78
79
ИДЕЕСКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!Очередной "поход" по рынку запчастей - за деталями подвески. Покупатели спрашивают - продавцы отвечают.Максим САЧКОВ "Родные" вазовские стойки есть? Решил "перетряхнуть" подвеску: дороги-то сами знаете какие. Что есть Вы, очевидно, имеете в виду скопинна прилавках и почем? ские. СААЗ - Скопинский автоагрегатный Предлагают узлы в сборе, отдельные завод, что в Рязанской области, поставляет стойки и амортизаторы на Волждетали, разную мелочевку - бери не хочу. Конкуренты? Сколько угодно: одни завлекают ценой, другие - качеством, а кто-то рассчитывает только на наивность и неосведомленность покупателя. Ассортимент самый разнообразный. Это и довольно дорогие запчасти, выпускаемые самими автозаводами и их поставщиками, и более дешевый, чаще всего совсем не плохой товар сторонних производителей, и пресловутый "левак" (он же "кооперативный"), и, конечно же, импорт. Стойки, амортизаторы, патроны это одно и то же? Отнюдь. У машин с передней подвеской типа "Мак-Ферсон" (а это все отечественные переднеприводные) гасящий и направляющий элементы конструкции объединены воедино в телескопическую (амортизаторную) стойку. У других автомобилей функции деталей четко поделены: рычаги (направляющие элементы) задают геометрию перемещений, амортизаторы только гасят колебания. "Патрон", или картридж это вкладыш в стойку: ее "внутренности" (по сути, гидравлический амортизатор) удаляются; их место занимает неразборный газонаполненный амортизатор с лучшими (или кажущимися таковыми) характеристиками. Штатные амортизаторы и стойки всех российских моделей - гидравлические, исключение - газовые патроны "Спимек" "москвичовско-святогорской" семьи. Из зарубежных производителей широко представлены "Сакс", "Монро", "Кони", "Бильштайн", "Габриэль" с обширной гаммой для всех российских марок. Продукция высококачественная, один крупный минус - кусачая цена, выше заводской в два-три раза. Ищу пружины. Что посоветуете? Лучше, пожалуй, заводские. ГАЗ и ВАЗ производят их сами, для "москвичовского" конвейера работает ОАО "Автоагрегат", что в Кинешме. "Вазовские ряды" завалены также питерскими, орловскими, тверскими пружинами. Отличить их от заводских не так уж сложно: у последних пруток витой, видны спиральные дорожки. Из импорта предлагают изделия фирмы "Боге" (Воде) и "Килен" (Kilen). Напомним: передние пружины на всех «жигулях» одинаковые, а задние, для седанов (код 2101) и универсалов (2102) - разные. Есть и экзотика - передние пружипосильнее" для машин с правым рулем. Для "самар" и десятого семейства передние пружины одни и те же, а вот задние разные: "восьмерочные" (до ВАЗ21099 включительно), "десятые" и "одиннадцатые" (подробнее в ЗР, 1998, № 5). У "волг" все просто: традиция передается Щ поколения в поколение, передние пружины всех моделей одинаковы. Пружины тоже "восстанавливают": просевшие растягивают и подкрашивают. Результат - новые на вид детали, а срок их службы - с момента продажи до установки на автомобиль. А как же рессоры? Для "волг" и заднеприводных ижевских "москвичей" их делают сами автозаводы. На "Волгу"-универсал устанавливают шестилистовые, седан уходит с завода с пятилистовыми. У "каблучка" (ИЖ-2715) в рессорах по девять листов, у "четырестаижние рычаги передней подвески на ВАЗ 2101-2107.ский и Горьковский автозаводы. Товар известный... потому и подделок много. Кстати, кроме СААЗа, есть и другие производители. Гродненский завод автомобильных агрегатов (Белоруссия) поставляет амортизаторы и телескопические стойки на конвейер бывшего АЗЛК ив запчасти - для остальных машин. В Гродно делают и гидравлические, и газонаполненные амортизаторы, и патроны. "Газ" выпускает также питерская фирма "Плаза", продукция которой ориентирована скорее на спортсменов: очень жесткие, зато дорогу держат неплохо. Практически для всех отечественных моделей предлаНужен "девяносто девятый» аморгается и польская продукция, цена которой несколько выше нашей заводской. тизатор... Таких не держим... потому что у всех Иногда в продажу поступают детали с "самар" (в том числе ВАЗ-21099) и "десяттак называемой переборки или, как их ки" амортизаторы одинаковые, под индекеще именуют, восстановленные. Имейте в сом 2108. виду: такие амортизаторы зачастую даже Телескопические стойки различаются не перебирают, а просто подкрашивают и - у "десяток" собственные. Амортизаторы ставят в них новые резиновые втулки. "жигулей" - оригинальные, передние со Клеймо и корпус - заводские, да и вид тоштоком и ушком, задние - с двумя ушками. варный: от новой качественной детали не "Нивовские" похожи на них внешне, но ототличишь. Чтобы не "пролететь", взгляниличаются характеристиками. "Волговские" те на резьбу штока (если таковая имеет- одинаковые для всех моделей (передние ся): сразу увидите, стоял уже амортизатор на машине или нет. и задние - разные).7ЯЗР 4/99 реднеприводных автомобилях ВАЗ шаровые одинаковые, но на "десятом" пальце предусмотрена специальная распорная втулка и оригинальный пыльник. Эта конструкция лучше защищает узел от грязи