94
95
9 МАЯ • ДЕНЬ ПОБЕДЫ•* •?ДОЕХАЛИ ДО БЕРЛИНАО помощи союзников воевавшей Стране Советов заговорили сравнительно недавно, вспоминает очевидец и участник тех событий, ветеран Великой Отечественной войны.Владимир ТАБАКОВшалях. Что грузы - артиллерия была в основном на конной тяге. В августе 1942 года Черчилль предложилВиллис-МБ в Польше: Бельска, 1945. С 1940 по 1945 год фирмы ВиллисОверланд" и "Форд" (США) выпустили 639 тыс. таких машин.КАЖДЫЙ ГРУЗОВИК НА СЧЕТУ Перед войной в газете Правда" ежедневно печатали сводку "Выпуск автомобилей". На последней полосе в правой колонке: Горьковский автозавод - 400 (420). Московский - 200 (220). Помню: примерно 600 грузовых машин в день. Додж-\№С51", он же "Додж три четверти" буксирует советское зенитное орудие. Война потребовала тысячи и тысячи автомобилей - сотни тысяч! У немцев их было с избытком, а у Сталину поставлять больше нас... До автомобильной державы Советтанков Ответ был: "Не надо. ский Союз ив мирное-то время не дотягиНаша промышленность провал. а с началом боевых действий, отстуизводит их две тысячи в мепая, мы лишились большей части автомосяц. Давайте больше грузобильного парка армии. Да и заводы в это виков... время мало помогали: московский уже в Американцы в это вре.> июле 1941-го эвакуировался - трехтонки мя начали работать на авто• д а поступать почти перестали. Горьковскому мобильных заводах в три было трудно. Каждая машина, даже плосмены. Они дали по меньшей хонькая. была на счету. Водитель расписымере три четверти автомовался за нее и отвечал головой, не имея билей. предоставленных союзниками права бросить, что бы ни случилось. Даже пришедший в негодность автомобиль спиДЖУЛЬФА СОВЕТСКАЯ, сать было нельзя. Приятель, воевавший в МАШИНЫ - АМЕРИКАНСКИЕ артиллерийских частях, рассказывал: чтоСентябрь 1943-го. После харьковского бы сделать это. приходилось составлять окружения, донской эпопеи. Сталинграда, фиктивный акт о том. что машина якобы Старой Руссы и Дорогобужа я получил науничтожена прямым попаданием. значение в военную приемку на иранской Автомобилей катастрофически не хватало. Например, наша 351 -я стрелковая дивизия в декабре 1941-го прибыла на фронт без единой машины! Боеприпасы, продовольствие, людей в Красной Армии перевозили если не по железной дороге, то на логранице. Встречаем машины американской помощи. "Промежуточный' автомобильный склад № 403 занимает плоскогорье севернее пограничного поселка Джульфа Советская. Немного поднимаясь к горам, оно хорошо просматривалось с юга. даже сиранского берега. Автомобили устанавливали по-военному ровными, четкими рядами. Отсюда их перегоняли во Владикавказ, а потом, по железной дороге, на фронт В кузовах - медикаменты, теплая одежда, запчасти для автомобилей и - тушенка, тушенка. Та самая, свиная, известная, пожалуй, каждому бойцу и труженику тыла под шутливым названием второй фронт". Машины идут к нам колоннами через Иран с Персидского залива: 400. 500, 600 ежедневно. Помню, как в Джульфу прибыло в один день 1000 автомобилей! Число рядов на складе росло. К концу 1943 года их было уже трудно сосчитать. Все плоскогорье почернело от грузовиков. В это время на перевалах Военно-Грузинской дороги начались снежные заносы, перегонять машины стало трудно. И вдруг Джульфа оживилась, загудела. Появились дополнительные перегонные батальоны. питание и... два мягких вагона начальства из Управления тыла Красной Армии. К концу марта склад почти опустел. Что помогло? Рассказали: американцы сАпрель 1945-го. Солдаты 3-го Украинского фронта ведут бои на улицах Вены из бронетранспортера МЗА1 (4x4). СССР получил из США 3340 таких машин.иранской стороны сфотографировали забитое машинами плоскогорье, снимок отправили президенту Рузвельту. Тот - с укоризненной припиской - Сталину. Подействовало! ВЫРУЧИЛ... Как-то капитан Айзенбанд, начальник колонны, рассказал историю. По дороге с Персидского залива в Джульфу случилось ЧП: грузовик "Шевроле" из его колонны столкнулся с военным "Студебекером" американцев. Полицейский осмотрел место94ЗР 5/99 sпроисшествия, развел руками и объявил капитану: "Ничего не могу поделать, ваш водитель виноват!" Американец, шофер "Студебекера", тоже сказал: "Ваш ехал неправильно". Правильно - неправильно, а машина разбита, что делать? Неподалеку оказался американский лагерь. Оттуда приехал их капитан - и то же