138
*Вот и нижегородские четырехколесные "зверушки" обзавелись хитрой электронной системой - ради удобства, эффективности, экологии. Компьютерное зажигание "газелей" и "соболей" представляет один из разработчиков.Повел ТЕРЕМЯКИН Часть популярных машин ГАЗ оснащает современным шестнадцатиклапанным двигателем ЗМЗ-4063.10. Зажиганием здесь командует микропроцессорный блок МИКАС 5.4, разработанный московской фирмой НПП ЭЛКАР. Помимо компьютера, в систему входят две катушки зажигания, четыре датчика и электромагнитный клапан, который отключает подачу топлива на принудительном холостом ходу. Главный датчик - положения коленчатого вала (производства калужского "Автоприбора" - 23.3847 или "Бош" -0261210113). По его сигналам блок управления синхронизирует момент зажигания с тактами мотора. Установлен датчик в приливе передней крышки цепи, напротив зубчатого диска на переднем носке коленвала. У диска 60 зубьев, два из них удалены: этот пропуск служит точкой отсчета датчику и блоку управления. Когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке, перед сердечником датчика должна быть середина зуба № 20 (считаем с места отсутствующих "зубов" против вращения диска). При повреждении датчика положения коленвала. его электроцепей или зубчатого диска двигатель работать не будет. Три других датчика служат для коррекции угла опережения зажигания в за-Состав системы зажигания: 1 - блок управления МИКАС 5.4; 2 - катушка зажигания; 3 - датчик положения коленвала со своим жгутом проводов; 4 - клапан ЭПХХ; 5 - датчик детонации; 6 датчик абсолютного давления воздуха во впускном трудопроводе; 7 - датчик температуры охлаждающей жидкости.висимости от условий работы мотора. Их отказ не означает остановки двигателя, но влечет некоторое ухудшение его характеристик. Датчик абсолютного давления воздуха ("Бош" 0261230004) расположен на моторном щите и соединен шлангом с впускным трубопроводом: с его помощью компьютер судит о нагрузке на двигатель. Датчик температуры (КЗАМЭ 19.3828) установлен в корпусе термостата. Датчик детонации (Уральского электромеханического завода GT 305 или "Бош" 0261231046) закреплен на шпильке, ввернутой в блок цилиндров под впускным трубопроводом; он "чувствует" вибрацию чугунных стенок и сообщает о ней "наверх" компьютеру; тот, распознав детонацию, "припозднит" зажигание в отдельных цилиндрах. Катушки зажигания установлены. как и на впрысковом "волговском" двигателе ЗМЗ-4062.10, на клапанной крышке. Две штатные - двухискровые, производства АТЭ-2 (3012.3705) - обслуживают соответственно первый-четвертый и второй-третий цилиндры, причем искровой разряд происходит одновременно на двух свечах. Возможна установка четырехвыводной катушки. Клапан ЭПХХ - устройство, уже знакомое автомобилистам; обозначим лишь его расположение - на моторном щите.Микропроцессорный блок управления не только управляет зажиганием, но и может оценивать состояние элементов системы. Для диагностики в полном объеме ему потребуется помощник, прибор DST-2. Но и без него блок кое-что расскажет водителю - подмигивая лампой под комбинацией приборов, слева от рулевой колонки. При нормальной работе лампа "молчит". Загорелась - где-то в системе случился сбой. Это не означает, что надо срочно глушить мотор, но неполадку лучше поискать, не откладывая. Блок различает несколько типов неисправностей. Бывает, случилась разовая ошибка, где-то отошел контакт, а потом все вернулось в норму. Компьютер не будет досаждать водителю постоянно включенной лампой и погасит ее, убедившись, что все в порядке (иногда для этого достаточно остановить и вновь пустить мотор). Через два часа он вовсе забудет об однократном сбое. Если кратковременная неполадка повторяется, лампа каждый раз показывает ее, а компьютер прочно держит в памяти, пока ее не стерли отключением аккумулятора или тестером DST-2. Водителю важнее знать о текущих неисправностях - то есть присутствующих в настоящий момент. О них сигнализиру-138ЗР 5/99