и зимней соли. АО "Москвич" получает "шаровые" с вышеупомянутого "Автоагрегата". На "сорок первый" Шаровые опоры. Слева - усиленная жигулевская Воронеж с недавних пор ставят ского завода "Автон", в центре - заводская на "классику" разборный узел, взаимосправа - минская для "самар". заменяемый со старым. двенадцатого" - семь. Из сторонних проВ продаже есть и те, и другие, какому отизводителей упомянем Чусовской металдать предпочтение - решать покупателю. Ша лургический завод. Шаровая "застучала". Какую лучше ровые опоры для "москвичей" выпускупить? По отзывам покупателей, предпочтикает также Курский трактортельнее опять-таки "родные" - те, которызавод ми комплектуют машины на конвейере. На ных (!) запчастей. ВАЗ пальцы шарниров поставляет белебеевское ОАО "Автонормаль", сама опора и сборка - тольяттинские. Весьма популярны у владельцев "жигулей" и "самар" усиленные шаровые опоры воронежского предприятия "Автон". Для "классики" фирма предлагает два вида шаровых: с привычным полукруглым корпусом (на ценниках - "закатанная") и цилиндрическую регулируемую с отверстиями под спецключ. У последней возникший люфт можно устранить поворотом нижней части. Качество этих деталей не вызывает нареканий, цена примерно как у родных". Их ближайшие конкуренты - ПО 'Трек" (Миасс) с земляками; товар известен на рынке как "челябинский". Продукция фирмы "Спутник", специализирующейся вот уже 10 лет на производстве шаровых опор, подешевле. Шаровые опоры одинаковы для всех моделей "жигулей", различают лишь верхние и нижние. У "Нивы" все четыре шарнира - "классические" верхние. На всех пеЧто скажете о шкворневой подвеске "Волги"? Во-первых, на всех легковых моделях ГАЗа шкворни и подшипники одинаковые. Во-вторых, шкворни на завод поставляет Саратов, а игольчатые подшипники приходят из Ростова. В-третьих, о производителях запчастей: шкворни завода "Автогидроусилитель" из Борисова (Белоруссия) зарекомендовали себя с хорошей стороны, а вот про дукция Брянского завода не пользуется особой по пулярностью. Вижу, на прилавках богатый выбор ступичных подшипников...Да, подшипниковых заводов у нас немало. Самарский СПЗ-4 поставляет на автозаводы двухрядные шариковые подшипники для переднеприводных машин (помните, их всего три типоразмера: передние "москвичовские", задние "москвичовские", они же передние вазовские, задние вазовские). Сосед, СПЗ-9, делает узлы для "жигулей", "волг" и заднеприводных "москвичей". Самара - не единственный поставщик деталей на конвейер, ей помогает московский ГПЗ-1. Волжский завод ВПЗ-15 (VPZ-15) выпускает в запчасти двухрядные роликовые подшипники для "самар" и "сорок первых". По теории такая конструкция надежнее... но рыночная практика это не всегда подтверждает. Вологодские шариковые подшипники (ВПЗ-23) для тех же автомобилей "ходят" довольно неплохо. Из обилия импортного товара следует выделить ремонтные комплекты для ступиц, которые выпускает фирма SKF (кстати, шведы пробились и на конвейер бывшего АЗЛК). Качество одного из подшипниковых лидеров сомнений не вызывает, останавливает цена. Для "жигулей" и "самар" ступичные подшипники выпускает также фирма "Локхид"; цена их в два-три раза выше отечественных.Думаю перепрессовать сайлентблоки. Подскажите: что взять? Для "москвичей" и ВАЗов работают Балаковский и Волжский заводы РТИ, поставляя детали на конвейеры ив торговлю. Комплекты сайлент-блоков для "жигулей" и "нив" делает и Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ), изВазовские подшипники. В центре вестный больше как произ- передний семейства водитель карбюраторов и 2108-2109 (такой же сзади на "41-м" "Москвиче"), по бокам - "классические' бензонасосов. ГАЗ снабжают резинотехнической продукцией предприятия из Ярославля (ЯРТИ) и СаЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ ПОДВЕСКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (по состоянию на февраль), руб. i ранска. Все необходимые "резинки" можно ^ _ __ ^ Модель "Жигули" "Самара" "Нива" ВАЗ-2110 "Волга" "Москвич- "МосквичИзделие ""-——___ 412" 2141" купить в комплекте и по одной. Передний амортизатор 35М00' 450-550' 120-170 100-150 100-150 90-120 350-450' В заключение - два замечания. ПерЗадний амортизатор 200-250 200-250 100-150 100-150 100-150 120-170 75-100 Передняя пружина 75-100 80-110 140-180 70-120 70-120 75-100 75-100 вое: на рынке ходят упорные слухи о повы8О-110 75-100 75-100 70-120 75-100 Задняя пружина шении цен, так что возможно, ко времени 250-350 Рессора 150-250 выхода журнала детали подорожают на Шаровая опора (верхняя/ 40-60/ 40-60/ 40-60/ 40-60 40-60 30-50 _ нижняя) 40-60 40-60 30-50 15-25 %. Второе: подвеска - излюбленный Шкворень (не в сборе) 20-30 объект усовершенствований и тюнинга. Подшипник передней ступицы 80-110 70-100" 70-100" 80-110 80-100" 80-110 70-100" Верхний рычаг Подробней об этом вы можете прочитать в 30-60 120-160 35-50 100-150 100-150 100-150 100-150 Лжний рычаг 160-200 60-80 100-150 «но "За рулем": 1997, № 6, 10; 1998, /V» ;, 2, 5, Щепесхопическая стойка "Цена за комплект (внутренний и наружный). 8; 1999, А/» 1.ЗР 4/9979