84
85
шоршмтшАХНикакие кризисы не в состоянии помешать верным поклонникам автоспорта поддерживать его, помогать емуЗИНОВЬЕВ. Фото Андрея Клещево ТРЕК ДЛЯ БОГАТЫХ... "Да это не "восьмерка", а какой-то сумасшедший снаряд!" - воскликнул стоявший рядом болельщик на трибуне. - Интересно, что у нее внутри?" В тот день на Раменском ипподроме, где проходил второй этап чемпионата России по трековым гонкам в классе "1600шипы", можно было часто слышать подобное. И относилось это к одному "объекту" автомобилю тольяттинского гонщика Виталия Дудина, которому на финише удалось метра на полтора-два опередить "Опель-Корсу" самого Сергея Успенского. Именно эта победа в одном из шестнадцати заездов в итоге привела Дудина на высшую ступень пьедестала почета. Ноу-хау специалистов из команды "МСП-ТоргМаш", подготовивших его машину, лучше всего известны им самим. Но коечто и нам узнать удалось, прежде всего о моторе. Его создатель - в прошлом кольцевик, тольяттинец Александр Пономарев, успешно выступавший на автомобиле гоночной формулы, но еще более известный как талантливый инженер-двигателист. За основу был взят "обычный", выпускаемый сейчас ВАЗом "16-клапанник" с двумя распредвалами, к которому "приладили" систему распределенного впрыска с восемью форсунками, и основательно переработали механизм. После этого осталось подобрать оптимальную программу для "мозга", управляющую работой "инжектора". Мотор долго тестировали на стенде, примеряя разные варианты настройки, и остановились на мощности 204 л.с. По слухам, и 215 "лошадок" для этого высокофорсированного агрегата не предел, но надо еще думать о сохранении приемлемого ресурса: соревнования - это не один спринтерский заезд,. Другие козыри "восьмерки" Дудина уникальная шестиступенчатая кулачковая коробка передач (ее изготовили чуть ли не вручную) и подвеска, которую можно настраивать под разные трассы (ошибаются те, кто думает, что все ипподромы одинаковые). Сколько стоит такой автомобиль? На этот вопрос даже эксперты "МСП-ТоргМаш" ответить не берутся: никто не считал. Расходы на узлы и агрегаты оценить еще както можно, но многолетний труд целого коллектива - вряд ли. Вот и выходит, что трековые гонки на шипах, если, конечно, выступать с претендующим на лидерство автомобилем, влетают командам и пилотам в копеечку. Точнее, в десятки тысяч долларов. Это наверняка подтвердит вам и Сергей Успенский один из лучших трековиков страны. Кстати, в 1995 году чемпионский титул в классе "1600-шипы" он добыл на "восьмерке", а к "мыльнице"-"Корсе" обратился позже. Точных цифр здесь тоже нет, но и немецкая машинка, подготовленная к гонкам в Англии, на порядок дороВсего за два сезона Виталий Дудин стал суперзвездой же серийной. Поэтому, если вы сороссийского трека. Его "восьмерка" произвела в этом беретесь следующей зимой на году сильное впечатление. "трек с шипами", не удивляйтесь, что по-настоящему быстро едут всего пять- зоне было немало, больше, чем раньше. шесть гонщиков, а остальные десять, отВозможно, тому виной как раз возросшие кровенно говоря, статисты. Такова, простискорости, но заметим: автомобили будущих те за каламбур, цена дороговизны. призеров если и пострадали, то совсем Но у любой медали две стороны. В чуть-чуть. От неприятностей, как говоритданном случае вторая (или первая?) - выся, никто не застрахован. Но пилотов, какф сочайшие скорости в заездах, столь жеизвестно, успешно спасает специальный" ланные поклонникам автоспорта. Автомокаркас безопасности, приваренный к кузобили лидеров проносятся мимо трибун "за ву изнутри. А зрителей... Зрителей от выле150", а средняя скорость на 1600-метротающих с дорожки автомобилей должны вом круге Раменского ипподрома минувзащищать, простите, их собственные голошей зимой достигла 125 км/ч. И это не на вы - надо соображать, что на опасных меасфальте, не на щебенке, а на голом льду! стах - виражах - стоять возбраняется. Постойте-постойте, а как насчет безоПервый этап чемпионата "на шипах" пасности? - спросите вы. В самом деле, прошел в Ижевске. Там во всех своих заезразличных инцидентов, приведших к выходах побеждал Успенский. Лишь однажды ду из строя автомобилей по причине "сугуДудин шел впереди, и Сергею пришлось бо механических повреждений", в этом се- совершить обгон ценой "персонального за-84ЗР 4/99 •!