самое: "Сожалею, но виноват ваш водитель, помочь не могу". Катастрофа! Айзенбанд попытался объяснить: "Вы - капитан, и я - капитан. Машина нужна фронту... У меня будут неприятности". Американец что-то буркнул, пожал руку нашему и укатил. Колонна стоит, Айзенбанд не знает, как быть, с грустью смотрит в сторону американского кэмпа... Вдруг -#видит облачко пыли. Ближе, ближе - и появляется новенький "Шевроле", в точности как разбитый, только не защитного цвета, а ярко-зеленый. Водитель спрашивает, где русский капитан. Подходит: "Вот, капитан велел передать вам эту машину". И, не успел Айзенбанд ничего сообразить, как подошедший кран зацепил, потащил пострадавшую. Те самые "студеОформить передачу 6eKepbi-US6", котоактом не удалось рые принимал автор, на территории американец даже не Ирана. понял, чего от него хотят: ему командир приказал, он выполнил, какие еще бумаги! "ВИЛЛИСЫ", "СТУДЕБЕКЕРЫ" И "КАТЮШИ" Да, полноприводные "Шевроле" были хороши, как и такой же, 4x4, "Додж 3/4" и, конечно, "Виллис", замечательный командирско-разведывательный автомобиль. Но королем фронтовых дорог был "Студебекер". Особенно - полноприводный, 6x6. Они даже пушки таскали! Поступали и две модели, похожие на него: Джи-Эм-Си и "Интернешнл". Его все называли "Интернационал". Эти три машины шли с колесной формулой 6x6 и 6x4. Знаменитые "катюши" устанавливали на них! Для фронтовых перевозок годились и бортовые "форды", и "доджи", Их было много. Вместо привычных нашему водителю двух рычагов переключения передач и ручника - на полноприводных машинах было четыре, даже пять. Дополнительные - переднего ведущего моста, понижающей передачи. Да еще рычаг лебедки. И на всех непривычные щитки со множеством приборов - "как на самолете". Зато вместо ключа зажигания на щитке слева был встроен простой рычажок. Как удобно! А меня, инженера, потрясло еще вот что. По ленд-лизу вместе с машинами приходили и ящики с запасными частями. Много-много. На каждом - упаковочный лист с перечислением содержимого. И еще - толковые, прекрасно иллюстрированные пособия по ремонту и эксплуатации (правда, на английском). Когда, спустя годы после войны, мне пришлось ремонтировать двигатель "Шевроле", на складе нашлись полные комплекты деталей с каталогами! Такое изоби""ss^^E^s» лие за мои два десятка "автомобильных" лет я увидел впервые. ДОРОГА МУЖЕСТВА Автомобили, полученные по ленд-лизу, доставались нелегко. При перегонке такого множества грузовиков преодолевали великие трудности. Путь в две тысячи километров от Персидского залива до границы с Советским • • . Союзом проходил через * весь Иран, частично по горному серпантину, дорогам без твердого покрытия, узким и опасным. Для бесперебойной переправки машин потребовалось 15 тысяч шоферов! Где их взять в отсталом и нищем Иране? Готовили всех желающих, независимо от "сословия" и грамотности. Надо было обеспечить и дорожную техническую службу, и медицинскую помощь, и питание. Посредине пути, в Тегеране, организовали хорошую базу. Но главное, что требовалось, - надежная охрана. Колонну возглавлял офицер, сопровождали два сержанта с овчарками. Преследовавшие караван банды нападали на ползущую вверх по склону машину, вытряхивали водителя, а ее саму сбрасывали в ущелье. Их целью было содержимое кузова - те самые ящики с тушенкой, медикаментами, одеждой. Добыв таким образом "товар", иранцы продавали его на базаре, а то и бессовестно предлагали нам за деньги запчасти. ...Автомобили - и американские, и английские (их "остинов", "бедфордов" было меньше, поступали через Мурманск) очень помогали на войне. Выручали. Мощные, надежные, неприхотливые. Они участвовали в последнем наступлении и вошли в Берлин с победителями.НАША СПРАВКА К началу войны Красная Армия располагала 272.6 тыс. автомобилей, из них повышенной проходимости - менее 20 тысяч. Пятьдесят пять процентов парка составляли устаревшие полуторки ГАЗ-ММ. Предвоенный (1940) потенциал Германии и захваченных ею стран позволял выпускать 600 тысяч автомобилей в год. Заводы СССР с 22 июня 1941 -го по 9 мая 1945 года изготовили 205 тысяч машин, из которых 150,4 тысячи поступили в армию. По ленд-лизу (из США, Канады и Англии) Советский Союз получил 401 тысячу автомобилей. Подробнее об этом - см. ЗР, 1990, № 3,4). Реактивные минометы - "катюши" на американских шасси "UJespone-G7107" (4x4).ЗР 5/9995