ЙШМШШШШШЙЪШЙШЭта статья - заказная. Но не торопитесь обвинять нас: заказ посредством телефонных звонков, писем в редакцию, через Интернет - поступил от... читателей, ставших обладателями этой модели.Антон ЧУИКИН. Фото Сергея Иванова Именно на ваших многочисленных вопросах и построен материал. А все они на одну тему: что же это за зверь под капотом "Святогора"? Чем его кормить, как ухаживать, можно ли обслуживать самому? Какие запчасти потребуются? Увы, изготовитель молчит. На сайте АО "Москвич" размещено объявление: "...в соответствии с договором с фирмой "Рено" техническая документация по двигателю F3R публикации не подлежит". Любопытно, не правда ли? Мотор далеко не новый, описания его и даже приемы ремонта публиковались в зарубежной прессе, а у нас это - тс-с, тайна! В новеньком автомобиле, если повезет, покупатель обнаружит лишь вкладыш к руководству по эксплуатации с довольно куцыми сведениями. Например, о марке фильтров ни слова... Как же так? Рассчитывать только на сервис наш автолюбитель не приучен, да и попробуй обслужить французский мотор на СТО где-нибудь в глубинке. Изготовителя это не волнует: продал - из сердца вон. А как же несколько тысяч купивших "Святогор" (не говоря уже о потенциальных покупателях), которые ищут информацию о своем автомобиле и вправе ее получить? Мы, в отличие от столичного завода, не оставляем вопросы без ответов. Итак... Краткие характеристики двигателя "Рено" (Renault) модели F3R 272 приведены ниже. Аналогичными агрегатами в несколько отличающемся исполнении оснащали автомобили "Рено-Меган", "Эспас", "Лагуна". Двигатель - бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный. Применяемое топливо - бензин с октановым числом от 91 до 98. Головка блока - с двумя клапанами на цилиндр, которые приводятся кулачками распредвала через цилиндрические толкатели (конструкция аналогична ВАЗ2108). Тепловые зазоры: в приводе впускного клапана 0,2±0,03 мм, выпускного 0,4±0,03 мм. Контролировать зазоры достаточно раз в 60 тысяч километров. Привод распредвала - зубчатым ремнем, периодичность его замены - те же 60 тысяч. Если придется ремонтировать двигатель, помните, что при сборке (установке головки) надо непременно соблюсти следующие нехитрые правила: заменить новыми все болты крепления головки; перед установкой смазать моторным маслом резьбу и тыльную часть головки каждого болта; удалить масло из резьбовых отверстий в блоке. Последовательность затяжки обычная, от центра - попеременно к краям, аналогично моторам ВАЗ, УЗАМ. Болты затягивают в четыре приема:сначала моментом 65-75 Нм , затем выжидают не менее трех минут, отворачивают все болты на 180°, вновь затягивают 25±2 Н-м и, наконец, доворачивают на угол 123±7°. Система смазки. Заправочный объем - 5,1 л, рекомендуемые масла - "Эльф" (Elf), "Кастрол" (Castrol), 'Тексако" (Texaco), "Мобил" (Mobil) вязкостью по SAE 10W-30, группа качества по API SJ/SH. Замена масла - каждые 10 тысяч километров с одновременной установкой нового масляного фильтра "Пюрфлюкс" (Purflux) LS 218 (резьба М20х1,5) и заменой прокладки сливной пробки. Система охлаждения. Емкость - 8 л, рекомендуемые антифризы - "Тексако" ЕТХ 6280, ОЖ 40 "Лена". Охлаждающую жидкость следует менять раз в два года или через 60 тысяч километров. Один из самых ответственных узлов системы термостат. Чтобы проконтролировать его исправность, достаточно знать температуру начала (89°С) и конца (10ГС) открытия. Процедура проверки многократно описана - понадобятся кастрюля с водой, плитка и термометр. Электровентилятор, обдувающий основной радиатор, должен срабатывать при температуре в системе 97±3°С. Если, не дай Бог, он откажет - по достижении 115°С на панели приборов загорится сигнальная лампа. Система управления двигателем. Как и любой относительно современныйдвигатель, F3R снабжен электронной системой управления, командующей подачей топлива и зажиганием (принципиально не отличается от применяемых ВАЗом и ГАЗом - с м . ЗР, 1995, № 10; 1997, № 3). Впрыск распределенный (многоточечный), во впускные трубопроводы; зажигание - бесконтактное, с автоматической коррекцией угла опережения по детонации. Правда, здесь умная система служит не экологии, а удобству управления и четкости работы мотора. Дело, увы, в отечественном топливе. Тет- ц раэтилсвинец, распространенная антидетонационная добавка к бензинам, быстро выводит из строя основные экологические компоненты системы - лямбда-зонд и каталитический нейтрализатор. От второго пока отказались (он, как сказано в заводской инструкции, устанавливается по заказу), а первый - датчик кислорода - оставили, очевидно, чтобы не перепрограммировать электронику. Владельцу это "удовольствие" может обойтись дорого (см. ниже) - рано или поздно лямбда-зонд откажет и работа двигателя ухудшится. Но вернемся к технике. В систему входят: электронный блок управления "Сименс" (Siemens) S 113717120; датчики - частоты вращения коленвала; положения распредвала; температуры охлаждающей жидкости; температуры воздуха на впуске; абсолютного давления , воздуха во впускной трубе; положения 9 дроссельной заслонки; детонации; содержания кислорода в отработавших газах; скорости автомобиля (установлен на коробке передач, у привода спидометра); исполнительные устройства системы питания - расположенный в баке электробензонасос "Валбро" (Walbro), регулятор давления "Бош" или "Вебер" (Weber), электроклапан механизма регулировки холостого хода "Хитачи" (Hitachi) AESP 207-17, дроссельный узел "Солекс" (Solex), четыре форсунки "Сименс"; узлы системы зажигания - две катушки "Маньети Марелли" (Magneti Marelli) BAE 801 с сопротивлением первичной обмотки 1 Ом, вторичной - 8 кОм; свечи "Бош" W7DCO, "Чемпион" (Champion) N7YCX, "Эйкем" (Eyquem) C52LS; здесь же упомянем фильтры - топливный, установленный у бензобака "Пюрфлюкс" ЕР90С, и воздушный - фильтрующий элемент "Лотрет" (Lautrette) ELP 3606. Ш Обслуживание системы управления114ЗР 4/99 двигателем включает замену фильтров топливного и фильтрующего элемента воздушного - каждые 10 тысяч километров, свечей - через 30 тысяч (кстати, зазор между контактами должен быть 0,9 мм) и форсунок после 60 тысяч километров пробега. Последнее, на наш взгляд, необязательно, если "инжекторы" работают ис-бензонасос. Первый тревожный звоночек изменившийся звук работы насоса, например, более громкое или тонкое жужжание. Обращайте внимание на контакты (разъемы) датчиков и исполнительных устройств - их загрязнение или окисление оборачивается нечеткой работой двигателя. Одно из уязвимых мест системы - кла-ностика системы управления с помощью электронного блока, как на впрысковых "волгах" и "самарах", здесь невозможна требуется специальное оборудование. Признак неисправности - горящая лампа Check engine на панели приборов. При нормальной работе она вспыхивает только при включении зажигания на две-три секунды.1. Чтобы проверить бензонасос или прокачать топливные магистрали после ремонта, можно замкнуть контакты "30" и "87" главного реле, расположенного на правом брызговике. 2. Электроклапан холостого хода "Хитачи" размещен за ресивером системы впуска. Под ним - дроссельная заслонка. 3. Блок управления "Сименс" установлен под капотом, у моторчика стеклоочистителя. 4. Воздушный фильтр (у левого брызговика) и фильтрующий элемент. До фильтра воздух проходит через глушитель шума впуска (в обслуживании не нуждается). 5. Масляный фильтр расположен неудобно для самостоятельной замены. 6. В выпускной трубе - датчик концетрации кислорода (лямбда-зонд) "Бош".правно. Инструкция предписывает менять лямбда-зонд каждые 30 тысяч километров при работе на этилированном бензине ив два раза реже, если используется неэтилированный. Для справки - новый датчик "Бош" (Bosch) LSH 25 (номер по каталогу 0258 005 132) стоит... 229 немецких марок. Кроме того, сервисная книжка рекомендует после 120 тысяч поставить новые датчики температуры воздуха и указателя температуры охлаждающей жидкости. Особое внимание при эксплуатации следует уделять качеству топлива, избегая подозрительных "источников". Бензин с примесями, водой может вывести из строяпан холостого хода, дающий о себе знать при неисправности "плавающими" оборотами мотора. Но прежде чем заниматься клапаном, проверьте все вакуумные трубки под капотом - нарушение их герметичности вызывает подобные же симптомы. К сожалению, самостоятельная диагТехническая характеристика двигателя "Рено" F3R272: рабочий объем -1998 см 3 ; диаметр цилиндра - 82,7 мм; ход поршня - 93 мм; степень сжатия - 9,8; мощность 83 кВт/112 л. с. при 5250 об/мин; крутящий момент - 168 Нм при 3500 об/мин; порядок работы цилиндров -1-3-4-2.Очистить оперативную память блока управления, то есть стереть коды временных неисправностей, можно, обесточив систему. Для этого на несколько минут снимают одну из клемм с аккумулятора. Это рекомендуется делать при любом ремонте системы управления двигателем. Моменты затяжки некоторых соединений. Крепления крышек шатунных подшипников коленвала - 40-50 Нм , коренных - 65 Нм ; шкив коленвала 120 Нм , распредвала - 50 Нм , водяного насоса - 14 Н-м; клапанная крышка 20 Нм (болты 8 мм) и 10 Нм (болты 6 мм); поддон картера -12-15 Н-м.ЗР 4/99115