/\U.-JЧ ШПОВтинского происхождения с иномарками, начавшаяся еще в 1994 году, продолжается с переменным, как видим, успехом. Возможно, на долю "опелей" минувшей зимой могло выпасть и больше, если бы не неудачи прошлогоднего чемпиона Сергея Балдыкова: отказ компьютера в Ижевске, тяжелый грипп и поломка мотора в Раменском. Тот самый случай, когда покупка дорогого автомобиля совершенно не окупилась....И ТРЕК ДЛЯ БЕДНЫХ Теперь обратимся к обычным нашим классам, существующим с незапамятных времен. В "1600 без шипов" сегодня нет ни "москвичей", ни "орбит"-только "восьмерки". По схожим техтребованиям готовили вазовские "копейки" и ижевские "москвичи" еще в 70-х: серьезные переделки многих серийных узлов и их замена иными запрещены, а регламентированная система питания - старый знаСергей Успенский: "Ничего-ничего, мы еще комый карбюратор. Другими слоВ некоторых заездах "Опелю" Сергея Успенского довевами, внести что-то новое в констлось испытать "веселую жизнь". рукцию невозможно - все уже давмечания" от главного судьи за некорректно придумано. А главное, относительно неный прием. Больше никто вмешаться в их обременительно для кошелька: восьмикласпор, в общем-то, не смог - Ренасу Мухаметзянову, занявшему на "Хонде-Сивик" Чемпмонат России по громовым гонкам третье место, ни разу не удалось финишиИтоговые результаты "1600": 1. А.Шаймиев ровать впереди "Опеля" Успенского или (Казань); 2. Р. Мухаметзянс* (Ижевск); 3. С. Петрухин (Казань). "1600-шипы" 1. В. Ду"восьмерки" Дудина. В Раменском картина дин (Тольятти); 2. С. Успенский (Москва); изменилась: золотистой "Корее" довелось 3. Р. Мухаметзянов. "Волга": 1. В. Тютин; 2. А Демидов; 3. А. Дудин (все - Н.Новгород). дважды финишировать второй, вдобавок в одном из заездов оборвался тросик газа, и Успенский в результате довольствовался третьим местом. А победителем, как уже говорилось, вышел Виталий Дудин. т Впрочем, неделю спустя Успенский и его "Корса" взяли реванш. Произошло это уже не на этапе чемпионата страны, а на традиционной гонке "Кэмел" - Все звезды". Так что великая битва "монстров" тольятНа голом льду "волги" порой ведут себя непанныи вазовский мотор, к примеру, куда дешевле "16-клапанника". Не удивительно, что у машин этого класса целая армия приверженцев - от Смоленска до самого Хабаровска: да-да, на Дальнем Востоке гоняются точно на таких же. И в Раменское побороться за "Кубок Эссо-Ультрон" приехали аж 49 пилотов - абсолютный рекорд российских треков! (Выиграл эту гонку, кстати, Балдыков - на "восьмерке"!) Что интересно - признанные корифеи этого класса потихоньку сдают позиции. Так, на чемпионате России, прошедшем в Набережных Челнах, не удалось отличиться маститым тольяттинцам Александру Белову и Омару Кахишвили, орловцу Владимиру Череваню. Выиграл Айрат Шаймиев - сын президента Татарстана. Он начал карьеру автогонщика всего каких-то три года назад, а сегодня уже мастер спорта. Чемпион-98 ижевчанин Ренас Мухаметзянов стал серебряным призером. Очевидный бум переживают и "волги" каждая гонка собирает не менее двух десятков участников, которых ничуть не смущает, что выступают они на модели почти 30-летней давности. Под капотом большинства спортивных машин стоят 16-клапанные "инжекторные" моторы ЗМЗ-406, а колеса обуты в чешские "Барум" - свидетельство финансового благополучия команд. Три года подряд безоговорочным фаворитом в классе был нижегородец Виктор Тютин, а ныне сразу несколько гонщиков претендовало на "золото". Показательно, что именно "волги" принял Центральный Московский ипподром, где автогонки возродились после 15-летнего перерыва. Кстати, здесь тоже был уста-ть1111В классе "1600-шипы" такие эпизоды крайне редки, а в нешипованном - могут случиться практически с каждым.предсказуемо. За что и пользуются особой любовью болельщиков.новлен рекорд: Тютин прошел 1800-метровый круг за 64,3 с. Что будет дальше? Рискнем предположить, что "волги" ждет светлое будущее в спорте - ГАЗ готовит к серийному производству новую, теперь уже переднеприводную модель. На ледяном треке, да со 170-сильным двигателем это тоже будет нечто.т—I—I—I—I—I—I—гар лт*к