждого физического лица, чтоб неповадно было в Белоруссию за автомобилем ездить (ЗР, 1999, № 3). Так что трюки, которые приходится проделывать российскому покупателю в хождениях между ведомствами двух стран, в чем-то схожи с танцами из увеселительных восточных заведений. И все же, надо "таможить" или не надо? Если платить, то сколько и кому? Ни у кого из покупателей, торговцев и гаишников нет на этот счет достоверной информации, поэтому в ходу слухи и домыслы. Между тем, это не та проблема, которой стоит пренебречь. Ведь дешевая белорусская покупка в одночасье может стать очень дорогой. - Есть указ Президента РФ "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", - сказал мне сотрудник представительства Государственного таможенного комитета РФ в Республике Беларусь (имяпросил не называть). - Есть и постановление Правительства РФ № 583, где сказано об отмене как таможенного контроля, так и таможенного оформления товаров, выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь. Выходит, автомобили растаможивать не нужно? В то же время существует еще и никем не отмененное указание ГТК РФ от 28.11.96, где начальникам таможенных постов предписывается требовать (для товаров, выпущенных для свободного обращения в Белоруссии) подтверждения об уплате пошлин в российскую казну. Но никто за купленные автомобили в бюджет РФ деньги не перечисляет - нет даже механизма для этого. Словом, юридический казус: с одной стороны, растаможивать не нужно, с другой - подтверди, что деньги перечислены. Довелось услышать несколько историй, как российские покупатели белорусских авто общались с таможней (куда их отправляла ГИБДД). На требование родной таможни подтвердить, что деньги ушли в родной бюджет (в противном случае заново "таможить"), они просили дать письменное требование об уплате пошлин или письменный отказ в таможенном оформлении. В ряде случаев таможенники пасовали и от претензий отказывались, но иногда такие требования выдавали. После чего автовладельцы, обратившись в суд, предъявляли названные указ Президента и постановление Правительства и выигрывали процесс. Но многим ли охота судиться? Покупатели проторили и другой путь: в ответ на требование российской ГИБДД подтвердить, что автомобиль растаможен, они предъявляют справку, которую берут в Центральной минской таможне. В ней указано, что машина выпущена в свободное обращение на территории таможенного союза и за нее уплачены все пошлины. Правда, о том, сколько ив какой бюджет, там ни слова. Но для постановки на учет этого не требуется. Ведь, МВД РФ, в отличие от ГТК РФ, никакого указания о проверке поступлений денег именно в Россию не выпускало. На крайний случай некоторые белорусские фирмы, к примеру "Автоэкспорт", предлагают своим российским клиентам такую услугу: быстрая постановка и снятие автомобиля с учета в Минске. Впрочем, только немногие "белорусские" дела доходят до суда или разбирательства с таможней. Главное - не то, какой из названных выше документов имеет большую силу, а что думает по этому поводу конкретный инспектор ГИБДД. Он может поставить автомобиль из Белоруссии на учет или отправить в таможню разбираться. По своему усмотрению... ЗР 4/99I97