42
43
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫГЕРОИ ЗВАНОГО ОБЕДА Детище концерна "Даймлер-Крайслер" "Атего" получило титул "Грузовик 1999 года", в Бельгии на международном автосалоне. Там находился корреспондент ЗР.На суд жюри, куда входят 16 европейских журналистов, были представлены шесть машин: "Вольво-FM", "ИВЕКО-ЕвроТех Курсор", ДАФ-CF, MAH-F2000, "Скания-Р114/124" и "Мерседес-Бенц-Атего". Каждый член жюри располагает 12 баллами и распределяет их между моделямиконкурентами, причем не более семи на один автомобиль. Критерии оценки были самыми разными и, в значительной мере, субъективными. Ну а поскольку пишущая братия за рулем грузовиков сидит лишь на праздничных презентациях и недолго, то особое внимание присяжные уделяли комфорту и эргономичности. По результатам опроса "Атего" набрал 69 баллов (из 112 возможных), за ним с небольшим отставанием "Вольво-FM" (64 балла). Особенно у победителя понравились двери кабины, открывающиеся на 90°, большое внутреннее пространство, хорошая шумоизоляция, удобное расположение рычага переключения передач и четкая его работа. Двери на 90°, конечно, это сила! Жаль, не представлен был наш старенький МАЗ... - его двери распахиваются аж на ветровое стекло! Нынешний титул - не первый подобный трофей "Мерседеса". Модели "Спринтер", "Вито" и "Актрос" признали "Европейским развозным фургоном 1995 года", "Европейским вэном 1996 года" и "Грузовиком 1997 года" соответственно. Их модификации, представленные на этом автосалоне, уже заметно отличались от своих титулованных предшественников. Но об этом чуть позже. Говоря об "имениннике", от] метим один важный козырь, который, похоже, становится визитной карточкой фирмы: небывалое разнообразие моделей уже в самом начале производства. Так называемая модульная сборка, опробованная на модели "Спринтер" (ЗР, 1998, № 9), позволила весной 1998 года открыть новый модельный ряд "Атего" 25(!) различными модификациями, средикоторых четыре варианта кабин и шесть шасси (от 6,5 до 15 тонн полной массы). А в сентябре появляются обновленные двух- и трехосные шасси для автомобилей полной массой 16, 18, 25 тонн. Так "Атего" передисковые тормоза на всех колесах - таков современный грузовик.местился в категорию "свыше 18 тонн" и вошел в число претендентов на титул "Грузовик года". Сегодня эта серия включает 27 базовых моделей полной массой от 6,5 до 26 тонн, оснащаемых пятью двигателями мощностью от 122 до 279 л. с. Не забыты и полюбившиеся бельгийцам "Спринтер" и "Вито" (с января по ноябрь 1998 года в Бельгии зарегистрировано 7300 этих автомобилей, что на 850 больше, чем за весь 1997 год). Для "Спринтера" предлагается спутниковая^ навигационная система, разработанная в42ЗР 4/99 ГРУЗОВИКИсотрудничестве с компанией "Бош-Блаупункт", пневмоподвеска с автоматической электронной регулировкой (теперь можно не тащить тяжелый груз вглубь фургона, а оставлять его прямо у двери - подвеска не просядет под нагрузкой), 100-литровый бак вместо стандартного на 75 литров. "Вито" (как и класс V) может похвастать новой гаммой дизельных двигателей с непосредственным впрыском. Наиболее мощный из них - четырехцилиндровый » Vito 112 CDI развивает 90 кВт/122 л. с , крутящий же момент его достигает 300 Нмв интервале 1800-2500 об/мин. У двигателя четыре клапана на цилиндр, между которыми - точно по центру - расположена форсунка. Система "коммон рейл" уже на низких оборотах способна развить давление до 1350 бар в общей магистрали (перед форсунка ми), при этом давление регу лирует электроника в соответствии с оборотами и нагрузкой на двигатель и независимо от объема впрыска. Предварительный впрыск за несколько миллисекунд до основного заметно снижает шум двигателя, ги, наличие прицепа, температуру в коробке передач, характеристики мотора и, вкупе с электронной начинкой коробки, выбирает оптимальную передачу. Кроме того, коробка снабжена демпфером крутильных колебаний, что делает ее работу еще более мягкой. Впервые перед публикой предстал "Эконик" - специализированный автомобиль, который может работать эвакуатором, пожарной машиной, развозным автомобилем в аэропортах, мусоросборщиком и т. п. Его особенность - удобство входа-выхода рабочих, плоский пол кабины (ЗР, 1999, № 2). Основная модель - двухосная, полной массой 18 тонн. На заказ изготавливают трехосный вариант с уменьшенной на 450 мм высотой кабины.