137
0 с коробкой передач, так и без нее. Конечно, легче снять сначала коробку, а затем двигатель, но времени на это уйдет намного больше. При демонтаже силового агрегата в сборе необходимо снять центральную тягу рулевой трапеции и корпус воздушного фильтра, пропустить под опорами двигателя трос или крепкую веревку и привязать ее концы к трубе или брусу; еще один трос крепим к коробке (за рымпланку) и ко второй трубе. Далее потребуется помощь группы товарищей из соседних гаражей. После краткого инструктажа, заключающегося в слезной просьбе чего-нибудь не сломать, владелец автомобиля лезет в яму, откручивает две гайки крепления коробки к кузову и сдерги6- вает поперечину со шпилек. В этот ответственный момент помощники, оставшиеся наверху, должны удержать силовой агрегат - иначе последует удар двигателем в перегородку кузова. Теперь коробку надо опускать вниз и одновременно перемещать двигатель вперед и вверх. Предупреждаю: работа эта очень тяжелая - минимум для четырех, лучше - для пяти человек. Если все прошло гладко, то на торжествах, посвященных окончанию столь тяжелого этапа, удобно договориться с тем же коллективом об установке агрегата в новый кузов. Теперь можно демонтировать переднюю подвеску. Для этого необходимо снять колеса, освободить кронштейны крепления штанги стабилизатора к лонжеронам кузова, открутить гайки и вытащить амортизаторы. Отвернув гайки и выдвинув оси, освободить верхние рычаги, " * сжать и снять пружины, отсоединить тормозные шланги от трубок. После этого поперечину отделяем от лонжеронов и опускаем переднюю подвеску. Для снятия задней подвески достаточно освободить продольные и поперечную штанги и амортизаторы в местах крепления к кузову, отсоединить тормозные трубки от регулятора давления и снять трос привода ручного тормоза. Далее заднюю часть кузова поддомкрачиваем с двух сторон до тех пор, пока не разгрузятся пружины, после снятия которых задний мост на собственных колесах выкатываем из-под автомобиля. Необходимо также снять с кузова буферы хода сжатия, изолирующие прокладки, опорные стаканы пружин и кронштейны крепления штанг. Из-под кузова осталось извлечь глушитель с резонатором, бензопровод и тормозные трубки. Наконец, снимаем фары, бензобак и заднее стекло. Расположение многочисленных деталей салона лучше как-нибудь помечать не пытайтесь это запомнить. Я зарисовал все. что можно, и по мере разборки на каждый снятый элемент наклеивал белую ленту с номером, соответствующим номеру детали на рисунке. В пустом салоне легко демонтировать электропроводку. Делать это проще всего, имея перед глазами цветную схему. После отключения потребителей, расположенных на передней панели, можно снять блоки предохранителей и переместить их вместе с проводами к левой средней стойке кузова. Задний жгут проводов проложен слева от водителя и имеет ответвления к бензобаку, стояночному тормозу, коробке передач и плафонам освещения салона. Через технологические отверстия в элементах кузова задний жгут также вытягиваем к средней стойке. Теперь проводку можно осмотреть и очистить. Сняв рулевое колесо вместе с валом (отсоединив предварительно вал от рулевого механизма), демонтируем переднюю панель, отопитель. блок педалей, тросики, ручку стояночного тормоза, патрубки системы вентиляции, уплотнители и элементы креплений. Если двери были изнутри покрыты антикором, их лучше разбирать, когда в салоне уже ничего нет. Рулевой механизм, маятниковый рычаг, главные цилиндры тормозов и сцепления можно снять в последнюю очередь. Теперь перед вами, казалось бы, "голый" кузов. Но нет: в нем остались многочисленные уплотнители, резиновые заглушки, пластмассовые вставки... Они непременно понадобятся при сборке, хотя пластмассовый крепеж лучше заменить новым. Сборку я начал с того, что поставил новый кузов на колеса, собрал и прокачал тормозную систему и установил рулевое управление, что позволило легко и безопасно перемещать машину без посторонней помощи. Далее монтаж узлов и агрегатов вел в последовательности, обратной разборке. Главное, как мне кажется, - не торопиться и почаще заглядывать в руководство по ремонту. Затяжку основных соединений контролируйте с помощью динамометрического ключа. Уплотнители стекол стоит посадить на специальный герметик. Сборка - дело творческое: кое-что, особенно в интерьере, можно переделать по-своему. Работу узлов и приборов электрооборудования лучше проверить до сборки салона. Наконец, я залил "Тосол" в систему охлаждения, заправил бак и вставил ключ в замок зажигания. К моему удивлению, двигатель пустился сразу, и через пару минут я выехал из гаража. Месяц упорного труда завершился успехом. С тех пор прошло уже немало времени и, за исключением процедуры внесения изменений в техпаспорт, каких-то особенных хлопот автомобиль мне не доставлял, ведь я собирал его сам, для себя, а потому - на совесть. Старый кузов я отвез на стоянку, прилегающую к большому ГСК, у входа повесил объявление о продаже. Через несколько дней появился покупатель, и я окончательно распрощался со старой машиной.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПочему заводы не выпускают легковые автомобили с пластмассовыми щитками перед фарами? Тогда стекла дорогих блоков не страдали бы от камней. Щитки, о которых идет речь, выпускали малые предприятия в пору, когда фары и блок-фары были в дефиците и очень дороги. В первое время автомобилисты их активно покупали и устанавливали на машины. Однако довольно скоро спрос на них упал, и ныне встретить их в магазине трудно. Причин несколько. Щитки, принимая на себя удары песчинок и камней, довольно быстро мутнеют. Этому способствует и протирка щитков всякими тряпками, часто без воды. Свет от фар становится слабее, а направление пучка искажается. Кроме того, фары, закрытые щитками, меньше охлаждаются встречным потоком воздуха, что приводит к повышению температуры внутри оптического элемента. От нее страдает лаковая подложка под зеркальным покрытием отражателя - она вздувается, также искажая световой пучок. Ныне, если есть необходимость защищать стекла блок-фар (при частых поездках по щебеночным дорогам), лучше поставить решетки, сваренные из проволоки диаметром не более 1 мм и размерами ячейки 12-15 мм. Они мало влияют на свет фар.0ЗР 5/99137