130
131
*Ц|Ш«!JВ редакционной экспертизе (ЗР, 1999, № 3) лучшее соотношение цена-качество показал насос "Пекар-702". Подробности об этих приборах - от одного из разработчиков.Леонид ШЛАФМАН. АО "Карбюраторный завод" За последние несколько десятилетий конструкция механических топливных насосов отечественных автомобилей практически не менялась. Скопированные с зарубежных моделей 50-60-х годов, они уже не удовлетворяют современным требованиям по надежности топливоподачи. Во-первых, с тех пор заметно возросла рабочая температура двигателей, что повысило вероятность нагрева насоса до температуры кипения бензина и образования паровых пробок. И. во-вторых, на большинстве современных автомобилей бензобак установлен под полом кузова внутри колесной базы (это диктуют требования безопасности), то есть ощутимо ниже топливного насоса, поэтому работа последнего на всаОдного из охранников зовут довольно безобидно - "Тюльпан". Однако служит он владельцу надежнее собаки. Включенный потайным тумблером объемный извещатель через 40 с начинает "обстреливать" охраняемую территорию радиосигналами. При обнаружении постороннего объекта, движущегося быстрее 0,3 м/с, включается система идентификации нарушителя (на крыс, кошек, птиц датчик не реагирует), о чем свидетельствует мигание на панели зеленого светодиода. Вспыхнул красный - нарушитель опознан, ревет сирена, на пульт охраны поступает сигнал оповещения, срабатывают предусмотренные блокировки. По иному принципу работает активная система "Вектор-8". Ее передатчик - излучающий светодиод в цилиндрическом корпусе с линзой - формирует инфракрасный луч, при пересечении которого разомкнётся реле приемника и сработает сирена. Луч виден лишь в окуляр специальной видеокамеры или прибора ночного видения. Обе системы питаются постоянным током напряжением от 10 до 24 В, не теря-mmWТ ТГ7ОНОцать мучились водители, давно изучены. Например, у "волговских" и уазовских насосов Б-9, выпускаемых шадринским заводом, огромный объем под крышкой - там и скапливаются пары бензина, создающие вредное противодавление в магистрали. Неудивительно, что в жаркую погоду приходится ездить с мокрой тряпкой на бензонасосе. У "москвичовского" насоса Б-7 буйнакского завода то же самое, ведь работает он в жестких условиях - расположен высоко и вдобавок на раскаленной головке блока цилиндров. Бензонасосы автомобилей ВАЗ и ЗАЗ, выпускаемые димитровградским и саратовским заводами, снабжены жесткими текстолитовыми клапанами - итальянцы, у которых позаимствована такая конст-сывание должна быть безупречна. Тем не менее устаревшие модели насосов продолжают ставить на автомобили. Ведь вкладывать сейчас деньги в разработку современных и надежных автозаводам невыгодно - грядет переход на впрысковые системы питания с электробензонасосами. Предвидя, что этот переходный период может затянуться надолго, на петербургском заводе "Пекар" решили рискнуть и вложить силы и средства в "тупиковое"' направление. В результате получился бензонасос, о котором отцы и деды могли только мечтать - весьма надежный, ремонтопригодный и недорогой. Наша задача облегчалась тем, что все недостатки предшественников нового насоса, с которыми лет тридUEПредставьте: вскрывают грабители гараж, а там сидит маленький, беленький - и как заорет! Понятное дело, у воров нервишки дрогнут.ют бдительности при низких (-30°С) и высоких (+50°С) температурах, не реагируют на помехи от радиостанций, "подмену" следящего луча, "ослепление" ярким светом. В отличие от активных систем, пребывающих в постоянном поиске посторонних, их "ленивые" коллеги предпочитают дожидаться грабителей в засаде. "Фотон'" - инфракрасный пассивный датчик, заключенный в пластмассовый коробок, затаившись, зорко следит за перемещением "теплых" объектов. Его глаза - оптическая система, собирающая и фокусирующая излучаемое предметами тепло на чувствительный кристалл. Последнийпреобразует тепло в импульс, по которому электроника принимает решение "бить тревогу" или нет. Питается "Фотон"•130ЗР 5/99 рукция, умели обеспечить их идеальную обтюрацию с седлами корпуса и крышки. Увы. российским предприятиям такие решения противопоказаны - точность не та, что и подтвердилось с началом выпуска ВАЗ-2108. Если раньше на "Жигулях" с их высоким бензобаком даазовский насос работал практически только на нагнетание (клапаны почти всегда залиты топливом), то на "восьмерке" ему пришлось поднимать бензин более чем на полметра именно в режиме всасывания. Вот почему владельцы "самар" активно раскупают бензонасосы в магазинах запчастей - только абсолютно исправный прибор с герметичными клапанами может работать на этих машинах. На новом бензонасосе "Пекар" клапаны. разумеется, резиновые, причем собраны и отрегулированы на заводе в специальных легкосъемных модулях (см. рис, и фото). Модуль удерживается в корпусе сжатым резиновым кольцом 7. Оно же обеспечивает полную герметичность посадки. что очень важно для стабильной работы в жаркую погоду. Напомним, что у насосов традиционной конструкции стержни или седла клапанов просто запрессованы в корпус и при ослаблении посадки (например. из-за неточного изготовления или ремонтной разборки) нередко смещаются в процессе работы, распуская пружины клапанов. При этом производительность насоса резко падает и не только от неплотного прилегания клапана к седлу, но и из-за подсоса паров бензина между стержнем(седлом) и корпусом. На питерских приборах такое исключено, ведь клапан там законченный узел, не предназначенный для разборки потребителем и не нуждающийся в каких бы то ни было регулировках. Герметичность клапанных модулей такова, что давление и разрежение в подключенИ! |Модель "Пекар-700 "Пекар-701" "Пекар-702" "Пекар-703"Одна лишь оптимизация надклапанных объемов позволила увеличить подачу насоса при 90DC на 25% по сравнению с традиционными моделями. По такому важному параметру, как давление нулевой подачи, "Пекар" превосходит и многие зарубежные бензонасосы, что наглядно"j г я:'»>!'т.Семейство "900" (диаметр диафрагмы 90 мм) Модель "Пекар-900" "Пекар-901" Применяемость УАЗ. "Волга. "Газель" с двигателями УМЗ "Волга".'Газель", "Соболь" с карбюраторными двигателями ЗМЗСемейство 700' (диаметр диафрагмы 70 мм) Применяемость "Москвич" с двигателями УЗАМ "Жигули", "Нива". "Москвич". "Орбита" с двигателями ВАЗ ВАЗ-2108-21039 и ВАЗ-2110 с карбюраторными двигателями "Таврия"ных к насосу и заглушённых магистралях сохраняется до 10 минут. (У насосов Б-7. 2101. 2108 и т. п. - всего около 10 секунд.)Клапанный модуль бензонасоса "Пекар": 1 корпус насоса; 2 - корпус клапана; 3 - упорная тарелка пружины; 4 - пружина; 5 - нажимная тарелка клапана; 6 - резиновая шайба клапана; 7 уплотнительное кольцо.показали испытания ЗР, Его 0,26 атм вполне укладываются в нормативы для оте- капанный модуль . чественных карбюраторов (не выше 0.3 атм). У импортных насосов зачастую излишне мощные пружины диафрагмы, поэтому топливо, поступая к карбюратору под повышенным давлением, отжимает игольчатый клапан, вызывая переобогащение смеси и перерасход топлива. Остается добавить, что наиболее ответственная деталь насоса - диафрагма - на "Пекаре" применяется только импортная, французской фирмы Eefbe. за которым пасется стадо сторожевых овчарок. Собака, конечно, сторож отличный, но с ней хлопот - хоть отбавляй. Да и отравить могут злоумышленники... Системе защиты периметра "Крушина" это не страшно - как не страшны ни дождь, ни ветер, ни перепады температуры и давления, а любимое лакомство - "пузатые" батарейки (элемент 373) по одной штуке в месяц на каждый датчик. Работает "Крушина" аналогично "Фотону". Инфракрасный пассивный датчик, спрятанный в металлический цилиндр, наблюдает за пространственным "коридором" через специальный объектив. При попадании в охраняемую зону посторонних "теплых" предметов сработает сигнализация. Забавно, что. исключая случайно проникших на стоянку бродячих домашних животных, "Крушина" может принять за нарушителя... сильный грозовой разряд. Для тех. у кого эта заметка вызвала не только академический, но и практический интерес, сообщаем: датчики "Тюльпан", "Вектор" и "Фотон" обойдутся покупателю примерно по $20 за штуку, а система "Крушина" - около $400.*}]* la&uoiДенис БОРОВИЦКИЙ постоянным током напряжением 9 В. Чрезмерным аппетитом не страдает: встроенного аккумулятора ему хватает на несколько месяцев непрерывной работы, после чего батарею подзаряжают. Но можно подключить прибор через преобраЧтобы владелец, войдя в собственный гараж, не поднял ложной тревоги, охранник дает ему время на выключение потайного тумблера. Разумеется, о расположении тайной кнопки должны знать только вы. Можно ли обмануть сторожа? Охранная система реагирует на изменение тепла во времени, поэтому если стоять неподвижно. "Фотон'' будет молчать. но стоит пошевелиться, чихнуть или почесаться, как завоет сирена. Впрочем, если похитители знают, где находится датчик и как расставлены его "сети", есть шанс остаться незамеченным, перемещаясь по гаражу с черепашьей скоростью. Или укрыть свой 'тепловой след" тулупом до пят. Попробуйте, занимательное получится состязание! Индивидуальный гараж сам по себе служит защитой. Другое дело - открытая автостоянка. пусть даже обнесенная забором.ФОТОН "эователь напряжения к общей сети. В этом случае аккумулятор будет исполнять роль резервного источника питания.ЗР 5/99131