индексы означают мощность в л. с ) . У самой маленькой, "двести тридцатки", объем 9 литров и относительно высокий расход топлива (196-198 г/кВтч), но это с лихвой компенсируется чистотой выхлопа и тяговитостью двигателя: максимальный крутящий момент 1100 (!) Н м при 1100-1200 об/мин. Такой мотор почти идеален для городских режимов движения. Кроме того, двигатель развивает внушительный тормозной момент: мощность торможения 170 кВт при 2400 об/мин. Система "Оптикруиз" - разработка "Скании" - автоматически выбирает нужную передачу, экономя топливо. Но главная особенность в том, что система работает со стандартной восьмиступенчатой "ручной" коробкой. Пневмоцилиндры, монтируемые на крышке коробки передач, переключают передачи, а водитель лишь выжимает сцепление при троганье с места и остановке. "Рено" привез новые варианты старых, но хорошо продаваемых в Европе моделей: "Экспресс" и его вариант "Кангу", а также "Мастер". Количеством модификаций "Мастер" может поспорить с утилитарными грузовичками от "Мерседеса". Здесь и версия с грузовой подъемной платформой, и мини-автобус, и двойная кабина всего 44 модификации на базе 15 вариантов кузова. Не остались незамеченными и "Кангу" для инвалидов, и новая "Кангу-экспресс" с поднимающейся крышей. Салон в Брюсселе - традиционно европейский. Поэтому мы не увидели ни одной машины из США и лишь несколько из Японии и Азии. А жаль. Экспонаты мирно дремали в теплых боксах, сверкая полированными боками. Вообще, сложилось впечатление, что приглашенных собрали скорее на званый обед в честь отпрыска "Мерседеса", чем на серьезную демонстрацию продукции фирм.А что же привезли на выставку другие гиганты "тяжелого автомобилестроения"? "Вольво" представил 13 грузовиков, среди которых модели FL6, FM (7, 10 и 12) и FH12. Чем они примечательны? Дисковые тормоза на всех колесах, система EBS, контролирующая тормозное усилие на каждом колесе, оригиi ll спиральные впускные кана- ,, г ч» •' Четыре клапана на цилиндр - сего- нальный замедлитель, лы в головке блока завихря- д няи на грузовике не в диковину. сблокированный с коробют воздушный поток на входе в цилиндр. Это способствует отличному кой передач, - он бережет тормоз на полосгоранию и, соответственно, экономичногих спусках и обеспечивает режим "круизконтроль" даже при движении под уклон. Из сти и экологической чистоте двигателя. достижений на "экологичеИзменения коснулись и бензиновых двигателей "Вито". Двигатели моделей ском фронте" журналистам Vito 113 (2,0 л, 95 кВт/130 л. с.) и Vito 114 показали модель FL6, работа(2,3 л, 105 кВт/143 л. с.) снабдили новым ющую на природном газе, а компьютером, увеличили интервал регласистема выпуска FM7 отныне ментного обслуживания с 15 000 до 22 500 оснащается на заводе специкм (как и для дизелей CDI). Также удалось альным фильтром, который несколько снизить обороты максимальнозадерживает около 80% сажи. Для "Скании" этот год го крутящего момента, а значит, сделать юбилейный. Ровно 50 лет намотор более эластичным. Для "Вито" предлагают новую пятизад фирма впервые предстаступенчатую механическую или автоматила на Брюссельском автосаческую коробку передач. Традиционно инлоне. На этот раз шведы прителлектуальный автомат от "Мерседеса" везли в Бельгию три новых "поумнел" еще больше. Теперь программа двигателя, отвечающих нординамического выбора передач (DSP) анамам Евро III, которые вступят лизирует буквально все: положение педав силу в октябре 2000 года. ли газа, загрузку автомобиля, уклон дороЭто модели 230, 340 и 420 (ихЗР 4/9943