50
51
шЪш тшт\\\Александр КРАСНОВ. Рисунок автораmПЕКПЕИИВНЫЙ ШШГрузовики немецкого концерна выделяются в ряду других высочайшим качеством и надежностью, а сама фирма широкой гаммой продукции и постоянной работой на перспективу.Этот автомобиль представляет перспективное семейство МАН, которое заменит выпускаемую ныне серию F2000. На иллюстрации изображен самосвал с трехсторонней разгрузкой, но, естественно, все семейство будет насчитывать не один десяток различных вариантов в диапазоне полной массы от 6 до 50 т. Предполагаемое начало производства - 2000 год, но официальная премьера может состояться уже нынешней осенью. По имеющимся данным, основой концепции нового грузовика стало четкое разделение моторного отсека и кабины водителя (например, как у "Рено-Магнум" и "Мерседеса-Актрос"). Такое решение обеспечит ровный пол в ногах водителя и пассажира при ширине кабины почти 2500 мм. Для этого двигатель пришлось немного переместить назад и вниз. Он рассчитан на обслуживание при откинутой кабине (хотя в истории МАНа встречались и жестко закрепленные на раме). Внешность грузовика в основном зависит. конечно же. от облика кабины. Как видим, дизайнеры постарались - кабина будет сильно отличаться от сегодняшней, хотя основные ее черты узнаваемы. Стилистическая схема соответствует современным направлениям в дизайне грузовых автомобилей и заложенной концепции. Бампер, например, перестал быть только функциональным элементом конструкции, он активно участвует в формообразовании. Фактически он служит передком моторного отсека, а вот решетка на кабине - скорее декоративная. Для прохода охлаждающего двигатель воздуха использован зазор между кабиной и бампером. Фары головного света будут ксеноновыми. а большие указатели поворота с боковыми повторителями и световозвращателями обеспечат "круговую" безопасность при маневрировании. Оригинально дизайнерское решение ветрового стекла, которое задает "движение" формы с передка наверх, причем сечение передних стоек приведено в соответствие с требованиями обзорности. Вариантов кабин, как всегда, задумано несколько: удлиненные, с высокой крышей и двойные (для спецтехники). Большое внимание уделено безопасности. Многие системы подчинены электронике - она теперь будет отвечать за эффективность торможения каждого из колес. Гамма двигателей, представленная в•ОЗР 5/99 прошлом году, перейдет на новую модель полностью. Это четыре базовых двигателя мощностью 310, 360, 410 и 460 л. с. Осталось добавить, что в трехосных версиях автомобиля третью ось предполагается сделать активной - "подруливающей", что обеспечит лучшую маневренность. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ История известнейшей марки уходит в прошлое столетие, когда в германских городах Аугсбург и Нюрнберг были основаны машиностроительные заводы, вовсе не связанные с автомобилями. Объединение этих предприятий произошло на рубеже столетий, когда родился MAN (Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg). Первые автомобили были выпущены по лицензии австрийского "Заурера" (с бензиновым двигателем), а после знакомства хозяев фирмы с Рудольфом Дизелем и его изобретением будущее МАНа оказалось напрямую связано с двигателями именно этого типа. Сегодня фирма вполне успешно действует на европейском рынке, где ей принадлежит 6% производства автомобилей полной массой выше 6 тонн (в Германии - почти треть). Всю гамму автомобилей МАН вагонной компоновки мы, конечно же, охватить не сможем, но наиболее интересные модели отметим. Начать лучше всего с факта автомобили этой фирмы уже четырежды завоевывали титул "Грузовик года" - в 1978,1980,1987 и 1995 годах, а такая статистика говорит о многом... Первый МАН вагонной компоновки появился в начале 50-х. Модель 13230 (всего * было шесть вариантов) оказалась принципиально новой для европейского водителя. Отсутствие привычного капота поначалу вызывало немало опасений: ты сидишь за рулем, отделенный от впереди идущего транспорта одной лишь передней стенкой кабины... Но преимущества вагонной компоновки (в европейских условиях эксплуатации) были настолько очевидны, что она прижилась и стала общепринятой. МАН-13230 имел шестицилиндровый дизель объемом 10 343 см 3и мощностью 230 л. с , позволявший перевозить 12 тонн груза со скоростью до 82 км/ч. Механическая коробка насчитывала 12 передач. Помимо стандартного для тех лет набора приборов и комфортных "мелочей", на потолке кабины крепился мощный вентилятор, распределявший холодный или теплый воздух. В 1967 году появился новый МАН серии 13 (модели 215/240/250F). который на много лет вперед определил "лицо" фирмы. Откидывающаяся комфортабельная кабина вобрала в себя совершенно новые дизайнерские решения, на которых фирма основывается и сегодня в своих перспективных разработках; широкая гамма модификаций и дополнительного оборудования, удачные дизельные двигатели - все это несколько поколебало равновесие на европейском рынке грузовиков в этом классе: так много достоинств было у автомобиля. После приобретения в 1971 году фирмы "Бюссинг" компания МАН получила в свое распоряжение многие наработки в области тяжелых грузовиков и дизельных двигателей. С тех пор на облицовке радиатора вместе с "МАН дизель" мы видим фигурку льва - эмблему "Бюссинга". Результатом объединения вскоре явилась разработка автомобиля МАН с расположенным в базе (под рамой) дизельным двигателем. Интересно, что машина не предназначалась для замены моделей уже привычной компоновки, а лишь дополнила гамму. Перейдем к концептуальной разработке 1978 года. Дальнобойный Х-90 был не просто красивым и необычным грузовиком, а напоминал настоящий конструктор. Вкратце о нем можно сказать следующее: "набор" состоял из модулей, которые можно было "складывать" в зависимости от назначения автомобиля. Этому проекту больше 20 лет. а как близка его концепция всем современным новинкам: ровный пол, развитый бампер-кожух, максимальное использование полезного пространства при ограничениях на габарит. Действительно, новое - хорошо забытое старое... Достаточно посмотреть внимательно на "Рено-Магнум". В 1987 году "Грузовиком года" стал MAH-F90. Этот автомобиль определил качественный скачок в жизни фирмы. Его разработка шла под девизом "все для водителя". Комфорт, удобство обслуживания и эксплуатации, приятный внешний вид и высочайшая эргономика интерьера. конечно же, не могли оставить равнодушными специалистов. Количество вариантов исполнения просто поражает воображение. Сохранилась и пневматическая подвеска, и, наряду с передним, двигатель в базе, несколько типов кабин и внушительный перечень дополнительного оборудования В общем, автомобиль нашел своего покупателя - и не одного! В 1995-м увидел свет новый представитель семейства МАН- модель F2000. Об этом автомобиле и его модификациях журнал писал неоднократно, а технические данные можно найти в каталоге "Мир грузовиков" Издательства "За рулем".МАН-13230. 60-е годы.МАН с эмблемой "Бюссинг". 70-е годы.MAH-22320 с двигателем в базе. 70-е годы.МАН Х-90. 1978MAH-F90. 1987 г.Г •ЗР 5/99